"НАШ ПАРОВОЗ ВПЕРЕД ЛЕТИТ"

 Елена Шашенкова

Первая паровая железная дорога в России появилась в 1834 году. Дорогу и два паровоза для нее построили крепостные умельцы Ефим и Мирон Черепановы на Уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Тридцатого октября 1837 года отправился первый поезд по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург – Царское Село. А 1 февраля 1842 года Император Николай I подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва.

Работы начались 1 августа того же года. Строителями было возведено 8 больших и 182 средних и малых мостов, построено 34 станции и два крупных вокзала в Москве и Петербурге по проекту архитектора К.А. Тона. Первого ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога была открыта, и по ней из Петербурга в Москву отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут. Так начала работать первая русская магистраль, являющаяся в наши дни частью Октябрьской железной дороги. Уже в 1852 году эта дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн груза.

Через несколько лет, 15 июня 1865 года Император Александр II издает Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Первым министром МПС тогда был назначен Павел Петрович Мельников, который был выдающимся ученым, талантливым инженером и организатором. Вскоре Министерство путей сообщения стало одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считалась одной из самых престижных.

К 1892 году общая протяженность железных дорог России составляла уже 32 тысячи километров, а сто лет спустя, в 1998 году - 86,2 тысячи км. Сегодня МПС - это протяженная система железнодорожных путей, огромное хозяйство, включающее в себя рельсы, шпалы, грузовые и пассажирские составы, станции и ремонтно-строительные и производственные предприятия, учебные и медицинские учреждения, вычислительные центры. Количество предприятий МПС превышает 5000, а общая численность персонала - более 1,5 млн. человек. МПС обеспечивает сегодня перевозку 80% грузов в стране и 50% перевозки пассажиров.

ЗАДАЧИ

Система передачи данных МПС создавалась в 70-х годах ХХ века. Поэтому первой задачей, стоящей перед Министерством путей сообщения, стала задача замены устаревшего оборудования.

До 1998 года в сети передачи данных МПС функционировало три независимых системы, использующие различные нестандартные сетевые протоколы. Это система продажи билетов "Экспресс" (протокол BSC3), система управления грузоперевозками - сеть АСОУП (протокол АП 70) и сеть межмашинного обмена между различными вычислительными центрами (протокол BSC1). В связи с этим стояла задача сделать так, чтобы в сети передачи данных все системы работали на едином унифицированном протоколе.

Помимо этого, часть железных дорог и подразделений МПС имели собственные локальные информационные системы, что исключало возможность оперативного централизованного управления - будь то финансовые потоки или учет материальных ресурсов. При этом часть объектов, находящихся в ведомстве МПС, вовсе находились вне корпоративного информационного пространства. Поэтому главной стратегической задачей министерства, по словам первого заместителя Министра путей сообщения РФ Александра Сергеевича Мишарина, была организация "полностью компьютеризированного и централизованного управления всем комплексом перевозок и транспортных услуг" с охватом всех сфер железнодорожного транспорта.

Для проведения глобальной модернизации сети передачи данных необходимо было выбрать генерального подрядчика. Осенью 1998 года МПС провело тендер на разработку и реализацию проекта сети. Тендер выиграли совместно две компании - "Микротест" и "Техно-Серв А/С".

ПРОЕКТ

По плану модернизации необходимо было провести полный цикл проектных и монтажных работ, а также сертификацию оборудования и обучение персонала. В реализации проекта участвовали более 40 компаний-субподрядчиков на местах. Со стороны заказчика координировало порядок работ государственное унитарное предприятие "Трансинформ", созданное МПС для ведения проектов по информационным технологиям. Оперативное информирование участников проекта о ходе его реализации, доступ к проектной документации был организован компанией "Микротест" через специально созданный для этой цели Web-портал. Крупнейшим поставщиком телекоммуникационного оборудования для данного проекта стала компания Cisco Systems - она поставила 4647 устройств.

Первая очередь проекта была завершена к декабрю 1999 года. К этому моменту был создан магистральный сегмент сети передачи данных, включающий в себя центральный узел и 17 региональных узлов, а также внутридорожные магистральные сети. Последнее означает подключение 500 периферийных узлов дорожных сегментов.

В 2000 году созданы локальные сети на 3000 предприятий, подключено 5 тысяч оконечных узлов, обеспечена поддержка виртуальных частных сетей (VPN) на междорожной магистрали СПД. Для связи с каждым региональным узлом были выделены цифровые каналы мощностью от 128 до 2048 Кбит/с. К концу 2000 года было введено в эксплуатацию более 10 тысяч км из 25 тысяч построенных волоконно-оптических линий связи.

В этом же году проведены опытные зональные испытания проектов по наложенной телефонии, по дистанционному обучению и по беспроводному доступу в локальные вычислительные сети. Кроме того, в 2000 году были начаты работы по модернизации сети передачи данных оперативно-технологического назначения.

К концу 2001 года протяженность магистральных коммуникаций МПС должна превысить 36 тысяч километров, охватывая транспортные службы во всех регионах России.

Кроме того сеть передачи данных МПС имеет спутниковый сегмент. Для его функционирования имеется 20 узловых наземных станций. Данный сегмент позволяет охватить все железные дороги России, резервируя каналы магистральной цифровой сети связи МПС и обеспечивая привязку к волоконно-оптической сети любых подразделений и служб министерства. Каналы спутниковой системы "Транстелсат" обслуживает компания "СПб Телепорт". В 2001 году намечено развернуть в рамках проекта МПС 96 спутниковых терминалов.

ПОДРОБНОСТИ

Понятно, что такой масштабный проект, как модернизация сети передачи данных МПС, потребовал монтажа огромного количества оборудования и немалого количества самых разнообразных работ. В кратком отчете компании “Микротест” сказано, что состоялось техническое и рабочее проектирование 18 проектов, обучение 620 специалистов МПС. В ходе реализации проекта произошла поставка и сертификация 4647 единиц телекоммуникационного оборудования Cisco, 11500 единиц каналообразующего оборудования, 55 комплектов пассивного оборудования, 18 комплектов АПК систем управления. Общее количество компьютеров сети – более 40 тысяч.

Расскажем об этом немного подробнее. Основная транспортная магистраль представляет собой волоконно-оптические линии и систему спутниковой связи. Кабели ВОЛС подвешивались на опорах контактной сети, поэтому топология сети повторяет топологию железных дорог. При организации сети передачи данных использован тип “звезда”, то есть центральная и узловые спутниковые станции соединены закрепленными каналами. При построении сети использованы технологии SDH, ATM, IP. В конце 2000 года на волоконно-оптических магистралях завершено построение IP-сети на Свердловской железной дороге. В настоящее время ведутся работы по расширению ее функциональности путем добавления возможности передачи мультимедийной информации.

В качестве унифицированного протокола был реализован протокол TCP/IP, ставший “де факто” стандартом обмена данных. Кроме того, использованы самые современные технологии, включая VPN и MPLS.

При построении транспортной сети SDH использовано оборудование STM-1, STM-4 и STM-16 производства Lusent Technologies, Alkatel, NEC, GPT, Siemens. Сеть включает в себя более 700 узлов и охватывает 56 регионов страны. Надежность передачи информации достигается тем, что за счет объединения узлов в кольцевые структуры все каналы могут быть продублированы. Такой способ организации сети дает возможность, в случае надобности, автоматического переключения основного канала – на обходной.

В качестве основного оборудования для построении магистральной сети используются маршрутизаторы Cisco. В узлах верхнего уровня – Cisco 7200 и 3600, в узлах нижних уровней – Cisco 2600, 1700, 1600 и другие младшие модели. Удаленный доступ по коммутируемым линиям осуществляется с помощью модемов. В сети также используются, там где это целесообразно, беспроводные каналы. В зависимости от конфигурации в узлах сети установлены системы бесперебойного питания PowerWare или АРС. Управление сетью осуществляется при помощи продуктов семейства HP OpenView, установленных на серверы и рабочие станции производства Sun Microsystems. Сейчас рассматривается возможность расширения периферийных и оконечных узлов с использованием беспроводных систем доступа и средств, поддерживающих технологии xDSL и ISDN.

Что касается программного обеспечения, то в настоящее время введены в эксплуатацию прикладные системы автоматического учета состояния грузовых вагонов и всего подвижного состава. Кроме того ведется автоматизированный учет грузовых перевозок. На Московской железной дороге ведется внедрение системы управления пассажирскими перевозками “Экспресс-3”. В 2001 году данная система будет проходить этап внедрения еще на семи железных дорогах ведомства. Новые системы централизованного управления финансами и ресурсами железнодорожного ведомства созданы на базе SAP R/3. Это позволило улучшить экономический анализ, прогнозирование и маркетинг, а также взаимодействие с клиентами. “Если раньше процессы управления строились на основе эмпирических данных и жизненного опыта руководителя, то теперь принимать решение и планировать свою работу можно на основе точной информации,” – отметил Андрей Баранов, директор воронежской научно-производственной фирмы “Компьютерные сети” - компании субподрядчика, участвующей в реализации данного проекта.

РЕЗУЛЬТАТ

Говоря об эффекте внедрения СПД, директор департамента по информатизации “Трансинформ” Олег Латушкин подчеркнул, что без наличия такой сети невозможно было бы внедрение многих систем, в том числе финансовой. Сегодня SAP R/3 позволяет МПС нормально исполнять процесс ведения бюджета, четко отслеживать нормирование запасов на складах, исчисляемых миллиардами рублей. Только две эти возможности эффективного управления хозяйственной деятельностью уже во многом окупают систему. Плюс повышение оборачиваемости средств, снижение отвлечения финансовых ресурсов.

По словам директора воронежской фирмы “Компьютерные сети” Андрея Баранова, качественная связь, которую МПС получает в результате модернизации СПД, позволяет улучшить управление технологическими процессами. Становится возможным технический контроль состояния дорог и подвижного состава в реальном масштабе времени, что важно для обеспечения безопасности и безаварийности работы железнодорожного транспорта.

В качестве сопутствующих, но не менее важных результатов создания СПД, назовем телемедицину и дистанционное обучение. Сейчас и тот и другой проект находятся в стадии развития. Центр телемедицинской консультации развернут на базе Центральной клинической больницы МПС. Главным идеологом этого проекта стала главный врач ЦКБ – Татьяна Григорьевна Мещерякова. В чем-то перекликается с телемедицинским проектом – создаваемая система дистанционного обучения для повышения квалификации сотрудников МПС. Использование данной системы уже позволило получить заметный экономический эффект от экономии на командировочных расходах.

Нельзя не отметить и эффект от использования в новой сети IP-телефонии, пилотный проект внедрения которой, как упомянуто выше, развернут на Свердловской железной дороге. Во-первых, это позволяет отказаться от сторонних услуг междугородной телефонной связи. Во-вторых, становится возможным больший объем внутреннего телефонного трафика, обслуживаемого оператором связи “ТрансТелеКом”. Общее число корпоративных абонентов сети в недалеком будущем превысит 100 тысячную отметку (сейчас их около 30 тысяч). Сегодня сеть МПС это, пожалуй, самая крупная отечественная корпоративная сеть. И третье – предоставление части трафика в качестве набора дополнительных услуг местным компаниям. Кроме того, по-словам технического директора компании "Микротест" Александра Давыдова, использование IP-телефонии в корпоративной сети МПС - это и возможность организации дополнительных услуг для пассажиров.

Если говорить кратко, то помимо вышеперечисленного, благодаря наличию сети передачи данных создается единое инфомационное пространство МПС РФ, где будут функционировать распределенные информационные системы - финансовая, материально-технического обслуживания, система "Диспак" (дислокация парка вагонов), "Дискон" (дислокация парка контейнеров), СФТО (система фирменного транспортного обслуживания). В сети уже функционирует корпоративная электронная почта. Отметим, что каждая стадия проекта по мере своей реализации способна приносить определенный экономический эффект.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПЕРСПЕКТИВАХ

"Сеть передачи данных - это живой организм, который будет находиться в постоянном развитии," - отметил начальник отдела программно-технических средств службы информатизации и связи Юго-восточной железной дороги Вячеслав Шатских. Постепенно будут завершаться работы по созданию новых и модернизации уже существующих локальных сетей 280 предприятий МПС, расположенных в 11 областях России.

Кроме того, сегодня прорабатывается возможность создания единой системы управления технологическими процессами на железных дорогах. Это важно с точки зрения основного производства, перевозочной деятельности, энергоснабжения. Путем развития IP-телефонии намечается создание единого телефонного пространства ведомства. Постепенно внедряется такой сервис, как видеоконференции самого различного направления.

Планируется создание единой корпоративной информационной системы МПС, в которой будет организована система управления всеми корпоративными ресурсами, и единая распределенная база данных, которая объединит все, существующие на сегодняшний день, локальные БД. В дальнейшем это поможет сократить эксплуатационные затраты и сделать более эффективным использование и финансовых и материальных средств. В перспективе - внедрение автоматизированной системы отслеживания движения вагонов и грузов в реальном времени и, связанная, с этим, оптимизация стыковки с другими видами транспорта. Это, в свою очередь, будет способствовать улучшению обслуживания имеющихся клиентов и привлечения новых.

Очень важными в этой связи становятся работы по созданию корпоративного информационного Web-портала МПС, а вслед за этим, переход к электронному ведению бизнеса. В частности, через Интернет в дальнейшем можно будет оформлять заказы на грузовые перевозки, осуществлять продажу пассажирских билетов, получать всю необходимую информацию по пассажирским и грузовым перевозкам, и так далее.

"Разработка и реализация проекта, масштабы которого настолько грандиозны, если учесть широту географического охвата и решаемые им задачи, стали для нашей компании своего рода испытанием, несмотря на определенный опыт, который мы приобрели за время своего существования, - сказал Юрий Игошин, директор компании "Микротест". - Этот опыт позволил нам создать сеть передачи данных, техническую поддержку которой мы будем осуществлять в течение всего жизненного цикла, с возможностями расширения и дальнейшего развития, что входит в наши ближайшие планы".

----------------------------

www.microtest.ru

Компания "Микротест" основана в Екатеринбурге в 1990 году. Московский офис компании был открыт в 1997 году. Основными направлениями деятельности "Микротест" являются сети и системы связи, проектирование и построение информационных систем, Интернет технологии, системы безопасности, спецпроверки и проведение сертификационных испытаний средств защиты информации на соответствие требованиям нормативных документов, утвержденных Гостехкомиссией РФ и государственных стандартов.

В апреле 2000 года компания "Микротест" награждена премией "Компьютерная элита" в номинации "Лучшая компания - системный интегратор" России по итогам 1999 года. За 10 лет компания реализовала более 50 крупных проектов на территории России.

-----------------------

www.mps.ru

Сегодня МПС - это протяженная система железнодорожных путей - в 1998 году она составила 86,2 тысячи км, а также огромное хозяйство, включающее в себя рельсы, шпалы, грузовые и пассажирские составы, станции и ремонтно-строительные и производственные предприятия, учебные и медицинские учреждения, вычислительные центры. Количество предприятий МПС превышает 5000, а общая численность персонала - более 1,5 млн. человек. МПС обеспечивает сегодня перевозку 80% грузов в стране и 50% перевозки пассажиров.

--------------------

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]