Историзм

Историзм

(нем. Historismus) — термин, используемый для описания тенденции в творчестве некоторых художников и архитекторов, с целью рассмотрения их работ как части всеобщего процесса развития культуры, поддающегося историческому анализу. Термин впервые применил в данном значении немецкий историк искусства Герман Бенкен для описания немецкой архитектуры периода романтизма, в частности, чтобы отделить подход к прошлому представителей романтизма от методов эклектики и движения ревайвализма, которые доминировали в западной архитектуре в конце XIX века. Однако со временем термин стал использоваться более широко и стал описывать общее увлечение историческими ассоциациями в искусстве и архитектуре XIX века, уже включая и эклектику и ревайвализм[1]. В русском искусствознании суть историзма в архитектуре и декоративном искусстве XIX века сводится к стремлению художников к воспроизведению духа и формы исторических стилей[2]. Выступает как сочетание различных «прошлых», «исторических» стилей, обретающих новую современность и жизнь в некоем «исторически неправильном» единстве, поскольку в этом единстве представлены осколки разных времён (эти времена репрезентируются как стили)[3].

Содержание 1 Термин 2 Плюрализм историзма 3 Развитие и периодизация 4 Композиция зданий 5 Стили историзма 5.1 Международное распространение 5.2 Российская империя и СССР 5.3 Британская империя 5.4 Франция 5.5 Греция и Балканы 5.6 Германия 5.7 Нидерланды 5.8 Скандинавия 5.9 Италия 5.10 Португалия 5.11 Испания 5.12 Мексика 5.13 США 5.14 Япония 6 Галерея 7 См. также 8 Примечания 9 Литература 10 Ссылки Термин В английский язык термин историзм (англ. Historicism) пришёл из немецкого (нем. Historismus). Последний был придуман в Германии в 1880-х годах, как пейоративный термин, с целью высмеять гипертрофированное внимание, уделявшееся истории, а позже, по аналогии, и историческую философию XIX века (в основном, гегельянскую). Со временем, термин, в контексте архитектуры, стали использовать применительно к тенденции XIX века, выразившейся в чрезвычайной заинтересованности прошлым и ревайвализме («возрождении») исторических стилей. В более широком смысле, термин стали применять просто для обозначения искусства XIX века, чтобы отличать его от ревайвализма XVIII века и ревайвализма более раннего периода — от греческого и готического возрождения до византийского, раннехристианского, романского стилей, итальянского и французского ренессанса, елизаветинского и якобинского стилей и так далее[4]. В западноевропейской историографии последовательно возникли две близкие формы термина: историцизм (нем. Historicism) и историзм (нем. Historismus). Со временем первая стала означать различение настоящего и прошедшего; вторая — включение прошлого в современное, в частности форм художественных стилей прошлых эпох в новый исторический контекст и актуальную социокультурную среду. Термин историцизм ввёл в науку об обществе в середине 1930-х годов австро-британский философ и социолог Карл Поппер. Причём он использовал этот термин в критическом аспекте. В истории искусств аналогичное понятие в форме «историзм» стали применять после проведения в 1977 году большой ретроспективной выставки в Гамбургском музее искусства и художественных ремёсел: «Высокое искусство между бидермайером и модерном: историзм в Гамбурге и Северной Германии» («Hohe Kunst zwischen Biedermeier und Jugendstil: Historismus in Hamburg und Norddeutschland»). На выставке доминировали изделия декоративно-прикладного искусства, созданные в период соответственно заглавию (после 1848 года и до начала 1890-х годов). Ранее изделия художественных ремёсел разных стран были широко представлены на первой Всемирной выставке 1851 года в Лондоне. Интерес к произведениям искусства в «исторических стилях прошлых веков» формировался во многом благодаря деятельности Готфрида Земпера, Юстуса Бринкманна, Х. Коула, основанию в 1852 году Южно-Кенсингтонского музея художественных изделий в Лондоне (с 1899 года Музей Виктории и Альберта), Королевского музея искусства и промышленности в Вене в 1859 году и Гамбургского музея в 1877 году[5]. В отличие от широкого толкования понятия «историзм» (как идеологии и творческого метода) в истории архитектуры и декоративно-прикладного искусства принято определение историзма как отдельного исторического периода. В. Г. Власов выделяет три основных типа исторического мышления[5]: историзм как всеобщее свойство художественного мышления в образах, историзм, присущий мировоззрению классицизма, историзм в качестве идеологии конкретного периода в истории искусства XIX века. В иных концепциях выделяют классицистический, романтический и прагматический историзм или классический, постклассический, постпостклассический историзм. В настоящее время границы периода историзма (историзм в узком значении термина) определяют от 1830-х (кризис искусства классицизма) до рубежа 1880—1890-х годов, начала периода модерна. Этап «историзма периода историзма» характерен транспозициями исторических прототипов, комбинаторными вариациями элементов различных, так называемых исторических стилей (эклектика). Ретроспективными устремлениями отличается и искусство модерна рубежа XIX—XX веков. Этап постстилевого развития в период постмодерна второй половины XX века характеризуется иным историзмом: цитациями классических тем (интертекст, или текст в тексте), свободной интерпретацией различных мотивов, созданием вторичных текстов (паратекст), скрытых смысловых связей, использованием вторичных ассоциаций и аллюзий в новом историческом контексте: теория открытой формы, принцип партиципации, «смерть автора»[6]. В отечественной искусствоведческой литературе термин «эклектика» долгое время употреблялся как синоним термину «историзм». Для разграничения этих понятий и устранения в термине «эклектика» негативной смысловой коннотации, появившейся на рубеже XIX—XX веков, искусствоведы приняли термин «историзм»[3][7]. Различия понятий «историзм», «эклектика», «неостиль (англ.)», «стилизация» пролегают не в конкретно-исторической, а в методологическо-понятийной плоскости. В период историзма художники пользуются творческим методом стилизации того или иного стилизуемого образца, в результате чего возникает неостиль. Непроизвольное или программное соединение в одной композиции элементов нескольких исторических стилей приводит к эклектике. Поэтому во многих случаях (но не во всех) неостиль несёт в себе черты эклектического мышления[8]. Плюрализм историзма Неоготическая вилла Strawberry Hill (англ.) в Туикенем, Лондон (Великобритания). В отличие от предыдущих культурно-исторических эпох для историзма XIX века характерен плюрализм, который на рубеже XVIII—XIX веков вычленяется из основных художественных направлений: классицизма и романтизма. Если для искусства эпох возрождения и классицизма XVI—XVII веков характерно следование обобщенному образу идеальной античной архитектуры, для периода неоклассицизма второй половины XVIII века и исторических стилизаций начала XIX столетия (этрусский, помпейский стили, стиль неогрек, ампир) типично воспроизведение конкретного памятника классической архитектуры (Древней Греции и Римской империи), то для творческого метода историзма второй половины XIX века характерно признание равноценности художественных форм различных эпох и стилей и, следовательно, произвольный выбор тех или иных художественных форм. В сравнении с историзмом прошлых эпох, классицистического и романтического мировоззрений и направлений в искусстве, историзм XIX века прагматичен. «Пользуясь отдельными историческими формами и приёмами художники выражали актуальное содержание, но одевали свои произведения в исторические костюмы, отсюда ощущение игры»[9]. Мастера историзма XIX века стремились перенести в современную жизнь архитектурные типы национальной старины (национально-романтическое течение), не чуждаясь в немногих уникальных зданиях точной имитации знаменитых образцов. Таким образом в историческое направление включаются неороманский стиль, неоготика, неоренессанс и необарокко, цитирующие «большие стили» в образно-декоративных целях[10]. В композиции здания смешивались несколько стилей, что получило название эклектика. В иных случаях архитекторы копировали отдельные декоративные мотивы в произвольных сочетаниях, не подразумевая при этом определённый исторический стиль. Один из первых российских архитекторов, обратившихся к историческим источникам, М. Д. Быковский говорил: «Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь Архитектуру собственную, национальную»[11]. Вопреки этому заявлению архитектуру этого периода стали называть по формулировке критиков и литераторов Н. В. Гоголя («Об архитектуре нынешнего времени», 1831) и Н. В. Кукольника «архитектурой умного выбора» самых разных стилей, то есть архитектурой эклектики[12][13]. Первые сооружения в неоготическом стиле появились в конце XVIII века в Великобритании. Характерными примерами являются вилла Strawberry Hill (англ.) 1775 года Хораса Уолпола и здание британского парламента в Лондоне 1836—1860 годов. Построенный позднее Королевский павильон в Брайтоне (1815—1822) в индо-сарацинском стиле (с новейшими, скрытыми внутри металлическими конструкциями), получил название «пикчуреск» («живописный»). Ведущими мастерами историзма в XIX веке были Лео фон Кленце, Георг Фридрих Цибланд и Готфрид Земпер в Германии, Отто Вагнер в Австрии, Эжен Виолле-ле-Дюк во Франции, Николай Леонтьевич Бенуа, Леонтий Николаевич Бенуа в России[10]. Развитие и периодизация Науэнские ворота в Потсдаме (1755) — первый пример историзма на Европейском континенте (неоготика), Германия Распространение историзма в архитектуре связано с развитием капитализма в Европе и подъёмом буржуазии, отчего неофициально направление именуется стилем грюндерства. Историк и теоретик архитектуры А. В. Иконников интерпретировал понятие историзма в широком смысле как тенденцию, берущую начало в эпоху Возрождения и характеризующуюся «обращением к культуре прошлого… для решения проблем настоящего»[14][15]. Напротив, Е. И. Кириченко считала историзм одним из этапов развития архитектуры эклектики и выделяла следующие периоды[15]: 1800—1810-е годы: зарождение эклектики, конец 1820-х — 1840-е годы: зрелость романтической фазы эклектики, 1850—1860-е годы: угасание эклектики и развитие архитектуры историзма, 1870—1890-е годы: полный расцвет историзма. Согласно концепции австрийского искусствоведа Ренаты Вагнер-Ригер (нем.), развитие историзма включало следующие этапы: Романтический историзм (переходный этап с 1770-х до 1840—1870-х годов). Характеризуется постепенным отмежеванием от классицизма, включает подстили неоготики, неоренессанса с привнесёнными «чуждыми» элементами иных исторических стилей, поэтому представляет собой не простое копирование, а творческую интерпретацию. В романтическом историзме возникает соединение элементов европейских и неевропейских стилей, как например в (неомавританском или византийском) стилях. Чистый историзм (1870—1890 годы) предполагает воспроизведение художественных форм прошлых эпох и их гармонично-целостное (неэклектическое) сочетание. Субъективизм романтического историзма отвергается, делаются попытки поиска нового вполне оригинального стиля. Предпочтительным источником остаётся архитектура эпохи Возрождения и стиль неоренессанс. Поздний историзм (после 1890 года). В этот период укрепляется ориентация на архитектуру эпохи Возрождения, но посредством последующего искусства барокко (необарокко). Отдаётся предпочтение свободному пониманию композиции и асимметричному размещению её элементов: эркеров, ризалитов, куполов, элементов геометрического и растительного декора. Закат периода историзма начинается в 1895 году с эпохи модерна, на который оказал частичное влияние. Исторический орнаменты ещё используются, но уже без привязки к истории. В противовес историзму в начале XX века появилась реформа архитектуры (нем.), перешедшая в архитектурный модернизм. После окончания Первой мировой войны посредством футуризма и экспрессионизма формируется архитектурный модернизм. Фонд Освальдо Круса (порт.) в неомавританском стиле (1900) в Рио-де-Жанейро (Бразилия) Начиная с реформы архитектуры после 1900 года (особенно с 1910 года) получают распространение рациональные и безорнаментальные функционализм и конструктивизм, царившие в 1920-е годы. Программная статья австрийского архитектора-модерниста А. Лооса так и называется «Орнамент и преступление» (1908). В новой эстетике отразилась потребность европейского сообщества дистанцироваться от подражания художественным стилям прошлого и развивать искусство согласно новым технологическим достижениям и мировоззренческим тенденциям. В пострадавших от войны странах историзм прекращает существование, тогда как в США или не участвовавших в войне странах, например, в Испании, наряду с новыми стилями историзм сохранялись до 1950-х годов. Позднее идеи историзма оказывали влияние на стили: неоклассицизм, сталинская архитектура, неогерманская). В архитектуре постмодернизма и «нового классицизма» XX—XXI веков возводятся здания в исторических стилях. Стиль современных построек в этом направлении называется неоисторизмом. Композиция зданий Церковь Рождества Иоанна Предтечи в неовизантийском стиле в Лесковаце, Сербия. Архитектор: Г. И. Самойлов, 1938. Промышленная революция XIX века создала жанр промышленной (индустриальной) архитектуры: включение в искусство архитектуры возведение железнодорожных станций, заводов и фабрик и складов, магазинов, мостов, туннелей и водонапорных башен. Для решения жилищных проблем крупных городов требовались многоэтажные доходные дома и новые градостроительные решения. Примечательно применение новых технологий в архитектуре и дизайне. Развитие сталеплавильного производства (Бессемеровский процесс) во многом определило новый облик городов. Построенный Дж. Пэкстоном из железа и стекла Хрустальный дворец для Всемирной выставки 1851 года в Лондоне выглядел новаторским и задал магистральное направление архитектуре последующих десятилетий. Дань представительности и внешней привлекательности в ущерб практичности (см. Венский университет) стало одной из причин критики историзма в середине XX века. Однако исторические архитектурные стили считались уместными для определённых типов зданий: церкви строились в готическом или романском стилях, банки и доходные дома — в стиле возрождения, аристократические особняки и театры — в стиле барокко, заводы — в английском стиле Тюдоров (с отделкой фасадов кирпичом, так называемый кирпичный стиль). Фасады зданий были призваны отражать не только величие и богатство, но также социальное положение жильцов. Например, первый этаж назван «бельэтажем» за высокие потолки и богатую отделку, что могла позволить себе зажиточная буржуазия. Социальный статус жильцов многоквартирного дома уменьшался с каждым верхним этажом. Чердачные помещения с маленькими круглыми окошками, как правило, отдавались прислуге или низшим слоям населения. Убранство помещений в архитектуре историзма также играло не последнюю роль. Загородные резиденции, дворцы и замки знати возводили в духе старых времён. Идеалы средневековья и рыцарства нашли своё выражение в модных рыцарских залах и номерах-люксах. Стили историзма Нередко термин «историзм» приравнивается к понятию «исторические стили»[10]. Международное распространение Необарокко Бозар Неовизантийский стиль Египтизирующий стиль Неоготика Неогреческий стиль Неомавританский стиль Неоклассицизм Неоисторизм Неоренессанс Неороманский стиль Вторая империя (англ.) Швейцарский стиль Народная архитектура Российская империя и СССР См. также: Историзм в России и Эклектика в России Русско-византийский стиль Русский стиль Сталинская архитектура Сталинский ампир Британская империя Адамов стиль Бристольский византизм Плотницкая готика (Канада) Эдвардианское барокко Индо-сарацинский стиль (Индия) Якобинский стиль (англ.) Стиль королевы Анны (англ.) Стиль Регентства Стиль шотландских баронов[16] Стиль нео-Тюдор (англ.) / Чёрно-белая архитектура (англ.) Франция Стиль Директории (фр.) Ампир Стиль Наполеона III Греция и Балканы Неомикенская архитектура (англ.) Сербо-византийская архитектура (англ.) Германия Бидермайер Грюндерство Архитектура Третьего рейха Курортная архитектура Круглоарочный стиль Нидерланды Архитектура традиционализма (нем.) Скандинавия Северный модерн Драконовский стиль (нем.)[17] Италия Умбертино (англ.) Португалия Помбалино Нео-Мануэлино (англ.) Португальский традиционализм (англ.) Испания Нео-мудехар (исп.) Мексика Неомайяский стиль США Американский ренессанс (англ.) Архитектура территориального возрождения (англ.) Греко-Деко (англ.) Джефферсонская архитектура (англ.) Коллегиальная готика Нео-колониальный стиль (англ.) Нео-Средиземноморский стиль (англ.) Нео-испанский колониализм (англ.) Польский соборный стиль (англ.) Пуэбло (стиль) Романский Ричардсона Стиль испанских миссионеров (англ.) Федеральная архитектура Шатоэск Япония Тэйкан-дзукури, «стиль имперской короны».