ПЕНСИОННОМУ ФОНДУ РОССИИ ИСПОЛНЯЕТСЯ 10 ЛЕТ

Елена Шашенкова

                                                                                                        "…все там красиво, богато, спокойно, честно;"
                                                                                                                                            Шарль Бодлер, "Приглашение к путешествию"

Деятельность Пенсионного Фонда затрагивает сегодня интересы всего взрослого населения России. Около 54 миллионов человек перечисляют сраховые взносы в Пенсионный Фонд из своей заработной платы, а 38 миллионов пенсионеров, что составляет четверть населения страны, получают пенсии. Самый большой по численности пенсионеров регион – Москва. Сегодня здесь проживает 2,3 миллиона пенсионеров. Для сравнения: во втором по количеству пенсионеров региону - Московской области пенсии получают 1,8 миллиона человек, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 1,7 миллиона пенсионеров.

Трудно представить, что хорошо отлаженная сегодня структура была создана менее чем за 10 лет. Кто не помнит «собесы» с их многодневными очередями и постоянные задержки выплаты пенсий. Причин тому было несколько. Система пенсионного обеспечения не соответствовала рыночным формам хозяйствования, которые в 90-х  начали внедряться  в российской экономике. Централизованное пенсионное обеспечение производилось из государственного бюджета, часто по остаточному принципу. При этом из-за неплатежей приток денег в бюджет сокращался, росла инфляция. Пенсии не успевали индексировать и пересчитывать, но даже будучи направленными по назначению, деньги то и дело терялись в районных администрациях, почтовых отделениях, в банках. Из-за нехватки средств, прием посетителей происходил в неприспособленных помещениях. В результате - те самые очереди, душные коридоры, в которых негде даже было поставить стулья.

Положение стало меняться после решения Верховного Совета и Президента РФ от 22 декабря 1990 года о создании Пенсионного Фонда России, на который возлагалась функция управления финансами пенсионного обеспечения. Средства Пенсионного фонда плучили статус внебюджетных средств, то есть, оставаясь государственной собственностью, они были выделены из государственного бюджета и приобрели строго целевой характер использования.

С целью исправления недостатков, связанных с несвоевременностью выплаты пенсий в Московской области была создана Единая Пенсионная Служба путем объединения Пенсионного Фонда с Отделами Социального обеспечения, ответственными за выдачу пенсий. Напомним, что в 1992-93 гг вопросами выплаты пенсий занимались уполномоченные в Отделах Социального Обеспечения (“Собесах”) местных администраций. Так перед Пенсионным Фондом помимо управления финансами встала еще одна задача - выплаты пенсий.

Для решения этой задачи нужно было разрешить ряд проблем. Первая - нарушение сроков выплат, связанное с задержкой банковских переводов, а также несоответствием сборов выплатам. Решение этой проблемы - сбор обязательных страховых взносов (налогов) с предприятий и контроль за своевременным их поступлением - стала одним из важнейших направлений деятельности только что созданного Пенсионного Фонда. Для этого на каждого работодателя требовалось завести дело, затем отслеживать историю вопроса и контролировать своевременность и объемы страховых отчислений. Тогда руководители Пенсионного Фонда пришли к выводу о необходимости автоматизации деятельности Фонда для успешного решения поставленных задач. Начались закупки компьютерной техники и создание первой автоматизированной базы данных.

За несколько лет все данные о предприятиях были переведены в электронную форму и интегрированы в единую базу данных, что значительно облегчило поиск и обработку всей необходимой информации. Получаемые на основе этой инфоммации сведения нужны для формирования доходной части бюджета, прогнозирования и анализа поступлений в Пенсионный Фонд Московской области. Каждый день в Отделе по сбору страховых взносов ПФМО в автоматизированном режиме идет сводка почти по тысяче показателей о работе каждого управления, и каждый день эти сведения доводятся до управляющего. Также происходит  планирование сбора страховых взносов на каждый день, ежедневно анализируется полученный сбор. Эти данные включают в себя информацию по текущим платежам предприятий, просроченной задолженности, пени, штрафам.

Сегодня средства, которыми располагает Пенсионный Фонд складываются из следующих основных компонентов: страховые взносы предприятий, составляющие около 90% поступающих средств; пени и штрафы, поступления из федерального бюджета, гуманитарная помощь. Часть этих средств идет на создание инфраструктуры и осуществление мероприятий по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования, а также поддержание автоматизированний информационной системы Пенсионного Фонда России. Также закупается соответствующее оборудование и программное обеспечение. Все это делается как для усовершенствования самой системы пенсионного обеспечения, так и для улучшения работы сотрудников ПФ с населением.

Вторая задача, стоящая перед Пенсионным фондом - необходимость обработки огромных объемов информации о каждом пенсионере: с 1992 по 1996 годы пенсии индексировались 30 раз, это означает, что в среднем – раз в два месяца каждому пенсионеру требовалось произвести перерасчет. Так как все это производилось вручную, то подчас следствием становилась неразбериха. Достаточно представить себе бесконечные стеллажи с картонными папками, где только на поиск нужного документа уходило немало времени и усилий.

Автоматизация вопросов учета пенсионеров и пересчета пенсий была тогда единственной возможностью решить эти вопросы. Поэтому при образовании единой пенсионной службы автоматизация Пенсионного Фонда Московской области началась именно с автоматизации деятельности уполномоченных. На тот момент в Пенсионном Фонде Московской области существовало всего порядка 60 персональных компьютеров. В 1993 году только в Московской области было необходимо открыть 59 представительств ПФ для обслуживания более полутора миллионов человек. Эта задача была решена за полтора года.

Основой финансирования автоматизации Пенсионного Фонда Московской Области стали средства, получаемые от выплаты штрафов и пени при страховых отчислениях предприятий. К концу 1994 года в Пенсионном Фонде Московской области было уже более 500 компьютеров, в 1995 – более тысячи. Данные на каждого пенсионера были переведены в электронный вид, персональные компьютеры начали объединять в локальные сети. Полученная в результате база данных - это персональный учет около 1,8 миллионов подмосковных пенсионеров, включающая в себя анкетные данные на каждого пенсионера и всю историю выплаты его пенсии.

Массовые перерасчеты пенсий в настоящий момент проводятся с компьютерной распечаткой распорядительных и выплатных документов. При этом значительно улучшилось качество работы, сократилось количество ошибок. При обращении пенсионеров стало возможным быстро предоставлять им исчерпывающую и наглядную информацию. Единое информационное пространство к тому же  обеспечивает контроль за назначением и перерасчетом пенсий. Документы для назначения пенсии или ее перерасчета сопоставляются с базой данных плательщиков страховых взносов - юридических лиц. Проверка подлинности и достоверности документов помогает предотвращать попытки получения пенсий в необоснованно больших размерах.

Существующая сегодня информационная система позволяет не только вести учет, но и управлять движением денежных средств от плательщика страховых взносов до пенсионера, а именно: осуществлять контроль за сроками и полнотой уплаты страховых взносов, оперативно реагировать на нарушения порядка их уплаты. Появилась возможность прогнозирования объема ежедневной и ежемесячной потребности средств на выплату пенсий,  что в свою очередь позволяет производить финансирование выплаты пенсий
на основании сформированных автоматизированной системой выплатных документов в безавансовом порядке по фактической потребности. Это исключает возможность "зависания" денежных средств на этапах их движения от плательщика страховых взносов до получателя пенсий.

Соединение в рамках одной организации всего пенсионного процесса от сбора страховых взносов до доставки пенсий на дом дает возможность эффективного контроля за целевым расходованием средств Пенсионного Фонда: сокращает сроки движения страховых средств; позволяет осуществить переход к финансированию по фактической потребности вместо авансирования органов социальной защиты и предприятий связи; препятствует представлению к назначению и перерасчету пенсий работников предприятий и организаций, не перечисляющих страховые взносы. При достигнутом в Московской области в настоящее время обороте денежных средств 1,4-1,5 миллиардов рублей в месяц, система оперативного управления финансами экономит значительные средства.

Большое внимание Пенсионный Фонд уделяет защите информации. Этими вопросами занимается специальный отдел Фонда. Среди мер защиты используются пароли, разграничение доступа, криптография, электронная подпись, электронный документооборот, сейфы, копирование по регламенту: еженедельное, месячное, полугодовое, годовое и другие средства.

Для улучшения работы Пенсионного Фонда с населением, в городах Подмосковья началось строительство современных комфортабельных зданий. В отделениях установлен четкий прием, нет очередей. Квалифицированный персонал с высшим образованием, обеспеченный современной техникой, легко находит необходимые сведения в единой базе данных и мгновенно делает требуемые перерасчеты. Если в 1993 году на перерасчет всех пенсий при индексации требовалось 3-4 месяца, то сейчас на это уходит 1-2 дня.

Первое здание Управления Пенсионного Фонда Московской области было построено в Павловском Посаде. Там же была проложена первая Структурированная Кабельная Система (СКС) и установлено активное сетевое оборудование. К концу 2000 года было полностью автоматизировано 40 Управлений Пенсионного Фонда из 46 по Московской области. Только что завершены работы по автоматизации Управлений Пенсионного Фонда в городах Талдом и Одинцово. В этом году сдаются новые здания в Волоколамске, Лобне, Долгопрудном. В каждом Управлении Пенсионного Фонда Московской области локальная вычислительная сеть объдиняет от 30 до 200 рабочих мест.

Работу по информатизации Пенсионного Фонда Московской области проводит Отдел автоматизации, которым с 1993 г. руководит Василий Леонидович Зайцев. Сейчас в отделе автоматизации работает 30 человек, в Управлении по Московской области - 180 человек. Отдел ведет более 10 крупных программных комплексов и несколько десятков мелких. В комплекс входит по 10-12 приложений с громадными базами данных. В отделе есть структуры, которые занимаются техническим и программным обеспечением, внедрением и сопровождением прикладного программного обеспечения. «В 1993 году нас было всего 7 человек, мы даже не знали, что такое коаксиальный кабель, модем. Сейчас у нас все компьютеры в управлении объединены в локальные сети, то есть все программы сетевые, все они работают в сети, во всех управлениях примерно одинаковая технология», - сказал г-н Зайцев.

Для решения задачи учета юридических лиц по Московской области, которые в соответствии с законом должны платить страховые взносы в Пенсионный Фонд, была создана электронная база данных, включающая около 250 тысяч организаций. Это работодатели, юридические лица, предприниматели. В 1995 году в Московской области начал внедряться персонифицированный учет. Уникальная база данных обрабатывает информацию по 3,5 миллионам застрахованным в Московской области. На каждого работающего имеются полные сведения по его зарплате для того, чтобы потом с учетом этих данных начислиь ему пенсию.

В каждом управлении Пенсионного Фонда Московской области есть все названные базы по обслуживаемой территории. Созданы также объединенные базы данных по пенсионерам, работодателям и застрахованным. Разработчиком всех баз данных является сам Пенсионный Фонд. В Центральном аппарате Пенсионного Фонда России существует единая база персонального учета всех работающих, которые в соответствии с законом должен платить страховые взносы, каждому работающему присвоен персональный номер. В некоторых регионах такие базы существуют и здесь Московская область лидирует. Центральная база данных -  единая для всех Отделений Пенсионного Фонда России и находится в Информационном Центральном вычислительном центре. Службы персонифицированного учета функционируют сейчас во всех 88 региональных отделениях Пенсионого Фонда РФ.

В работе Отделу автоматизации помогают специализированные сетевые коммерческие компании. В 1995 году руководство Пенсионного Фонда разработало список компаний-системных интеграторов, которые впоследствии стали привлекаться к тем или иным работам Фонда. Также был составлен список оборудования, на основе которого затем разрабатывались различные проекты. На разработку каждого проекта, даже если он совсем небольшой, объявляется тендер, в котором участвуют системные интеграторы, включенные в составленный ранее список.

В частности, в автоматизации ряда управлений Пенсионного Фонда Московской области принимала участие компания РУСЛАН Коммуникейшнз. Специалистами компании было предложено классическое решение: сеть на базе структурированной кабельной системы по топологии "звезда" на базе технологии Ethernet. Использованы коммутаторы BayStack 450. Активное сетевое оборудование организует рабочие группы с использованием технологии autosensetive Ethernet/FastEthernet. "Мы очень довольны сотрудничеством с компанией РУСЛАН Коммуникейшнз. Все работы были выполнены качественно и в срок, наши просьбы всегда удовлетворялись," - отметила Надажеда Петровна Бурлака, начальник управления Пенсионного Фонда по Талдомскому району.

Отдел автоматизации Пенсионного Фонда самостоятельно определяет усредненную себестоимость сети, подсчитывает, сколько стоит каждый порт при монтаже ЛВС, или телефонной кабельной сети. «Мы не собираемся разбазаривать государственные деньги. Нам надо предлагать оптимальный вариант - перспективный и максимально дешевый," - сказал г-н Зайцев, - "Мы выбрали компанию РУСЛАН Коммуникейшнз, поскольку ее предложения были наиболее выгодными с экономической точки зрения, при этом они удовлетворяли всем требованиям Пенсионного Фонда. Кроме того, с компанией РУСЛАН Коммуникейшнз Пенсионный Фонд сотрудничает уже давно, с 1995 года. Это надежная, авторитетная компания с болим опытом построения сетей связи."

Многое сделано Пенсионным Фондом за прошедшие 10 лет, но и многое предстоит еще сделать. Задачей №1 сегодня является создание единого информационного пространства на уровне области, а также вопрос объединения уже автоматизированных Управлений Пенсионного Фонда и корпоративной сети пенсионного фонда по Московской области.

В настоящее время происходит переход от системы государственного пенсионного обеспечения к пенсионному страхованию. Для этого вводится персонифицированный учет всех работающих, проводящих страховые отчисления в Пенсионный Фонд. Каждому работающему присваивается  свой уникальный номер и открывается лицевой счет. Сумма пенсионных выплат в последующем напрямую зависит от имеющейся на лицевом счету суммы. К 1999 году была полностью создана инфраструктура и осуществлены мероприятия по организации персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования, создана авоматизированная информационная система пенсионного Фонда России. В Центральном аппарате Пенсионного Фонда России существует единая база персонального учета всех работающих, которые в соответствие с законом должны платить страховые взносы. Если до сих пор величина пенсии у разных пенсионеров отличалась незначительно, то с введением персонифицированного учета разница будет существенной, обусловленной накопленными в течение рабочей деятельности средствами.

Что касается дальнейших планов ПФ, то несколько лет назад существовало несколько проектов соглашений об организации межрайонной связи с различными государственными организациями – Налоговой Инспекцией, МВД, даже с силовыми структурами. Однако в результате было принято решение о создании собственной независимой телекоммуникационной системы. Сейчас идет апробирование протоколов и сопоставление по стоимости и по техническим возможностям. Предполагается использовать перспективные мультимедийные технологии объединение различных типов информации в одном выделенном канале. Поскольку передаваемые сведения носят закрытый характер, то от использования Интернета Пенсионному Фонду пришлось отказаться. Сейчас идет проработка проекта взаимодействия с областной Электросвязью.

С 1-го января 2001 года Пенсионный Фонд будет работать в новых условиях. Принята 2-я часть Налогового Кодекса. Вопросы сбора взносов передаются в налоговые органы. На основе предоставляемого Пенсионным Фондом плана, средства будут собираться и затем уже поступать в Пенсионный Фонд для выплат.

-----------------------------
Пенсионный Фонд России был создан 22 декабря 1990 года решением Верховного Совета и Президента РФ для управления финансами пенсионного обеспечения. Сегодня Пенсионный фонд обслуживает 38 миллионов пенсионеров, что составляет четверть населения страны.
Базы данных Пенсионного Фонда Московской области - это персональный учет около 1,8 миллионов подмосковных пенсионеров, учет около 200 тысяч организаций, которые в соответствии с законом должны платить страховые взносы, а также базы данных всех физических лиц, производящих страховые пенсионные отчисления.
----------------------------
www.ruslan-com.ru
Москва, М.Харитоньевский пер., 4
РУСЛАН Коммуникейшнз - российская сетевая компания, системный интегратор. Работает на отечественном рынке с 1992 года. Сферой деятельности компании является проектирование, строительство и обслуживание локальных, корпоративных и городских систем связи. Заказчики компании - промышленные предприятия, банки, ведущие операторы связи, государственные и научные учрежждения, торговые и коммерческие фирмы.
----------------------------
 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]