СПЕКТР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УСЛУГ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ФАНТАЗИЕЙ И ПОТРЕБНОСТЯМИ РЫНКА

Елена Шашенкова

 

“Прежде всего постепенность
а потом и огонь и вода
и медные трубы.”

Данила Давыдов

 

Телекоммуникационная компания “Бизнес связь Холдинг” с 1998 года предоставляет принципиально новый вид телефонных услуг - услуги интеллектуальной сети связи (ИСС). Во всем мире данная услуга обычно именуется словом Аудиотекс (Audiotex).

В самом распространенном варианте с точки зрения пользователя это означает возможность получения разнообразной информации, с помощью обычного телефона. Применяют ИСС чаще всего в информационных областях, где не требуется живого общения абонента и оператора. Услуга предполагает использование фиксированной формы ответа на стандартные вопросы типа состояния банковского счета, курса валют, прогноза погоды и так далее. На первый взгляд кажется, что все довольно просто, однако это не так.

РЕСУРСЫ И ПАРТНЕРЫ

Опыт операторов в области предоставления интеллектуальных услуг связи во второй половине 90-х был невелик. Конечно, внедрения происходили, но исключительно на местном уровне. Компания “Бизнес связь” тогда поставила перед собой глобальную задачу – вывести данные услуги на федеральный уровень и максимально их развить и популяризовать среди абонентов и пользователей всей России.

Поначалу требовалось провести кропотливую работу по выделению ресурсов – линий связи, приобретению оборудования. Для тарификации платных услуг нужно было открыть новый код, соответствующий географической зоне. Задача усугублялась тем, что Россия разделена на регионы и федеральные округа – их 89. Соответственно в каждом федеральном округе работает местный оператор связи (ОАО Электросвязь). Проблема состояла в том, что потребовалось устанавливать договорные отношения по вопросам пропуска трафика и взаиморасчетов за него, а также прорабатывать технические вопросы нам пришлось напрямую с каждым оператором связи”, - вспоминает директор-координатор “Бизнес связь Холдинга” Сергей Доровских, - “Единой системы, на базе которой возможно было бы предоставлять интеллектуальные услуги на территории всей России, тогда еще не было”.

“ЖЕЛЕЗО”

Для реализации ИСС требуется телефонно-компьютерная платформа, представляющая собой комплекс соответствующего оборудования и программного обеспечения.

“Вначале мы использовали оборудование одного из европейских производителей, практически не известного в нашей стране”, - рассказывает Сергей Доровских. В Европе оно имело некоторое распространение, и применялось в основном для автоматических справочных услуг. Его устанавливали в европейских банках для организации телебанкинга - услуги, с помощью которой клиенты могли по телефону управлять своим счетом. Данные системы имели узкую направленность и не были рассчитаны на предоставление широкого спектра услуг, однако их применение позволило компании “Бизнес связь” приобрести первый опыт внедрения в России интеллектуальных сетей связи.

В то же время в нашей стране на федеральном уровне начали оказываться интеллектуальные услуги под кодом 8-809.

Компания “Бизнес связь” в поисках более универсального и гибкого оборудования начала присматриваться к продуктам компании Dialogic. Оно было более гибким, имело много потенциальных возможностей, кроме того, для ряда задач подходило лучше, чем любое другое оборудование. Решение было принято, и с 1999 года “Бизнес связь” приступило к активному его использованию.

Между тем не все обстояло желаемым образом. Как показал процесс эксплуатации, Dialogic – оборудование, в целом, неплохое, но не обеспечивающее на 100% качества и надежности, предписанных правилами работы в сети связи общего пользования. Это связано как с технологией исполнения данных систем, так и с поставляемым программным обеспечением различных производителей. “Мы несколько лет работали с ПО разных производителей – и отечественных и западных. По разным причинам ни одно из них нас не устраивало”, - отметил Сергей Доровских.

И это еще не все. Оборудование Dialogic нельзя подключить напрямую к ТфОП РФ на междугороднем уровне, потому что оно не имеет должного сертификата. По этой причине Dialogic подсоединяется к коммутатору производства Nortel, а последний уже включается в сеть. “Кстати, наша компания столкнулась с тем, что никакое оборудование западного производства, до последнего времени поставляемое в Россию, не сертифицировано как “узел интеллектуальных служб”, и не решает задачи полного спектра интеллектуальных услуг”, - подчеркнул г-н Доровских. Так, Dialogic сертифицировано как “оборудование передачи речевой информации”, что к интеллектуальным услугам имеет довольно отдаленное отношение. По этой причине условия его применения строго ограничены существующими правилами работы на сети связи РФ. Кроме того, в конце 2001 года Минсвязи выпустило руководящий документ о применении интеллектуальных узлов на телефонной сети России, в котором расписаны четкие параметры на соответствие оборудования определенным требованиям и выполняемым функциям. В частности, в документе содержится ряд ограничений применительно к таким системам, как Dialogic. Пока не известно, будет ли компания INTEL (владелец продукта Dialogic) или, возможно, российские поставщики делать в связи с выходом данного документа доработки данного продукта.

Эти обстоятельства естественным образом привели “Бизнес связь” к поиску более подходящего оборудования. В настоящий момент компания закупила его у английской фирмы Telspec. Несомненным плюсом данного оборудования является то, что оно сертифицировано в качестве узла интеллектуальных служб. Кроме того, оно имеет интерфейс абонентского доступа ДСС1 и линейного доступа ОКС7. В ближайшее время оно будет установлено в интеллектуальной сети “Бизнес связи”. На него намечено частично перенести задачи, исполняемые сегодня с помощью систем Dialogic, и оно станет центральным узлом в интеллектуальной сети “Бизнес связь”.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Выше мы упомянули, что на работу оборудования Dialogic очень сильно влияет устанавливаемое на него, программное обеспечение. В этой связи в 2000-м году “Бизнес связь” начала сотрудничать с отечественной компанией Forte-IT, одним из направлений деятельности которой, является разработка ПО для систем компьютерной телефонии. По словам Сергея Доровских, “программное обеспечение Forte-IT, установленное на Dialogic, удовлетворяет потребности в сфере оказания интеллектуальных услуг практически на все 100%. Компания очень гибко подходит к потребностям конкретных операторов, стараясь сделать ПО с учетом конкретных задач, конкретного пользователя, конкретного места”.

Данное программное обеспечение имеет также еще одну весьма ценную составляющую: программную среду, которую оператор самостоятельно может использовать для организации своих услуг. Ряд российских компаний, работающих на рынке ПО для компьютерной телефонии, предлагают разнообразные программные решения – те или иные информационные услуги, дебетовые карты и т.д. Но оператору не выгодно под каждую свою задачу приобретать отдельное решение. Так и компания “Бизнес связь”, используя среду разработки, предоставляемую фирмой Forte-IT, своими силами создает необходимые программные функции для реализации новых интеллектуальных услуг.

Компания “Бизнес связь”, начиная с 2001 года очень плотно работает с Forte-IT. Польза здесь обоюдная. “Мы оказались интересны для этой компании широтой своих задач” – говорит Сергей Доровских. – “Благодаря нашему сотрудничеству, разработчики Forte-IT стали лучше понимать нужды других операторов связи и наполнять свой продукт более разнообразными функциями. Мы являемся сейчас чем-то вроде зоны опытной эксплуатации для разработчиков Forte-IT”.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В настоящее время в России разрабатывается программа развития федеральной интеллектуальной сети связи. Сеть должна строиться путем объединения в единое целое сетей и узлов интеллектуальных служб региональных и коммерческих операторов связи. Такое классическое построение сети часто используется на Западе. Например, английский оператор British Telecom располагает сетью, где на базе оборудования Telspec смонтировано 600 узлов интеллектуальных услуг. Таким же образом построена сеть в Испании (оператор Telefonica) и в ряде других европейских стран. В нашей стране также устанавливаются узлы Telspec, например, у операторов Хантымансийскокртелеком, Южный Телеком.

Компания “Бизнес связь”, являясь оператором интеллектуальных услуг, при построении своей сети стремится использовать принципы, закладываемые в федеральную программу развития ИСС. В частности, это касается использования оборудования одного производителя. Однако, на сегодняшний день в интеллектуальной сети компании задействовано оборудование трех западных фирм, так как ни одно из них пока не в состоянии обеспечить решение максимального круга задач.

В настоящее время частично выработаны, а частично разрабатываются нормативы взаимодействия между операторами, правила использования оборудования, чтобы в дальнейшем избежать нестыковок из-за различия протоколов разных производителей.

ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

На сегодняшний день в нашей стране интеллектуальные услуги находятся в начальной стадии своего развития. По оценке компании “Бизнес связь Холдинг”, объем интеллектуальных услуг по сравнению с услугами международной и междугородней связи, составляет сегодня менее 1% (на Западе этот показатель местами достигает 10-15%, по прогнозам в 2005 году – до 50%).

Однако уже несколько лет федеральная телефонная сеть, в том числе и интеллектуальная сеть компании “Бизнес связь” предоставляет ряд информационных услуг. Человеку достаточно набрать на обычном телефонном аппарате номер: 8-гудок-809 для того, чтобы получить интересующую информацию. Код 809 – это виртуальный код города(код негеографической зоны), используемый для направления всех вызовов в центр предоставления услуги с последующей их тарификацией. Большое количество телефонных линий обеспечивает возможность одновременного доступа к данной услуге тысяч абонентов из любой точки страны.

“Бизнес Связь Холдинг” с помощью своей интеллектуальной сети оказывает несколько видов услуг различной направленности. В частности, это информационные услуги почтовых и голосовых ящиков для корпоративных клиентов. Сегодня компания тесно сотрудничает с большим количеством различных информационных агентств, телевизионных и радиокомпаний, а также других организаций, заинтересованных в телефонных услугах ИСС. Так, пользователями услуг являются центральные каналы телевидения (ОРТ, НТВ, ТВ-6, ТВЦ, М1, СТС…), где проводятся телевизионные опросы аудитории, игровые и развлекательные программы и т.д. Телевидение в ближайшем будущем вообще не сможет обходится без услуг ИСС, так как только этот инструмент может дать сегодня возможность общаться многотысячной аудитории в прямом эфире с телевизионной студией.

В предоставлении информационно-интерактивных услуг сегодня заинтересован не только Центр, но и российские регионы. Это местные средства массовой информации, телевизионные каналы. Интеллектуальные услуги в настоящее время активно предоставляются в Пермской области, Ханты-Мансийском округе, Удмуртии, Краснодарском крае. Практически в каждом регионе предоставляются информационные услуги по телефону (справки о погоде, курсе валют и т.д.).

Кроме того, сейчас в “Бизнес связь Холдинг” проходит разработка интеллектуальных услуг на темы медицины (доктор по телефону), службы знакомств и клубы по интересам, заказ по телефону авиа и театральных билетов, виртуальное казино и многое-многое другое. В дальнейшем компания “Бизнес связь” планирует создать крупнейший центр телефонного обслуживания (Call-center), в котором будут ежедневно обслуживаться сотни тысяч пользователей по десяткам тысяч вопросов.

Будут развиваться услуги на базе объединения телефонных сетей с сетью Интернет (получение электронной почты по телефону), а также с мобильными сетями. К слову, в настоящее время оборудование Dialogic широко используется в мобильных сетях для поддержки корпоративных клиентов. Система учета баланса клиентов также базируется на Dialogic. “Это оборудование успешно работает в определенной нише интеллектуальных услуг, поэтому в ближайшем будущем, если на рынке не появятся другие решения, отказываться от него наша компания не собирается”, - подчеркнул Сергей Доровских.

Перспективы развития ИСС значительны. Если обратиться, к примеру, использования интеллекутальных сетей за рубежом, то своеобразным достижением является испытание в Сингапуре системы выборов в органы власти. Не вставая с "дивана" по обычным телефонам избирательная компания проводилась по всей стране, и результат был известен через пару часов, а динамику победы или проигрыша кандидатов наблюдали в реальном режиме времени все желающие по телевизору. Кстати, такая же аппаратно-программная платформа применяется компанией “Бизнес связь” и в России. Другими словами, спектр возможного использования услуг ИСС ограничивается только фантазией и потребностями конкретного рынка.

 

 

www.bsh.ru

Компания Бизнес Связь была образована Министерством связи России, Государственным научно-исследовательским институтом Радио (НИИ Радио) и Центром Международных расчетов и начала свою деятельность в 1991 году как научно-производственное предприятие. В 1993 году оно было преобразовано в акционерное общество открытого типа. Акционерами стали сотрудники компании.

Сегодня АООТ "НПП Бизнес связь Холдинг" является оператором спутниковой связи на основании лицензий, выданных Государственным комитетом по связи и информатизации Российской Федерации. Компания обеспечивает полный комплекс телекоммуникационных услуг - от радиорелейной телефонной связи до телевизионного сигнала в любую точку мира.

http://ct.forte-it.ru

Компания Forte-IT имеет следующие направления деятельности: разработка и поддержка информационно-правовой системы “КОДЕКС” (банк данных юридической и деловой информации); организация online доступа к базам данных по законодательству РФ, Москвы и Московской области; системы компьютерной телефонии; разработка Интернет-проектов; продвижение отечественного ПО для автоматизации бухучета, офисной деятельности и торгового оборота.

 

 

Профиль клиента

Компания: АООТ "НПП Бизнес связь Холдинг"
Местонахождение: г. Москва
Представитель: Доровских Сергей Борисович, директор-координатор
Проблема: создание интеллектуальной сети связи федерального уровня

Профиль партнера

Компания: Forte-IT
Местонахождение: г. Москва
Представитель: Дмитрий Хинжинский, руководитель отдела компьютерной телефонии
Решение: разработка ПО для оборудования
Dialogic

 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]