ОТ КОНСТРУКТИВИЗМА В АРХИТЕКТУРЕ
К КОНСТРУИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Елена Шашенкова
 

Здание 1 МОГЭС им. П.Г. Смидовича на Раушской набережной Москвы, своими очертаниями напоминающее огромный корабль, имеет давнюю историю. Эта гидроэлектростанция была основана еще в 1897 году как Центральная электрическая станция "Общества электрического оcвещения 1886". Здание сооружено в 1886-87 годах по проекту инженера Н.В. Смирнова, архитектора Н.П. Басина и других. В 20-х годах ХХ века  по проекту архитектора В.Е. Дубовского был возведен выходящий на набережную корпус в формах конструктивизма. В 1924 году к зданию пристроена котельная по проекту И.В. Жолтовского. Здесь же, на Раушской в доме № 8 находится управление АО "Мосэнерго".

С проблемой прокладки сети в таком старинном здании как раз и столкнулись однажды специалисты компании TerraNet во время проведения работ по проекту для АО "Мосэнерго".  Задача - в духе конструктивизма: с помощью новой технии создать логичную, функционально оправданную информационную систему, которая должна стать по сути своеобразной материально-информационной средной, окружающей человека. Но все по порядку.

Работы по автоматизации деятельности Мосэнерго начались еще в 1995 году - именно тогда руководство предприятия приняло важное решение развернуться в сторону IT-технологий. Объявили закрытый тендер, победителю которого - системному интегратору TerraNet был заказан проект по прокладке локальной вычислительной сети  в здании генеральной дирекции Мосэнерго - на Раушской, 8. Здесь уточним, что это лишь часть большого проекта автоматизации производственно-хозяйственной деятельности всего Моэнерго.

На Раушской 8 было намечено развернуть сеть примерно на 500 рабочих мест. На сегодняшний день в промышленной эксплуатации находится половина проекта. Его длительное воплощение во многом связано с проблемами финансирования этапов проекта. Средства на поэтапные работы по строительству АСУП выделялись по ежегодному Плану централизованного финансирования внедрения информационных технологий. Очередность работы диктовалась тем, что руководство считало необходимым автоматизировать в первую очередь. На первом этапе это была бухгалтерия и финансовый отдел, затем плановый отдел и технологические отделы. За эти несколько лет и заказчику и поставщику решения пришлось пережить финансовый кризис 1998 года, научиться работать по взаимозачетам, и т.п.

Проектом предусматривалось создание структурированной кабельной системы в старинном семиэтажном здании с толстыми стенами сложной конфигурации и планировки. Изюминкой СКС стало предложение TerraNet использовать в проекте систему управления СКС Patch View фирмы RIT Technologes, включающую активные, SNMP-управляемые, коммутационные панели и ПО, которые позволяют осуществлять планирование и мониторинг коммутационных работ, а также обеспечивает дополнительный уровень безопасности сети на физическом уровне, фиксируя любое вмешательство в кабельное хозяйство.

На момент создания проекта в него были заложены самые передовые решения. Это  сетевое оборудование компании Bay Networks (Cisco Systems в то время еще только начинала свой путь на российский рынок), технология АТМ в локальных сетях, что в 1995 году практически еще нигде не внедрялась. Стояла задача интегрировать в единую вычислительную сеть все, имевшиеся на тот момент в Мосэнерго приложения, а также сделать эту сеть мультисервесной, чтобы по сети можно было передавать и данные, и изображение, и голос, организовывать видеоконференции. Важная роль отводилась обеспечению гибкой приоритезации трафика и гарантированного качества сервиса.

На сегодня, как и намечалось по проекту, магистраль здания  с пропускной способностью 155 Мб/сек. выполнена по технологии АТМ. На каждом этаже стоит по 1-2 этажных коммутатора, связанных многомодовым оптическим кабелем с избыточными связями. Они обеспечивают высокую надежность и балансировку нагрузки. Горизонтальная  разводка - это 10/100 Мб Ethernet.  Все решение базируется на активном оборудовании Bay Networks, которое размещено в коридорах здания в прочных металлических защищенных шкафах. Работа оборудования страхуется источниками бесперебойного питания.

На этажах к коммутаторам ATM подсоединены коммутаторы Ethernet и стеки управляемых концентраторов с поддержкой всех групп RMON. Наиболее требовательные рабочие места подключены через коммутаторы BayStack 450/350 по 100-мегабитному Ethernet. Обычные рабочие места, в основном по разделяемому 10-мегабитному Ethernet, с небольшим диаметром домена коллизий.

На АТМ-магистрали развернуты службы LAN-эмуляции. В сетевом центре установлен “однорукий” маршрутизатор-Bay Networks BLN-2 с АТМ-интерфейсом. Здесь происходит маршрутизация виртуальных сетей, построенных на АТМ-магистрали, и охватывающих рабочие группы на этажах здания. Организация виртуальных сетей обеспечивает требуемую безопасность и изоляцию рабочих групп и пользователей.

На рабочей станции Sun Ultra установлена система сетевого управления Optivity, обеспечивающая мониторинг всего сетевого оборудования здания, а также сбор и анализ статистики.
Серверные ресурсы ЛВС сосредоточены в серверной комнате здания, где также расположен сетевой центр здания. В сетевом центре также находится магистральный ATM-коммутатор кампусной ATM-сети, связывающей здания ОАО Мосэнерго, расположенные в близлежащих кварталах. Это выход в территориальную сеть ОАО Мосэнерго.

В качестве сетевых операционных систем в ЛВС Генеральной дирекции ОАО Мосэнерго используются Novell NetWare 5, Windows NT Server EE. В настоящее время в ЛВС происходит постепенный переход с Windows NT Server EE на Windows 2000 AS. На клиентских рабочих местах, в основном, установлена Windows 9x, а у наиболее требовательных пользователей - Windows NT WS. В сети используются средства централизованного управления рабочими станциями на базе “политик” доменов Windows NT и дерева NetWare. Для работы в сетевом окружении пользовательские рабочие станции обязательно проходят процедуры серверной аутентификации.

Параллельно в системе развиваются технология каталога Novell и аналогичная Active Directory от Microsoft. В каждой из них есть свои достоинства, которые с успехом применяются пользователями корпоративной сети.

Для задач инвентаризации оборудования и ПО в ЛВС Генеральной дирекции ОАО Мосэнерго используются пакеты Microsoft Systems Management Server, входящую в семейство продуктов Microsoft BackOffice и Novell  Z.E.N.Works.SMS применяется также для таких задач администрирования, как распространение и установка ПО, мониторинг производительности, оказание технической поддержки с помощью механизма удаленной консоли.

Ядро ЛВС – кластер RISC-серверов НР9000. Кластер – высоконадежная платформа для центральной базы данных Oracle (СУБД Oracle - сегодня является корпоративным стандартом Мосэнерго). В настоящее время на этот центральный кластер переносятся написанные ранее приложения по автоматизации финансового учета, бухгалтерии, плановых служб, задач производственно-хозяйственной деятельности.

Практически все файловые приложения базируются на серверах Novell. Приложения "клиент-сервер" используют либо центральный сервер СУБД Oracle, либо Oracle, работающий на платформе Windows 2000 (Advanced Server).  Последнее время в сети достаточно широко разворачиваются Интранет-технологии: Серверы приложений, собирающие и обрабатывающие данные по экономическим и техническим показателям работы энергосистемы и Web-сервера, предоставляют информацию, в первую очередь, для руководителей компании.

Создание единой автоматизированной информационной системы в Мосэнерго затруднено наличием значительного количества ПО собственной разработки, унаследованных задач на Clipper, используемых, в частности, бухгалтерией.

Примером создания современной законченной подсистемы АСУП может служить проект внедрения модуля материально технического снабжения Oracle Application на снабженческом филиале ОАО Мосэнерго. Отчетная и аналитическая информация этой подсистемы будет поступать в ЛВС Генеральной дирекции.

Возвращаясь собственно к сети, а точнее к АТМ, как мультисервисной среде, отметим, что в настоящий момент она используется Мосэнерго только для передачи данных. Компания TerraNet, производящая работу по проекту, провела переговоры с заказчиком о том, чтобы существующую в здании стандартную телефонную сеть совместить с локальной АТМ-сетью. Однако эти переговоры закончились ничем, так как внутри предприятия-заказчика за разные сети отвечают различные внутренние ведомства. Даже в настоящий момент интеграция телефонного трафика в единую систему даже в пределах одного здания Мосэнерго не планирует. Поэтому богатые компьютерно-телефонной интеграции остались до сих пор во многом невостребованными.

По словам заведующего сетевым  отделом ИВЦ Мосэнерго Андрея Евлентьева, технология АТМ, в первую очередь, была ориентирована на ресурсоемкие задачи геоинформационной системы. Известно, что геоинформационные системы предполагают обработку значительных объемов данных оцифрованных карт, другой картографической и семантической информации. Для их передачи и были выбраны в 1995 году наиболее скоростные в то время и, самое главное, хорошо масштабируемые по пропускной способности решения. Жизнь показала, что выбор был сделан правильный и адекватный.

Создаваемая геоинформационная система считается в Мосэнерго очень важной и перспективной. Ее суть заключается в нанесении информации кабельных и тепловых сетей по Москве и Московской области на цифровую геоподоснову с привязкой к реальным координатам. В решении этой задачи принимают участие службы мэрии Москвы и другие организации, заинтересованные в подобной информации. Геоинформационная система ОАО Мосэнерго создается совместно с фирмой Siemens. Возможно, после окончания работ по ее созданию, Мосэнерго будет предоставлять доступ к части собранной информации на коммерческой основе. Важность создания Геоинформационной системы ОАО Мосэнерго для повышения качества и снижения издержек эксплуатации кабельных и тепловых сетей компании трудно переоценить.

Сегодня в сети здания на Раушской 8 работает более 300 пользователей. Именно здесь находится костяк автоматизированной системы Мосэнерго. За несколько лет работы над проектом архитектура сети и кабельная система осталась без изменений. Время вносило поправки лишь в модели сетевого оборудования, что диктовалось соответствующими изменениями на рынке телекоммуникаций. В результате удалось создать ту самую систему приоритетов, которая требовалась руководству Мсэнерго.

Собственно прокладку сетей и установку оборудования проводили поэтапно специалисты компании TerraNet. В наладке и настройке активного оборудования и его приема в промышленную эксплуатацию принимали  участие соответствующие сетевые службы ИВЦ Мосэнерго, которые сейчас занимаются эксплуатацией серверного, кабельного хозяйства и сетевого оборудования.

В здании сетевое оборудование достаточно однородно (BayNetworks). Сеть здания выходит на АТМ-магистраль кампуса, образованную высокоскоростными каналами, и является очень важной ее частью. Кампусная ATM-магистраль имеет резервированные соединения с высокоскоростной магистралью территориальной вычислительной сети ОАО Мосэнерго, построенной на цифровых каналах собственной корпоративной системы связи ОАО Мосэнерго (SDH). Общее число пользователей вычислительной сети с учетом удаленных филиалов приближается к тысяче.

Базой корпоративной вычислительной сети служат цифровые каналы Цифровой Первичной Сети Связи. Построением и эксплуатацией которой занимается филиал ОАО Мосэнерго Энергосвязь.
Компьютерная сеть Мосэнерго выступает в качестве клиента, использующего цифровые каналы, предоставляемые собственным провайдером.

Сложная информационная система АО Мосэнерго соединяется с сетью РАО ЕС России. Диспетчерские службы Мосэнерго связаны с диспетчерскими службами РАО ЕС, с Центральным диспетчерским управлением, где установлен центральный щит, отражающий состояние энергосистемы всей страны. Для взаимодействия используются собственные каналы, унаследовавшие закрытые решения. В настоящее время актуальным становится постепенный перевод и в этой области на открытые стандарты.

Объединяющей все энергосистемы страны является специализированная сеть электроэнергетики, построенная на технологиях Интранет. Эта сеть имеет свои узлы во всех энергосистемах страны. Такой узел есть и в Мосэнерго. Сегодня основной сервис общей сети - почтовый, но уже намечается тенденция развития в сторону предоставления большего количества услуг, среди которых будет доступ к базам данных, различным регламентирующим материалам, что в энергетике очень важно, так как все решения обязательно регламентируются и фиксируются.

Если говорить о системе Мосэнерго в целом, то в ней жестко разделяются процессы технологического управления и процессы производственно-хозяйственного управления. Исторически технологическое направление было автоматизировано лучше, поскольку особенно в советское время в расчет принимались именно технологические критерии развития. Соответственно туда направлялись всевозможные ресурсы. Ядром технологического управления является диспетчерское управление. Для диспетчерского управления используются отдельная защищенная локальная сеть, соединенная с общей сетью для обмена данными. Она обладает более жесткими требованиями к надежности и готовности. Эта сеть построена на оборудовании существовавшей ранее компании DEC.

Перед Мосэнерго стоит серьезная задача модернизации автоматизированной информационной структуры таким образом, чтобы в мультисервисных сетях были обеспечены необходимые условия прохождения трафика различных по своей значимости данных. В настоящее время в сети строится весьма сложная система приоритетов с учетом возросшего требования к безопасности и целостности информации.

Подводя некоторый итог, еще раз подчеркнем, что в Мосэнерго островки автоматизаци уже были, но в центральной организации отсутствовал необходимый оперативный консолидированный учет и управление на основе его данных. Отчетные данные, доставляемые с филиалов подчас вновь вручную вводились в компьютеры в службах Генеральной дирекции, после чего формировалась ситуация по энергосистеме. Ни о какой оперативности при такой организации не могло быть и речи.

Появление корпоративной сети стимулировало процессы интеграции существующего ПО в единую систему. Теперь многие службы Мосэнерго, в первую очередь финансовые, не мыслят своей деятельности без автоматизации. Недаром новое руководство АО Мосэнерго одним из ключевых направлений повышения эффективности деятельности считает развитие программ автоматизации на предприятии.

----------------------------
Торговая марка TerraNet известна в России более семи лет. Основной профиль компании - системная интеграция. TerraNet предагает заказчикам разработку и установку "под ключ" компьютерных систем любой степени сложности, а также консультации, проектирование сетей и корпоративных информационных систем. Кроме того TerraNet занимается дистрибуцией, техническим сервисом, а также проведением технических семинаров и тренинга.
---------------------------
АО Мосэнерго - это энергетическая компания - монополист, обслуживающая Москву и Московскую область. Имеет 59 филиалов, количество работающих - около 40 тысяч человек.
Мосэнерго является сегодня открытым акционерным обществом, контрольный пакет акций которого находится в собственности РАО ЕС. В свою очередь, контрольным пакетом РАО ЕС владеет государство, поэтому АО Мосэнерго опосредованно является государственной организацией. Среди акционеров велико участие городских властей, а также западных компаний, в первую очередь немецких, с которыми осуществляется тесное взаимодействие в области использования информационных технологий.
 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]