Покровка 22

Интерьеры дома 22 на Покровке

Трудно теперь представить сколько-нибудь достоверно первоначальный облик интерьеров, но он, несомненно, должен был в какой-то мере соответствовать стилю внешней декоративной обработки здания. Вполне вероятно, что здесь царило игривое рококо. Напомним, что это стилистическое направление в большей мере характерно для интерьеров, чем для фасадов сооружений. Богатые объемные формы некоторых помещений дворца Апраксиных — Трубецких, перекрытых куполами и сводами, по-видимому, и мыслились как основа для декоративных композиций рококо, и как жаль, что не сохранилось даже малой их толики.

Архитектурное убранство всех существующих в настоящее время интерьеров дома-комода целиком принадлежит XIX веку. Оно выполнено частью при И. Д. Трубецком, а частью еще позднее, когда здание приспосабливали для гимназии во второй половине столетия. Многое было перестроено и искажено при ремонтах в сравнительно недавнее время, уже в нашем веке. Стало быть, нынешняя обработка некоторых интерьеров является результатом двукратной, а то и трехкратной перестройки.

До настоящего времени в доме частично сохранилось убранство парадной спальни — небольшой прямоугольной комнаты в правом (западном) торце здания, расположенной между двумя круглыми помещениями. Сейчас здесь свободно и, казалось бы, не к месту стоят две колонны, но прежде их было четыре и им была поручена задача отделять альковную часть от предспальни. Сохранилась фотография начала XX века, запечатлевшая это помещение с двумя парами колонн под дугообразным антаблементом.

Нарядные декоративные колонки есть и в торцовой комнате правого флигеля. Она перекрыта сложной системой сводов, что делает ее очень эффектной. Обилие окон, два камина в такой небольшой комнате позволяют предположить, что в начале XIX века здесь был кабинет. На фотографии 1920-х годов хорошо видна декоративная живопись на своде купола и на парусах с традиционными ампирными деталями — завитками аканта, нитками бус, вазами. Может быть, она еще уцелела под нынешней штукатуркой?

В интерьерах дома кое-где сохранились высокие двери ампирного рисунка, но встречаются и более поздние.

Вторая половина XIX века с присущим ей стремлением к практичности ощущается во дворце на каждом шагу. Тогда многочисленные угловые печи, прямые и вогнутые, были облицованы незатейливыми изразцами, а старые деревянные лестницы заменены существующими чугунными. Узенькая лестница ведет из коридора, расположенного за овальным залом, на третий этаж. В юго-западном круглом помещении (левом ризалите дворового фасада) до недавнего времени находилась чугунная винтовая лестница; ныне она утрачена.

Для многих старых московских домов чугунные лестницы стали своеобразной приметой художественных вкусов второй половины XIX века. Как трогательны они со своей мешаниной классических, древнерусских, мавританских мотивов! Обычно они служили для внутреннего пользования, по ним сновали слуги или же хозяева поднимались к себе в мезонин, в жилые покои.

Чугунные парадные лестницы встречаются реже, но в доме-комоде такая “редкость” есть. Переступил порог — и пронеслось полтора столетия. На улице остался век восемнадцатый и все барочные ухищрения, а каблуки уже стучат по черному ажуру времен Александра III.