Фотовыставка в Малом манеже

Елена Шашенкова

     15 июля заканчивает свою работу выставка фотографий в «Малом манеже». Один ее раздел представляет собой уникальное собрание работ Тины Модотти – первой женщины – фотографа XX века. В ряде ее работ уникальным образом сочетается традиционная мексиканская фотография с модернистским течением в искусстве. Фотографии весьма разнообразны: здесь и тема материнства, аскетические фантазии на тему серпа и молота,  скупая изобразительность строительных элементов и проводов, тепло и красота человеческих рук – будь то руки прачки, рабочего или молодой красавицы. Удивительно просто и, вместе с тем, изощренно, изображен букет роз. Оригинал этого черно-белого снимка был продан на аукционе «Сотбис» за $165 000.
     Тина Модотти, будучи увлеченной революционной борьбой, в 30-е годы переехала в Россию. Здесь она перестала фотографировать.
    Отметим, что в нашей стране фотоработы Тины Модотти выставляются впервые.
     Второй зал выставки представляет собой историю России XX века. Здесь, в хронологическом порядке собраны  фотографии различных авторов. Выставка названа «Жернова истории», так как на снимках запечатлены переломные моменты нашей эпохи. И не только. Здесь и царская семья, и спортивные занятия кадетов, и чье-то семейство на даче. Но с портрета, что висит рядом,  глядят на вас неимоверно усталые глаза Керенского. Тут же снимки рабочих митингов, голодающих.
     Герои гражданской войны вовсе не отличаются удалью и красотой: на фотографиях тупые лица без всякого проблеска мысли в глазах. Это работы Михаила Пришвина. Он фотографировал и дворян: незадолго до расстрела – чета Трубецких, на деревенской лавочке – старый князь Голицын, разговаривающий с соседским мальчиком. Рядом с этими снимками – странички дневника Пришвина, его размышления о жизни и о судьбе тех, кого он фотографировал.
    А дальше – лагеря, Великая Отечественная…
    И, наконец, современная история: Брежнев, «водочные очереди»,  Дмитрий Сахаров, Горбачев, путч 1991 года, Растропович с винтовкой вместо виолончели, 1993 год, Чечня.
    Начинают и завершают выставку два портрета. Это женщины – ровесницы века, в полной мере ощутившие на себе те самые «жернова истории», что так   страшно перемололи их и нашу жизнь.
    Так, накануне третьего тысячелетия, устроители выставки дали нам возможность вспомнить, каким же он был для нас, уходящий ХХ век.
 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]