"МОНОЛОГ В ПОТОЛОК" *
или
ГЕМОРРОЙ НЕ ИСПОРТИТ ВАМ ЖИЗНЬ

Елена Шашенкова

“Нужно выдержать ритм (потому что так)
Нужно выдержать смысл (потому что здесь)”
Ирина Шостаковская



Последний день февраля. Город, изнемогший от ночного снегопада, был сер и неприветлив. Солнце тусклым пятном иногда проглядывало сквозь редеющие, но все еще плотные тучи, однако день оставался пасмурным. Поземка и ледяной ветер промораживали насквозь неловко пробирающихся через рыхлые сугробы людей. Не верилось, что на улице всего –5.

На ВДНХ (нынешнем ВВЦ) закутанные в огромные тулупы, и подпоясанные поверх тулупов положенными цветными фартуками лоточницы осипшими голосами безнадежно зазывали редких прохожих, предлагая горячую еду. Я, стараясь согреться быстрой ходьбой, почти вприпрыжку мчалась на выставку "Торговля и склад 2001". А привело меня сюда редакционное задание: "Походи, посмотри, потом напишешь чего-нибудь" - сказали мне в редакции, вручая пачку билетов.

Перед павильоном № 69 в порывах ветра метался знакомый по присутствию на многочисленных компьютерных выставках воздушный шар грязно-свинцового цвета. Его опоясывал традиционный желтый плакат с логотипом “1С” - спонсора выставки. Рядом с павильоном не наблюдалось никакого оживления, и если бы не этот воздушный шар и информационный щит перед входом, павильон можно было бы принять за необитаемый. Однако "Пятая ежегодная международная" - работала.

В центре зала, как и положено спонсору, выстроила свой обширный стенд цвета майских одуванчиков, фирма "1С". Вышколенные Борисом Нуралиевым сотрудники, словно жизнерадостные биороботы в желтой униформе, старательно создавали впечатление кипучей деятельности. Чуть более внимательного взгляда на стенд для них оказывалось достаточно, чтобы низвергнуть на любопытствующего посетителя потоки рекламной информации, и всучить ему пачку желтых проспектов. Поэтому для прогулок по выставке я выбрала самые дальние от стенда "1С" закоулки.

Не задерживаясь и не испытывая никаких эмоций, я прошла мимо автопогрузчиков, механических весов с платформами для мешков с картошкой и луком, мимо систем защиты от краж в магазинах. Прошла мимо контейнеров, лестниц, прилавков и стеллажей. Однако к моему удивлению всего этого хозяйства на выставке было не так много, как я ожидала.

Первый, попавшийся на пути "компьютерный" стенд - был стенд компании "Референт", предлагающий правовые системы. Здесь меня буквально сгребла в охапку рослая девица и не давая мне улизнуть, стала настойчиво требовать заполнить анкету в обмен на бесплатное пользование в течение трех недель их системой. Я слабо сопротивлялась, говоря, что анкета слишком длинная, мне некогда, да и в правовых системах я абсолютно не разбираюсь. Но девица не отставала. Чтобы “облегчить” мне процесс заполнения, она решила заполнить ее сама под мою диктовку. Когда я увидела, что “СК Пресс” она начала писать “Иска - …”, то впала в тягучую безнадегу. Хорошо, что вспомнила что в сумке у меня лежат визитные карточки. Девушка взяла карточку и удовлетворенно занялась заполнением анкеты, но, чтобы я сразу не убежала, передала меня с рук на руки вовремя подоспевшему менеджеру. Он вручил мне какие-то рекламные бумажки и безапеляционно заявил, что они наваяли самую лучшую правовую систему в стране. Я решила не возражать, и была скоро отпущена восвояси.

Еле переведя дух, я поплелась дальше. Редакционное задание было – составить мнение о выставке, и я просто так остановилась у стенда компании “Релэкс”. Здесь уже я выступила в роли пристающего. Два парня, по-моему, даже обрадовались и тут же принялись расхваливать свою компанию, хвастаясь продуктами и клиентами. Оказалось, что это воронежская фирма, что сами пишут статьи для “Открытых систем”, что сейчас поджидают оттуда журналиста N. Я спросила – это такой-то? – Да.

Журналист N два года назад был моим мимолетным любовником. Совсем недавно мы с ним пили кофе в кофейне у нашего дома. Как всегда он был красив и строен, и точно также как и два года назад, ему было ничего не нужно. “Одни накладные на уме”, как сказал об этом состоянии другой мой парень.

В задумчивости я пошла дальше и очнулась, когда увидела название "Российское космическое агентство". На демонстрационном столе - два кассовых аппарата "Астра-200Ф", с одним из которых худенькая девушка производит какие-то манипуляции. От ощущения явного диссонанса, я еще раза два перечитала название фирмы. Спрашиваю у девушки, как они дошли до такой жизни, хотя ответ конечно же знаю – чтобы выжить. Подобные проблемы даже перестали трогать, настолько они уже стали старыми и, кажется, вечными. А ведь в начале перестройки лозунги "Даешь конверсию!", "Кастрюли вместо ракет!" воспринимались как простой и вполне оправданный способ перевести экономику в “мирное” русло. Как будто кастрюль нам было мало. Уже позже (почему не сразу?!) стало понятно, что делать сковородки вместо ракетных комплексов, было практически то же самое, как если бы ученых и академиков из Академии наук послать в начальную школу учить первоклассников четырем действиям арифметики. Кстати, научно-исследовательский институт ФАПСИ – наладил выпуск голографических товарных этикеток…

Откровенно говоря, ходить по выставке мне уже стало надоедать. Я “для отчета” набрала разноцветных листовок и проспектов, но для успокоения совести зашла еще на один стенд. Это была компания “Септ 2000”. Оказалось, что они делают торговую систему под UNIX. Это меня расположило к разговору, потому что с UNIX’ом, устанавливаемым на машины Бэста у меня связаны воспоминания о начале “другой” жизни после ухода из КБ МРТЗ. Выставляемая система носила красивое имя “ТАИС” - позже я узнала, что это всего лишь аббревиатура…

Перед уходом из павильона, я, уже не собирая проспекты, обежала “нетронутый” кусок выставки. Ближе к центру выставочного зала в убранстве стендов снова желто-оранжевая гамма цветов. Это некоторые из партнеров - франчайзи (для группы этих фирм в "1С" придумали немудреное словцо "франчайзариум") расположились в непосредственной близости от своей прародительницы. Я шла так быстро, что в турбулентных потоках шелестели листовки, разложенные на стендах. Бухгалтерию я, пожалуй, не любила никогда.

Обратный путь до станции метро "ВДНХ" пролегал мимо торговых рядов. Сквозь стеклянные витрины виднелись многоярусные стеллажи с одеждой, обувью, парфюмерией и т.д. и т.п. Прикованные за ногу ко входу в магазины манекены, наряженные в джинсы, куртки или пальто, вымученно улыбаясь, казалось, зазывали снующий мимо народ заглянуть внутрь. Гремящая в динамиках музыка придавала вечерней суете подобие организованности и вдохновляла на покупки. Продавцам не было никакого дела до проходящей неподалеку выставки. Снова шел снег.



___________

* Название заимствовано из стихотворения Рената Гильфанова


[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]