«ШЕРЕМЕТЬЕВО-КАРГО» В АВАНГАРДЕ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ

Елена Шашенкова
 

Грузоперевозки - это отдельная и очень важная отрасль народного хозяйства в любой стране мира. Миллиарды тонн груза ежедневно перемещаются по всему свету на авиалайнерах, морских и речных судах, в железнодорожных составах и автомобилях. И у каждого груза есть свой маршрут следования, свой отправитель и получатель. Конечная цена перемещаемого груза во многом зависит от того, насколько рационально организована его перевозка: подсчитано, что затраты на данную операцию составляют примерно 60% цены товара.

Открытое акционерное общество "Шереметьево-Карго" - компания, деятельность которой напрямую связана с организацией грузопотоков в крупном московском аэропорту Шереметьево. К борту каждого самолета перед вылетом точно в срок должен быть доставлен груз, топливо, питание для пассажиров, багаж. Соответственно, каждый прилетающий самолет должен быть также во время разгружен, доставленный груз - рассортирован, учтен и направлен далее получателю. И все это сопровождается своим комплектом документации - на единицу груза по 2-3 страницы текста. Понятно, что "вручную" производить отслеживание и организацию движения груза не только нерентабельно, но и попросту невозможно.

АВТОМАТИЗАЦИЯ

Почти за 10 лет своего существования компания "Шереметьево-Карго" постепенно осуществляла шаги по автоматизации собственной деятельности. Была внедрена автоматизированная система управления перевозками, информационная система «Russland Cargo», предназначенная для поддержки деятельности грузового таможенного терминала, система «Russland-Expeditor» для автоматизированного оформления грузовых перевозок в соответствии с международными правилами, система “UFIS” – комплексное решение информационно-технологического обеспечения деятельности аэропорта. Также построен Data-Center, сетевой портал. Все это существенно повысило качество работ по организации грузопотоков в аэропорту Шереметьево.

Однако до недавнего времени с помощью автоматизированной системы происходила подготовка груза только внутри здания аэропорта. Доставка и прием груза с борта самолета были операциями, происходящими как бы вне автоматизированной системы: обработка сопроводительной документации происходила либо до, либо после доставки груза на склады. Если учесть, что при доставке на борт или таможню зачастую происходит расконсолидация груза, частичное прохождение его по ускоренной процедуре (без доставки на склад), то это порой ведет к затруднению отслеживания его пути, рассогласованию, ошибкам и даже возможной потере.

По словам заместителя генерального директора ОАО "Шереметьево-Карго" Геннадия Зубакова, задача управления ресурсами в аэропорту по важности находится на втором месте после аэронавигации. Поэтому перед компанией стоит общая задача создания интегрированной системы управления ресурсами. В рамках этого направления было намечено решить следующие вопросы:
     - продолжить автоматизацию внутренних бизнес-процессов;
     - получить возможность предоставения партнерам и клиентам информации о прохождении
       их груза из любой точки мира;
     - повысить эффективность работы по организации грузоперевозок с партнерами из других
       авиакомпаний.

ЧАСТОТА РЕШАЕТ ВСЁ

Важным этапом решения поставленной задачи стала организация высокоскоростной беспроводной сети передачи данных на территории аэропорта Шереметьево. Эта весьма существенная часть автоматизированной системы управления перевозками, создание которой, позволило сделать качественный скачок в деле управления грузопотоками в аэропорту.

Ряд подобных "Шереметьево-Карго"организаций пытались внедрить у себя спутниковые системы слежения за подвижными объектами, мобильную связь, однако в условиях аэропорта организация беспроводной сети передачи данных оказалось оптимальным решением. Первые эксперименты в этой области специалисты АСУП ОАО "Шереметьево-Карго" совместно с сотрудниками компании Diamond Communications провели на территории аэропорта еще в 1997 году. Результат эксперимента оказался положительным: устойчивая связь была получена как со стационарными объектами, так и с автомобилем, перемещающимся по территории аэропорта и в зоне проведения прогрузочно-разгрузочных работ.

При этом для организации высокоскоростных каналов передачи данных было использовано оборудование RadioEthernet диапазона 2,4 ГГц. Успешный результат экспериментов обусловил
выбор именно этого оборудования для реализации поставленной задачи. При принятии решения о развертывании беспроводной сети передачи данных учитывался и международный опыт: подобные сети сегодня успешно используются в международных аэропортах Вены, Майами и Цюриха.

Однако для организации беспроводной сети нужна частота - ее отсутствие означало бы, что намеченный проект реализовать невозможно. Проблема получения частотного ресурса в органах Госсвязьнадзора стала не только определяющей дальнейшую судьбу проекта, но и самой тяжелой. Дело в том, что в Москве свободные частоты практически отсутствуют. Однако проблема была решена, и для построеная беспроводной сети в аэропорту Шереметьево Госсвязьнадзор выделил полосу в 3 МГц.

ОБОРУДОВАНИЕ

Для работы в выделенной полосе частот подошло оборудование BreezeNET PRO, производимое израильской компанией BreezeCOM. Его уникальная возможность программного изменения рабочей полосы частот в диапазоне 2,4-2,5 ГГц, как раз соответствовала существующей возможности выделенного частотного ресурса.

Помимо тербований по высокой пропускной способности каналов оборудование должно было удовлетворять следующим условиям:

      обеспечивать
            - надежность передачи информации круглый год, учитывая сложные
              погодные условия и рельеф местности;
            - высокую помехозащищенность сети;
            - возможность питания стационарных устройств от бортовой сети автомобиля (+12 В);

     иметь
           - исполнение устройств в корпусах, пригодных для промышленной эксплуатации;
           - сертификаты Минсвязи России.

Оборудование BreezeNET PRO удовлетворяло всем этим требованиям. К тому же технология "скачков по частоте" (FHSS), используемая в данном оборудовании, полностью соответствует единому стандарту сетей передачи данных IEEE 802.11 и обеспечивает передачу информации со скоростью 3 Мбит/с в условиях сложной электромагнитной обстановки.

Для подключения мобильных абонентов были применены беспроводные устройства высокоскоростной передачи данных (High-Speed Wireless) ISM диапазона.

МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ

Монтаж и настройка сети осуществлялся силами специалистов подразделения беспроводных средств связи Diamond Communications и сетевого отдела АСУП ОАО "Шереметьево-Карго".

На главном здании ОАО "Шереметьево-Карго" была смотнирована точка доступа беспроводной сети в комплекте с антенно-фидерной системой, секторные антенны которой обеспечивали устойчивое радиопокрытие зоны аэропорта. Так как территория терминала имеет сложную застройку, в ряде мест имеются имеются так называемые, "мертвые зоны", поэтому в пределах перрона была установлена дополнительная точка доступа в сеть. При этом в зоне действия радиосети стало возможным осуществлять устойчивую связь с объектом, движущимся со скоростью до 40 км/час. Для предотвращения сбоев системы в момент включения двигателя авомобиля специалистами Diamond Communications был разработан специализированный стабилизатор питания.

Аэропорт представляет собой довольно сложное инженерное сооружение, имеющее большой радиационный фон и непростую электромагнитную обстановку. При монтаже и развертывании сети нужно было выполнить такое необходимое условие: реализуемая система не должна создавать помех.

Монтажные работы проводились в течение двух дней, и 20 сентбяря 2000 года первая очередь проекта была введена в эксплуатацию. В настоящий момент в работах ОАО "Шереметьево-Карго" задействован один мобильный терминал. В дальнейшем будет введено в действие еще два мобильных и 12 ручных радиотерминалов. Общая стоимость проекта, по словам г-на Зубакова, составляет 60-70 тысяч долларов.

ШТРИХОВОЕ КОДИРОВАНИЕ

Помимо организации беспроводной сети передачи данных была налажена работа с системой  штрихового кодирования. Это дает выигрыш по нескольким направлениям. Первое - использование штрих-кодов позволяет оперативно загружать в информационную систему данные о грузе непосредственно под бортом обслуживаемого воздушного судна. Полученные данные становятся доступными в информационной системе "Шереметьево-Карго" в реальном времени. Второе - возможность осуществлять дополнительный контроль за правильностью обработки груза и выполнением технологических операций, что в конечном итоге способствует ликвидации потерь. Третье - частичное решение вопросов безопасности: ввод в систему кодированной информации помогает разрешению ряда конфликтных ситуаций. И четвертое - это сокращение времени погрузочно-разгрузочных работ. Другими словами, использование системы штрихового кодирования способствует ускорению работы терминала и полному отсутствию потери грузов на всех этапах перевозки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

В настоящее время радиосеть передачи данных интегрирована в автоматизированную систему учета грузопотоков ОАО "Шереметьево-Карго".  Система работает следующим образом. Когда груз поступает на терминал, стандартная информация о нем, помимо сопроводительных документов, представляется в виде штрих-кода, размещенного непосредственно на грузе. Код считывается радио сканером, которым оснащен оператор или грузчик. При этом вводятся временные отметки о выполнении технологических операций. Затем информация со сканера по радиосети передается в центральную базу данных учета грузопотоков.

Такая технологическая цепочка дает ощутимый выигрыш по времени, а также исключает возможность потери грузов на всех этапах грузоперевозки. При этом персонал "Шереметьево-Карго" получил дополнительную возможность связи и контроля за удаленными объектами непосредственно из Центра управления. Плюс к этому, более рациональная организация учета грузопотоков привела к сокращению используемой техники и грузчиков.

По словам заместителя генерального директора ОАО "Шереметьево-Карго" по информатике Александра Грачева, первый этап проекта уже окупил себя, так как с внедрением новой технологии организации грузопотока изменился имидж компании. Повышение качества услуг, уровень которых теперь не уступает мировому, начало привлекать большее количество  клиентов и партнеров, как отечественных так и западных.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В перспективе беспроводная сеть связи ОАО "Шереметьево-Карго" будет охватывать всю территорию аэропорта Шереметьево, в том числе удаленные склады и удаленных операторов (в настоящее время из 40 стоянок авиалайнеров в зону радиопокрытия не включено 5). Для этого к уже установленным двум ретрансляторам будет добавлено еще два или три.

Данная беспроводная сеть обладает высокой универсальностью, поэтому имеется возможность использовать ее ресурсы для передачи разнородного трафика без серьезных дополнительных капиталовложений. Такая мультисервисная сеть позволит в дальнейшем организовать работы терминалов в зоне аэропорта «Шереметьево-2», подключение удаленных стационарных постов, организацию телефонной связи и системы видеонаблюдения. С помощью каналообразующего оборудования возможно эту сеть соединить с другими сетями компаний и организаций, работающих в аэропорту Шереметьево, однако это пока отдаленная перспектива.

«Можно надеяться, что беспроводная сеть высокоскоростной передачи данных ОАО «Шереметьево-Карго» даст толчок к внедрению на авиационных предприятиях России современных систем обработки грузопотоков,» – отметил Геннадий Зубаков. – «Это позволит поднять до мировых стандартов уровень обслуживания оператором своих клиентов.»
 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]