Маросейка 17 / Армянский 6

Маросейка 17 / Армянский 6

bimka-bur. Маросейка 17. 2006 bimka-bur. Маросейка 17. 2006 bimka-bur. Маросейка 17. 2006 bimka-bur. Маросейка 17. 2006 bimka-bur. Маросейка 17. 2006 bimka-bur. Маросейка 17. 2006 bimka-bur. Маросейка 17. 2006

В 1780-х годах для М.Р.Хлебникова был возведен жилой дом, который называли дворцом. После Хлебникова владел этим домом генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский - герой русско-турецкой войны, потом его сын Николай Петрович - собиратель книг и создатель Румянцевского музея.

В Музее архитектуры имени А.В.Щусева хранятся так называемые "Московские альбомы". Им почти 200 лет. Кожаные переплеты с золотым тиснением украшены буквами "М" и "К" - инициалы собирателя-составителя Матвея Федоровича Казакова. Многие из сохранившихся московских зданий могли бы сегодня узнать себя по этим альбомам. Хлебниковское, правда, - с большим трудом: перестроенное в 1880-х годах, оно приобрело совсем иное лицо, не лишенное, впрочем, выразительности: московские путеводители воспроизводят его фасад, украшенный пилястрами, кронштейнами и статуями, - суховатый, но живописный. Фрагмент дворового фасада, сохранившийся в прежнем виде, дает основание предполагать авторство Василия Ивановича Баженова. Сейчас здесь - посольство республики Беларусь.

Далее по той же стороне улицы на углу с Армянским переулком поражает своим великолепием ярко-голубой дворец с лепниной (дом № 17). Он был построен по проекту В. Баженова для полковника М.Е Хлебникова. С 1793 года во дворце жил фельдмаршал граф П.А. Румянцев-Задунайский - герой Русско-турецкой войны. Своды парадных комнат украсили живописные и лепные изображения побед Румянцева. В первой четверти XIX века во дворце поселился сын фельдмаршала - известный государственный деятель и дипломат Николай Петрович Румянцев, переехавший сюда из Петербурга. В гостях у него часто бывали Карамзин, Жуковский, Вяземский. Граф Румянцев стал основателем знаменитого музея, названного позднее его именем.

В 1840-е годы дворец приобрели купцы Грачевы. На воротах до сих пор сохранилась загадочная надпись - "Свободен от постоя". Объяснение она имеет весьма незамысловатое - расчетливые купцы платили взнос на строительство казарм в Москве, и за это были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат.

Здание, более известное в истории русской архитектуры как дом П.А.Румянцева, выстроено в 1780-х годах (начато не позднее 1782 г.) для М.Р.Хлебникова. В 1793 году дом был продан фельдмаршалу П.А.Румянцеву. Чертежи дома помещены в первом (авторском) альбоме Казакова. Однако большинство исследователей приписывает этот дом В.И.Баженову. Казаков же, видимо, был автором показанного в альбоме оформления парадного зала для нового владельца - Румянцева, а также ограды по улице. В течение XIX в. парадные фасады и интерьеры дома неоднократно переделывались. Пышный эклектический декор уличных фасадов постепенно сложился к 1886 году. Лишь со стороны двора дом сохранил строгую монументальность архитектуры раннего классицизма. Но наиболее интересна в этом здании его планировка, действительно близкая к образному строю и виртуозным приемам В.И.Баженова: круглые и полукруглые в плане парадные помещения сложно группируются вокруг овального главного зала, создавая необычайно богатую и выразительную пространственную композицию. Эта уникальная планировка почти полностью дошла до нашего времени.

Северный флигель (строение 4) — старинной постройки, по современный вид приобрел в 1878 году.