ЛЕВИТАН Исаак Ильич

ЛЕВИТАН Исаак Ильич

(1860, Кибарты, ныне Кибартай в Литве,— 1900, М.)

Живописец. Учился в МУЖВЗ (1873-85) у А. К. Саврасова, с 1882 у В. Д. Поленова; преподавал там же (с 1898). В 1884 и регулярно с 1888 участвовал в выставках передвижников, член ТПХВ с 1891; с 1897 академик АХ. В бытность учеником МУЖВЗ Левитан близко сошёлся с К. А. Коровиным, М. В. Нестеровым, арх. Ф. О. Шехтелем, Н. П. Чеховым, с его братом А. П. Чеховым, ставшим ближайшим другом художника на всю жизнь (в 1885 Левитан написал портрет Чехова, ныне в ГТГ). Сильно нуждаясь в деньгах (в 1876-79 Левитан был освобождён от платы за учение “ввиду крайней бедности” и отличных успехов), для заработка в 1881—82 делал рисунки жанрового и сказочно-фантастич. содержания для иллюстрированного журнала “Москва” (где также сотрудничали братья Чеховы), в начале 80-х гг. иллюстрировал издание М.Фабрициуса “Кремль” (М., 1882). В 1885—86 совместно с Коровиным писал декорации спектаклей частной оперы С. И. Мамонтова (“Виндзорские кумушки”, “Фауст”, “Алая роза” по эскизам Поленова, “Русалка”, “Снегурочка” по эскизам В. М. Васнецова, “Жизнь за царя” по собств. эскизам). В конце 80-х гг. посещал рисовальные вечера в доме Поленовых. Пейзажист по призванию, глубоко чувствующий и лирически-проникновенно раскрывающий неповторимую прелесть и спокойное величие русской природы, Левитан практически не писал городских пейзажей. За исключением ныне утраченного “Вида Симонова монастыря”, упоминаемого Нестеровым, Москва присутствует только в произв. “Иллюминация Кремля” (1896, Днепропетровский художеств.музей). Левитан, по воспоминаниям родственников, когда наступала весна, “совершенно преображался, ... волновался, его тянуло за город”, хотя на это стремление порой накладывались вынужденные обстоятельства в связи с неоднократными распоряжениями правительства, запрещавшими евреям жить в Москве (1879, 1892). В конце 70-х гг., много работая в окрестностях Москвы, художник создал свой особый вариант “пейзажа настроения”, в котором облик и состояние природы одухотворяются, становятся носителями состояний человеческой души (“Осенний день. Сокольники”, 1879, ГТГ). Работая в Останкине, запечатлел фрагменты усадебного дома и парка (“Аллея”, 1880, ГТГ; “Останкино”, начало 80-х годов, ГРМ), но в основном увлекался поэзией камерных уголков леса или скромных “деревенских задворок”. В последних работах Левитана возникает исполненный величия и драматизма образ вечного бытия природы (“Над вечным покоем”, 1894, ГТГ); своеобразным итогом художеств, исканий Левитана стала незаконченная картина “Озеро. Русь” (1900, ГРМ). 

Заходил к Телешову в его дом 21 на Чистопрудном бульваре.

Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1892-1900 жил Левитан (Большой Трёхсвятительский переулок, 1, во дворе),- мемориальная доска. Именем Левитана в 1928 названа улица в поселке Сокол.