Армянский 2

Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые Некто. Чистопрудный б-р 14с3. 1980-ые

Институт основан богатой армянской семьей Лазаревых (Лазарян), переселившихся в Россию из Персии в середине XVIII в.

И.Л.Лазарев по завещанию брата открыл его в 1816 году первоначально как училище для детей бедных армян.

В 1835 году училище получило права гимназии, а в 1848 году было преобразовано в Лазаревский институт восточных языков.

Ансамбль Лазаревского института построен на участке, купленном Л.Н.Лазаревым (отцом И.Л.Лазарева) в 1758 году. К тому времени здесь стояли каменные здания, которые позже были включены в объем главного дома и флигелей.

Главный дом на рубеже XVIII-XIX веков перестраивался в формах классицизма, но его окончательный облик определился лишь в связи с общим проектом ансамбля, утвержденным в 1814 году (см. ил. 124). Авторы проекта, сохранившегося в двух вариантах, неизвестны; строительство вел Т.Г. Простаков при участии крепостного архитектора Лазарева - И.М.Подъячева. Сооружение ансамбля, состоящего из главного дома и флигелей, позднее соединенных с ним переходами по проекту А. Г. Григорьева (выстроены в 1840-х годах), а также ограды по переулку, было закончено в 1823 году.

В 1828 году Х.Е.Лазарев приобрел соседнее владение (ныне д. 2), которое составляет теперь северную часть комплекса. В главном доме присоединенной усадьбы разместили Типографский корпус института.

Известно, что в первых десятилетиях XVIII века вдоль южной границы этого владения шел проложенный в древности переулок - от Армянского переулка к Златоустинскому монастырю, - позже застроенный. Вдоль него, торцом к Армянскому переулку, в последней четверти XVII столетия уже стоял главный дом - сохранившиеся до сих пор двухэтажные палаты, построенные, возможно, при Милославских, вероятно, первоначальных владельцах этой усадьбы.

В начале XVIII века усадьба принадлежала семье фабриканта, «железных заводов держателя», В.П.Меллера. Въезд в нее был со стороны Кривоколенного переулка, куда был обращен передний двор усадьбы.

К середине XVIII века въезд во двор фланкировали два симметричных Г-образных флигеля.

В дальнейшем здания усадьбы, неоднократно менявшей владельцев (1770-1790-е годах - князья Несвицкие; начало XIX века - Салтыковы), ремонтировались и перестраивались.

Проезд между флигелями застроили, поскольку главный въезд в усадьбу к концу XVIII столетия переместился в Армянский переулок, по линии которого возвели ограду с воротами.

Однако главные изменения в облике палат произошли после присоединения усадьбы к владению Лазаревых. В 1850 году по проекту П.А.Григорьева (сына А. Г. Григорьева) палаты переделали в строгих ампирных формах, а позднее объединили с северным флигелем Лазаревской усадьбы небольшими пристройками.

В настоящее время первоначальный облик палат восстанавливается; при этом для сохранения единства комплекса классический декор на торце, выходящем в переулок, будет сохранен.

Объем палат имеет форму слабо выраженного «глаголя».

Единство объема подчеркивает декоративная обработка фасадов. Четко расставленные, в ряде случаев сдвоенные и строенные, прямоугольные окна верхнего этажа в колончатых наличниках с разорванными фронтонами и вторящие их ряду маленькие, с арочными перемычками, окна нижнего этажа в наличниках с килевидными завершениями придают зданию нарядный и вместе с тем гармоничный облик; палаты венчает карниз и опоясывает междуэтажная тяга, украшенные поребриком и крепованные в местах пересечения лопатками, отмечающими углы и примыкание внутренних стен.

Главный фасад здания - северный, дворовый, как и полагалось во времена постройки палат. Он выделен дополнительным декоративным элементом: места пилястр во втором, парадном этаже занимают пучки колонок.

В юго-восточной, выступающей части палат главный фасад акцентирован лоджией с аркой, украшенной поребриком. Она являлась составной частью красного крыльца, прежде примыкавшего к этому выступу. В последнем с севера уцелел вход в подклетную часть и киот над ним.

В своей основе сохранилась и внутренняя планировка палат, идентичная для обоих этажей. Просторные помещения сгруппированы вокруг трех сеней и Г-образного коридора. В юго-западной и юго-восточной части нижнего этажа располагались хозяйственные, а в северо-западной, возможно, деловые (конторские) помещения. Внизу в большинстве комнат сохранились высокие сомкнутые своды (в юго-восточном помещении свод цилиндрический). В стенах сеней уцелели затопочные отверстия печей. Под тремя помещениями юго-западной части палат находятся белокаменные с кирпичными сводами подвалы. В крайней восточной кладовой подвала сохранилась лестница наверх, проходящая сквозь ее свод к отверстию (люку?) в стене среднего помещения северной половины подклета; запирался люк снаружи. Верхний этаж больше пострадал от переделок и утратил своды, но обнаруженные их следы свидетельствуют, что они имели тот же характер, что и своды подклетного этажа. «Палаты Милославских - Меллера» - одно из крупнейших жилых зданий Москвы конца XVII века; многими своими чертами они близки таким известным памятникам, как палаты Троекуровых в Охотном ряду (см. №114) и палаты Сверчковых в Сверчковом переулке (см. №164).

Главный дом Лазаревского института и симметричные флигели образуют парадный двор, отделенный от переулка оградой с воротами.

Главный дом - двухэтажный, на высоком цоколе. Его центральная часть акцентирована шестиколонным ионическим портиком с широкой наружной лестницей и двумя светильниками по сторонам. Боковые ризалиты главного фасада с большими полукруглыми окнами решены в малом ордере.

Садовый фасад повторяет главный, но колонный портик заменен пилястровым, а боковые членения не выступают из основной плоскости. Декорацию фасадов дополняли прекрасные горельефы в тимпанах фронтонов (утрачены в 1930-х годах). Сохранилась небольшая часть сада вблизи дома.

В расположенной вдоль садового фасада парадной анфиладе, которая, как и все интерьеры дома, неоднократно переделывалась (последний раз капитально в 1930-х годах), от времени классицизма сохраняется оформление большого зала с парными ионическими колоннами и кариатидами.

Зал на этом месте появился, возможно, еще на рубеже XVIII-XIX веков, когда на основе палат первой половины XVIII века возводился дом, объем которого впоследствии целиком вошел в существующее здание. Зал, видимо, составлял угловое помещение и замыкал анфиладу.

При увеличении и переустройстве дома в период 1814-1822 годов расширенный пристройкой ризалита зал стал центром парадной анфилады. Поначалу он был двусветным; в северном торце широкий полуциркульный проем с балконом оформлял глубокую лоджию, предназначенную для размещения музыкантов (проем теперь заложен); симметрично на южном торце располагается ложный балкон с живописной имитацией полуциркульного окна за ним.

Заметные искажения в характер архитектуры зала внесены переделками 1890-х годах: перекрытие тогда понизили, разместив над ним небольшое антресольное помещение, освещенное тогда же тройным окном, пробитым во фронтоне; окна второго света заложили.

Двухэтажные боковые флигели, переделанные в период позднего ампира, с тяжелыми замками над окнами рустованного нижнего этажа и высокими арочными окнами верхнего подчеркивают изящество архитектуры главного дома.

Невысокая ограда парадного двора с легкой решеткой и круглыми белокаменными столбами не скрывает его пространство и архитектурные формы зданий. Белокаменные пилоны ворот с тосканскими полуколоннами увенчаны чугунными скульптурами лежащих львов. Ворота расположены по оси главного фасада, подчеркивая симметричную композицию ансамбля парадного двора.

Обелиск, отлитый из чугуна на пермских заводах Лазаревых (так же как и ограда), был поставлен в 1822 году перед садовым фасадом. В начале XX в. он перенесен в центр парадного двора.

Здания Лазаревского института занимает в настоящее время Постоянное представительство Армянской ССР.


Генплан: 1 - Главный дом. 2 - Северный боковой флигель. 3 - Южный боковой флигель. 4 - Большой типографский корпус. 5 - Малый типографский корпус. 6 - Ограда с воротами. 7 - Обелиск. 8 - Конюшня. 9 -Поздние постройки. План первого этажа Большого типографского корпуса Фасад Большого типографского корпуса. Реконструкция. Авторы И. П. Рубен, А.С.Воскресенский, Т.К.Ильина