СТРАННЫЕ ИГРЫ В ПУСТЫНЕ

Елена Шашенкова

    «Чем больше играешь, тем более убеждаешься,
    что между игрой и жизнью нет жестких границ…»
     Владимир Леви, «Искусство быть другим»
 

Каждому человеку необходимо внимание со стороны других людей. «Нет внимания – ничего нет: человек отключен, человек в пустыне», - пишет Владимир Леви в своей книге «Искусство быть другим». Этой проблемой занимаются психоаналитики всего мира. Ведь, ситуация парадоксальна: несмотря на то, что мир становится все теснее, а развитие науки и техники не только сокращает расстояние, но и преобразует время, человек почему-то чувствует себя все более и более одиноким. Ландшафт социальной жизни оказывается той самой пустыней, куда каждый из нас оказывается заброшенным, чуть только повзрослев.

Известный американский психоаналитик Эрик Берн на основе своей многолетней практики создал оригинальную концепцию психологии человеческих отношений. Разработанная им теория утверждает, что коль повседневность предоставляет очень мало возможностей для человеческой близости, люди значительную часть жизни играют. Это своеобразные игры, имеющие социальную природу. Их цель – привлечь к себе внимание, и вступить в определенный контакт с окружающими, ведь человеку, как хлеб, нужны контакты и общение, нужно признание, или хотя бы просто быть замеченным другими людьми. Более того, это абсолютно необходимо для жизни: отсутствие эмоциональных связей порой может иметь для человека  фатальный исход. Причем, экспериментально доказано, что для поддержания здоровья в одинаковой мере полезна как положительная реакция окружающих, так и до крайности отрицательная. Ощущение затерянности и невостребованности  провоцирует людей на такие игры, в которых они чувствуют себя не просто замеченными другими, но хоть в какой-то степени значимыми для окружающих.

В наше время дефицит общения, как ни странно, отчасти восполнил компьютер. Это замечательное электронное устройство дает своему владельцу тот минимум общения, который так требуется каждому из нас: компьютер быстро реагирует на запрос, вступает в диалог, а подчас даже демонстрирует свой характер или вдруг заболевает – совсем как живое существо. Поэтому немудрено, что компьютер постепенно становится настоящим другом для многих людей, а дети подпадают под его очарование гораздо быстрее и проще. Ведь с ним и поиграть можно, и по электронной почте перекинуться парой слов с приятелем, и попутешествовать. При этом компьютер не ворчит и не напоминает каждые пять минут про не сделанные уроки. А уж если компьютер – это почти одушевленное существо, то он непременно вовлекается в человеческие игры.

Одним из современных развлечений школьников стало создание вирусных программ. Многие таким образом реализуют свой интерес к компьютерным технологиям, а также добиваются своеобразного признания, хотя бы от собственного компьютера, а если повезет, то и среди сверстников. Такие авторы зачастую присваивают вирусу свое имя, например: «Работает вирус имени Валерия Ионкина», или «Привет от Оксаны Борисовой». А что до компьютерных технологий, то здесь самое широкое поле деятельности, ведь с помощью небольшого набора символов можно оживить любую самую необычную фантазию. И эффект тут же налицо –  компьютер сразу отреагирует. А подсказку, и образец найти сегодня  несложно с помощью все того же компьютера.

Конечно, здесь можно пуститься в длинные рассуждения о моральной стороне дела. Но
постижение науки программирования, к сожалению, подчас проходит через стадию написания программы-вируса. Как показывает статистика, 90 процентов всех ныне существующих вирусов созданы либо школьниками, либо студентами. К счастью, эти вирусы чаще всего остаются  в единственном экземпляре, и не получают распространения. Но, так как создание вирусов - что уж тут греха таить - деятельность достаточно интересная, часть ребят «входят во вкус» и начинают регулярно создавать вирусы разных модификаций.  И если сначала бывает достаточно добиться всего лишь небольшого визуального эффекта, то потом цели становятся более изощренными.

Сегодня многие школы, не только оборудованы компьютерной техникой, но и имеют локальную компьютерную сеть. Именно школьная сеть становится основным полигоном для испытания ребятами результатов собственного творчества. Легко представить, как не сладко живется системным администраторам таких сетей! Отечественные вирусологи,  всячески помогают школам в борьбе с этой напастью: предоставляют бесплатные лицензии на антивирусные продукты, никогда не отказывают в консультации. Для того, чтобы дети как можно раньше узнали о том, как опасны компьютерные вирусы, и что это такое, Лаборатория Евгения Касперского совместно с фирмой «Корус Медиа» готовят совместный продукт, представляющий собой красочный рассказ с цветными картинками и мультфильмами, который просто интересно послушать и посмотреть. Даже младшим школьникам. Может быть, когда они вырастут, их игры все-таки станут другими? А пока…

А пока школьники развлекаются тем, что пишут разнообразные вирусы для того, чтобы потихоньку проникнуть через школьную сеть в те области, куда им доступ запрещен. Тип подобных вирусов получил название «троянский конь». Они, прикинувшись безвредными программами,  проявляют себя только тогда, когда вы их запускаете. «Троянский конь» - по воле своего создателя либо разрушает чужую информацию, либо помогает получить к ней доступ. Сегодня вирусы этого типа используют разнообразные сетевые функции, а потому отличаются определенной сложностью. Вирусологи всего мира отметили, что начиная с мая 1998 года, наблюдался всплеск создания вирусов типа «троянский конь».

В написании подобных программ ребята уже достигли такого мастерства, и амбиции их настолько возросли, что создание вирусов постепенно переросло рамки обычного развлечения. За последнее время мировая коллекция вирусов пополнилась такими «троянцами», как Back Orifice, NetBus и другими, а вирусологам пришлось пополнить свои антивирусные программы возможностями обнаружения и лечения этих вирусов. А гулять по свету они отправились в результате все того же школьного творчества.

Значительное распространение в этом сезоне получил вирус Win95.CIH. Он, оказавшись в вашем компьютере, в определенный день взламывает и уничтожает Flash BIOS, после чего материнскую плату компьютера можно попросту выбросить. Этим вирусом оказалась заражена часть пиратских дисков, которые, как известно, пользуются у нас в стране хорошим спросом. Таким образом, ребячьи забавы обернулись настоящей головной болью для всего компьютерного сообщества.

При этом создатели вирусов подчас лучше взрослых ориентируются в безбрежном море различного программного обеспечения, и практически все не только знают, но и обязательно пользуются антивирусными программами, пусть даже приобретенными на Митинском рынке. Естественно, ребята наслышаны и о тех, кто пишет антивирусы. Пожалуй, каждому известны имена Дмитрия Лозинского и Евгения Касперского. Рассказывают, что однажды, для того, что бы познакомиться, к Евгению Касперскому пришел молодой парень – вирусописатель. Но Касперский даже не стал с ним разговаривать, а просто указал на дверь. Зачем пришел этот парень – может из любопытства, а может, хотел своеобразного признания… Но факт остается фактом – не только у вирусологов, но и у всех нормальных программистов изготовители компьютерных вирусов пользуются вполне заслуженным презрением.

И все же, изготовление вирусов пока остается увлекательной игрой. Ее характер, по классификации Эрика Берна, сродни игре «Полицейские и воры». Здесь играющему подчас более важно не то, насколько разрушительным и изощренным получился вирус, а умение перехитрить полицейского – в данном случае вирусолога. Это сродни детской игре в прятки, где существенным элементом является огорчение по поводу того, что тебя отыскали. На социальном уровне – это соревнование в хитроумии. Эта игра приносит наибольшее удовлетворение, когда каждый игрок проявляет себя наилучшим образом. Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться. Но если далеко не лучшая игра длится чересчур долго и может быть спрогнозирована по меньшей мере лет на пятьдесят в будущее, то ее эффект увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому очень важно разобраться, в какие же игры мы играем, и во что играют наши дети.
 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]