"КАУЧУК ДЕЛАЕТСЯ МЕДЛЕННО…"

Елена Шашенкова
 

    "Купила мама Леше
        Отличные галоши…"
     Из детской песенки

Завод "Воронежсинтезкаучук" ведет свою историю с 1932 года. Рассказывают, что на его открытие приезжал Сергей Миронович Киров, чье имя завод с честью носил многие годы. В ту пору для производства каучука использовали спирт, который получали из картофеля или яблок, в изобилии родящихся на благодатных черноземах края. До сих пор на территории завода сохранились стены одного из первых цехов, в котором размещалось данное производство.

Сейчас завод - это крупное предприятие с числом работающих около 5 тысяч человек. Продукция - различные каучуки, латексы, а также термо- и ластопласты - всего порядка пятидесяти наименований. Территория завода не очень велика. Кроме нескольких цехов по ней тянется огромное количество труб. Одна рядом с другой, вдоль дорожек, между корпусами, градирнями и вышками, они горячей стеной поднимаются от земли
на десятки метров вверх.

Делают каучук, по сути также как творог: при определенной температуре происходит полимеризация (для этого дивинил смешивают с соляным раствором), потом образовавшиеся мягкие крупинки отделяют от излишней влаги, и получившиеся комья прессуют в брикеты по 30 килограмм. Для придания различных полезных свойств в процессе обработки в каучук добавляют те или иные синтетические вещества. "Каучук делается медленно" - говорят на заводе, а потому и люди здесь работают обстоятельные и неторопливые.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО БЫЛО НУЖНО

Помимо производства основных видов продукции "Воронежсинтезкаучук" владеет очистными сооружениями и занимается очисткой сточных вод, оказывает услуги по передачи электроэнергии, перерабатывает давальческое сырье и сам отдает сырье в переработку, а также занимается реализацией материалов и отходов основного производства, и так далее.

Понятно, что это влечет за собой использование всевозможных систем расчетов между поставщиками, покупателями и партнерами завода. Например, заводу в качестве оплаты за переработку оставляют часть давальческого сырья, или часть готовой продукции, что весьма характерно для России.

В советские времена задачи по учету запасов и материалов, расчет заработной платы, бухгалтерский учет и определение себестоимости продукции были автоматизированы и решались на ЭВМ ЕС-1036. Это был набор программных разработок специалистов завода, которые не складывались тогда в единую систему управления.

Иные методы хозяйствования, пришедшие в российскую экономику в 90-х годах, требовали более высокого уровня управления предприятием, опирающегося на точный оперативный учет. Поэтому в 1995 году руководством завода была поставлена стратегическая задача внедрения на "Воронежсинтезкаучуке" единой автоматизированной системы управления.

НАЧАЛО

Завод - предприятие крупное, поэтому выбор производился между тремя системами: Oracle Applications, Baan и SAP R/3. К середине 90-х  R/3 была наиболее распространенной по всему миру, компания SAP имела представительство в Москве, которое проводило необходимое обучение, а в дальнейшем обеспечивало техническую поддержку и сопровождение системы в течение всего ее жизненного цикла. Кроме того, набор модулей R/3 позволял решить практически все задачи управления большого предприятия, а также автоматизировать все виды расчетов завода, какими бы специфическими они ни были. Вопрос разработки заказной системы не рассматривался вообще. Поэтому выбор пал на R/3.

Для ведения проекта на заводе была создана классическая организационная структура, во главе которой стал управляющий совет, куда вошло высшее руководство предприятия и руководители тех подразделений и служб, где должно было происходить внедрение системы. Функция управляющего совета - принятие стратегических и глобальных решений. Для внедрения каждой подсистемы R/3 были созданы отдельные проектные группы, а непосредственное управление проектом осуществлял руководитель проекта, подчиненный непосредственно генеральному директору предприятия.

В 1995 году было подписано соответствующее соглашение с фирмой SAP, а в 1996 году начата закупка необходимого оборудования у компании Hewlett-Packard. Системным интегратором и генеральным подрядчиком стала воронежская фирма SOLVER.

В связи с тем, что объем внедрения достаточно велик, управляющим советом было принято решение вводить систему поэтапно. В качестве приоритетных были выбраны задачи упорядочения дебиторской и кредиторской задолженности, а также налаживание сбыта.

ЭТАП ПЕРВЫЙ

На первом этапе осуществлялось внедрение модулей "Финансы" (FI) и "Сбыт" (SD) в полном объеме, а также части модуля "Запасы" (ММ), касающейся управления запасами готовой продукции, а также модуля "Информационная система". Первый этап внедрялся по классической схеме: подготовительная работа, разработка концепции, формирование прототипа, создание технической инфраструктуры проекта, обучение персонала, опытная эксплуатация, промышленная эксплуатация. Это стандартная методология внедрения крупных систем.

В апреле 1997 года к процессу реализации проекта подключилась московская консультационная фирма "Юникон". Так как компания SOLVER производила внедрение R/3 впервые, то опыт коллег из "Юникона", взявших на себя разработку технологии и методологии внедрения, был весьма кстати. Специалисты SOLVER и "Юникона" вошли в состав проектных групп структуры управления проектом.

Итак, подготовительные работы были закончены в июне 1997 года, а с июля началась интенсивная работа по разработке концепции, а затем - по формированию прототипа. После того, как основная масса работ была выполнена, из-за трудностей финансирования реализация проекта была прервана фактически до сентября 1998 года.
Экономя деньги, специалисты завода решили самостоятельно, в свободное от работы время, проложить на предприятии сеть. Надо ли говорить о том, что силы были потрачены впустую, так как позже компания - субподрядчик, специалист в своем деле,   всю работу переделала заново. Тем не менее, опытная эксплуатация прошла в течение двух месяцев, и уже 2 ноября 1998 года первая очередь системы была запущена в эксплуатацию промышленную.

Так как работа с R/3 для многих была непривычной, на предприятии поначалу опасались, что необходимые расчеты не будут сделаны своевременно, поэтому на ЕС 1036 еще несколько месяцев шел параллельный просчет. Когда опасения прошли, и данным, получаемым в R/3 начали доверять, часть задач на ЕС ЭВМ была остановлена. Это произошло 1 мая 1999 года. А затем ЕС, по распоряжению руководства, и вовсе была выведена из эксплуатации.

Так как на предприятии "Воронежсинтезкаучук" внедрялась SAP R/3 версия 3.1, в системе отсутствовала бухгалтерская и налоговая отчетность, такие выходные формы документов, как приходные и расходные кассовые ордера, платежные документы, счета-фактуры и так далее. Всё недостающее разработали программисты завода совместно со специалистами фирм "Солвер" и "Юникон", используя встроенный в R/3 язык ABAP/4. В связи с частым изменением в России форм выходных документов при разработке был использован метод, когда данные выгружаются в Excel. Это позволяет, в случае надобности, исправлять формы в течение 10-15 минут, что не ведет к постоянному переписыванию программ. Кроме того, в системе R/3 отсутствует понятие корреспонденции счетов, что для российской бухгалтерии совершенно необходимо. Поэтому такие отчеты были также написаны дополнительно, названной выше, группой программистов. Здесь подчеркнем, что вновь созданные формы отчетов - это не изменение функциональности R/3, а необходимая адаптация к местным условиям.

Если вычесть промежуток времени, когда работы из-за отсутствия финансирования были приостановлены, то первая очередь проекта была внедрена за 12 месяцев. Результатом стало изменение технологии управленческой работы завода. В тех подразделениях, где произошло внедрение соответствующих модулей, работа стала происходить в реальном времени. Информация теперь вводится в том месте, где она появляется, и сразу становится доступна всем, кто имеет к ней право доступа. Отныне отдел сбыта, финансовый отдел и бухгалтерия дают руководству одинаковые данные без расхождений, которые имели место ранее. Теперь все справочники ведутся централизованно группой нормативно-справочной информации. Это позволило устранить разночтения и дублирование данных, приводившее ранее к многочисленным ошибкам. Благодаря этому появилась реальная возможность жесткого контроля над  дебиторской/кредиторской задолженностью, причем все данные собираются в отчеты, имеющие компактный и удобный вид для анализа. "Благодаря внедрению R/3  дебиторская задолженность на предприятии была существенно сокращена" - отметил начальник отдела ИСУ ОАО "Воронежсинтезкаучук" Виктор Ефимов.

ЭТАП ВТОРОЙ

Летом 1999 года начались подготовительные работы по внедрению второй очереди системы, и к концу декабря, в основном была закончена настройка прототипа. Однако опять прекратилось финансирование проекта и внедрение было задержано практически на год. 1 января 2001 года в промышленную эксплуатацию был запущен модуль "Основные средства" (АМ), а 1 мая - модули "Снабжение" (ММ), "Затраты" (СО), а также проведена интеграция подсистем "Финансы", "Сбыт" и "Информационная система". Опять-таки, за вычетом вынужденного перерыва, срок внедрения второй очереди составил 9 месяцев.

К системе R/3 были подключены служба материально-технического снабжения, отдел экспортно-импортных операций, отдел капитального строительства и отдел комплектации оборудования. Модуль "Затраты" сегодня охватывает планово-экономический отдел, производственную бухгалтерию, службы главного механика и главного энергетика. В результате ввода в эксплуатацию второй очереди системы на предприятии создан полностью замкнутый цикл движения материальных потоков от закупки сырья до выпуска готовой продукции.

Создана информационная система для руководителя. Она построена по трехуровневой  схеме. Первый уровень - уровень отчетов на основе первичных документов. Второй уровень - детализированные отчеты для бухгалтеров, экономистов отделов снабжения. Третий уровень - это обобщенные данные за неделю, декаду, месяц - информация о деятельности предприятия, предназначенная для руководителей различных подразделений и высшего руководства. При этом система позволяет проконтролировать возникновение каждой конкретной цифры вплоть до первичного документа.

АППАРАТНО-ПРОГРАММНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Серверную часть системы составляют две машины: основной сервер - двухпроцессорный HP 9000 D390 и тестовый сервер, используемый для настройки и тестирования проектных решений - однопроцессорный НР 9000 К200. Для хранения базы данных системы используется дисковый массив с суммарной емкостью 48 Гб и блок внешних дисков - 5х18 Гб. Система работает под управлением операционной системы Unix, используемая СУБД - Informix.

В настоящее время автоматизированных рабочих мест в системе - 70, со временем их число будет увеличено до 150.

Для работы проектных групп использована сеть Ethernet на коаксиальном кабеле и 10-мегабитная сеть типа "витая пара".

Для промышленной эксплуатации системы все магистральные линии связи между службами и цехами предприятия спроектированы на основе оптоволоконных технологий. Внутренняя разводка коммуникационных линий связи в пределах одного здания выполнена на основе 100-Мбит Ethernet, что обеспечивает требуемую пропускную способность при передаче данных.

ИТОГИ

Одним из важных результатов внедрения системы R/3 является налаживание учета. Прозрачность и доступность информации способствовали оперативному получению отчетных данных с любой степенью детализации, отражения различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности.

Так как информация о сбытовых и финансовых операциях стала вводиться в систему с рабочих мест сотрудников, ответственных за их выполнение, то отпала необходимость в ведении дополнительных регистров аналитического учета по подразделениям. Благодаря этому сократилось время документооборота. По каждому автоматизированному рабочему месту произошло снижение на 3-4 человеко-дня трудозатрат на подготовку ежемесячных отчетов.

Упрощение и автоматизация сложных многосторонних взаимозачетов уже на первых этапах эксплуатации системы позволили заметно сократить дебиторскую задолженность. Кроме того, в ходе работ по внедрению системы R/3 было проведено тотальное обследование применявшихся схем бухучета и соблюдения налогового законодательства. По мере устранения выявленных недостатков, консультантами проектной группы была проведена соответствующая оптимизация бизнес-процессов и обеспечена их дальнейшая автоматическая поддержка в системе. Это позволило сократить риск непроизводительных расходов по экономическим санкциям, применяемым контролирующими органами в виде штрафов и пени.

Еще один немаловажный итог внедрения – это выход на совершенно другой уровень работы. Дело в том, что до начала внедрения R/3 на «Воронежсинтезкаучук» не было ни одного персонального компьютера. Сейчас, как мы упоминали выше, число автоматизированных рабочих мест на предприятии – около 70.

В настоящее время завод прекратил разработку и сопровождение нестандартного программного обеспечения, применявшегося ранее для обработки сбытовых и финансовых операций. Все задачи по финансовой бухгалтерии теперь решаются в системе R/3, а объем накопившихся данных позволяют проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия как по финансовым, так и по материальным потокам, связанным со сбытом и реализацией готовой продукции.

Внедрение R/3, по словам Виктора Ефимова, это и “обеспечение полной прозрачности информации для владельцев предприятия, акционеров, а также повышение рейтинга предприятия не только на внутреннем, но и на внешнем рынке”.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРОБЛЕМАХ ВНЕДРЕНИЯ

Внедрение системы R/3 не прошло гладко. Причиной тому несколько моментов. Пожалуй самыми существенными были – двухкратная, за время проведения работ,  смена высшего руководства предприятия и экономический кризис России 1998 года. Это затормозило внедрение системы практически на два года. Кроме того, по словам Виктора Ефимова, R/3 лучше внедрять сразу полностью. Только имеющиеся сложности вынудили предприятие разбить внедрение на несколько этапов. А долгие перерывы в работе приводили к тому, что до 80% наработанного приходилось делать заново.

Второе – это невозможность полного освобождения персонала предприятия от текущих обязанностей для обучения работе в системе. Обучение людей происходило одновременно с повседневной деятельностью, в том числе сопровождением ряда задач на, работающей тогда, ЕС ЭВМ. Это также сказалось на сроках внедрения проекта.

Третье – отсутствие достаточного финансирования. В частности, это сказалось на том, что часть представителей завода не смогли пройти курс обучение на курсах компании SAP. Обучение проводили на месте консультанты фирм «Солвер» и «Юникон».

Еще один важный момент – психологический. Не секрет, что внедрение такой серьезной системы управления как R/3 влечет за собой частичную реструктуризацию служб предприятия. Это поначалу настраивало людей против, сотрудники опасались сокращения штата. Не желая изменений, работники бухгалтерии требовали, чтобы  из R/3 была возможность получать точно такие же выходные формы документов, к каким они привыкли на ЕС ЭВМ. Группе внедрения пришлось идти на некоторые уступки, что также задержало проект. Однако, когда первая очередь системы успешно заработала, бухгалтерия предприятия сама провела реструктуризацию и перераспределение функций между своими сотрудниками.

Кроме того, пользователей приходилось обучать работе на персональном компьютере с нуля. Многим приходилось преодолевать собственную боязнь компьютера, особенно людям немолодым. Однако теперь даже заявление на отпуск никому не приходит в голову писать вручную.

Определенную роль сыграло то, что для фирм «Солвер» и «Юникон» это был первый опыт внедрения системы R/3. В результате было затрачено излишне много времени на обследование предприятия и написание концепции. Однако уже на втором этапе работ ряд моментов был учтен и в результате исключения из схемы внедрения излишних стадий, удалось провести работы на три месяца быстрее. При этом компаниям “Солвер” и “Юникон” удалось сделать проект фактически “под ключ”, проводя и настройку системы и обучение как разработчиков, так и рядовых пользователей.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЛАНЫ И ОЖИДАНИЯ

В качестве дальнейших шагов «Воронежсинтезкаучук» планирует осуществить переход на использование SAP R/3 версии 4.6 (mySAP.com), уже в полной мере учитывающей российскую специфику. Это потребует изменения уже внедренных проектных решений.

К январю 2002 будет осуществлен переход на новый плат счетов. Подготовка к этому займет, по словам Виктора Ефимова, около трех месяцев, а сам переход должен произойти не более, чем за двое суток, так как отгрузка продукции производится на предприятии круглосуточно.

Планируется создание системы бюджетирования и реализация ее средствами R/3 – SAP Strategic Enterprise Management (SEM); разработка управленческой отчетности для высшего менеджмента предприятия с использованием OLAP-технологии и пакета SAP Business Information Warehouse (BW). Планируется внедрение подсистем:  «Администрирование и управление персоналом» (модуль HR); “Планирование и управление производством” (модуль (РР);  “ Техническое обслуживание и ремонт оборудования” (модуль РМ); “Контроль качества”;  дальнейшее развитие системы полномочий для обеспечения защиты информации и предоставления авторизованного доступа к данным системы, а также разработка методики и настройка средств архивирования данных в R/3. В недалеком будущем будет организована работа с партнерами предприятия через Интернет.

Перспективным направлением специалисты завода считают дальнейшее сопряжение R/3 с АСУТП предприятия. Намечена разработка системы автоматизации диспетчерского пункта завода - сейчас диспетчер получает данные, в основном, по телефону. С внедрением компьютерных технологий в диспетчерское управление и станет возможным сопряжения данных АСУТП и системы R/3.

От проведения намеченных мероприятий руководство “Воронежсинтезкаучук” ожидает качественное повышение уровня системы управления, что может быть достигнуто за счет создания системы взаимоувязанных бюджетов, средств их формирования и контроля исполнения.  Кроме того ожидается более эффективное управление производством, планирование выпуска продукции, потребностей в ресурсах, снижение издержек, связанных с заготовкой и хранением материалов.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Из всего сказанного выше видно, что процесс внедрения SAP R/3 на заводе "Воронежсинтезкаучук" был весьма не простым. Наряду с трудностями понимания "философии R/3" пользователи предприятия столкнулись с существующими в системе пробелами в поддержке эффективной и прозрачной статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, соответствующей российскому законодательству. Все это, несмотря на видимые преимущества R/3, как полнофункциональной интегрированной системы затрудняло ее внедрение.  Однако, по словам Виктора Ефимова, в системе есть все, что нужно, и ничего не нужно дописывать специально для каждого конкретного клиента.

Значительно помогло делу то, что специалисты компаний "Солвер" и "Юникон" не прекращали работу по внедрению R/3 на предприятии даже в самые трудные времена. На "Воронежсинтезкаучуке" уверены, что по окончанию действия контракта они останутся со своими партнерами в самых добрых отношениях и всегда смогут расчитывать на любую консультацию, если таковая потребуется. И все участники внедрения проекта, приближаясь к окончанию работ, пришли к выводу, что система SAP R/3 - это продукт с которым можно работать успешно.
 
 
 

ОАО «Воронежсинтезкаучук» работает на отечественном рынке с 1932 года. Сегодня это предприятие является одним из крупнейших в своей отрасли производителей высококачественных каучуков, термоэластопластов и латексов, пользующихся большим спросом на внутреннем рынке и за рубежом.
В 1995 году система управления качеством продукции завода «Воронежсинтезкаучук» получила сертификат Испанской торговой палаты и звание Лидера мировой торговли.
 

www.solver.ru

Инженерно-консалтинговая фирма SOLVER создана в 1993 году. Основные направления деятельности компании –системы автоматизированного проектирования и производства (CAD/CAM/CAE); производственные системы; информационные технологии управления.
 

www.unicon-ms.ru

АО «ЮНИКОН/МС Консультационная Группа» основана в 1989 году. Компания специализируется на оказании услуг в облсти аудита и учета, управленческого, финансового, налогового, правового и кадрового консультирования, стратегических рыночных исследований, информационных технологий, оценки имущественных комплексов и корпоративных финансов.
Сегодня в компании работает около 600 специалистов.
 
 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]