Покровка 22

Ремонты дома 22 на Покровке в советский период

За советский период при многочисленности и частой смене “владельцев” усадьба переживала периоды запустения и упадка, ремонтов, восстановления и реставрации.

В 1922—1923 годах под руководством профессора С. А. Торопова реставрировали фасады дворца и флигелей, обращенные к Покровке. К сожалению, тогда не удалось выяснить, какие именно архитектурные формы памятника являются первоначальными, подлинными, какие — следствием позднейших искажений. Из-за этого реставрация двадцатых годов свелась лишь к ремонту скульптурных декоративных деталей и новой покраске дома в лилово-голубой цвет, который выглядел случайным и противоречил представлениям о колористических пристрастиях барокко. Но стоит лишь подумать о трудностях первых послереволюционных лет, как труд Торопова и работавших с ним специалистов приобретает подлинную ценность.

В предвоенные годы неоднократно производились текущие ремонты, в 1940 году на капитальный ремонт выделили 36,5 тысячи рублей. Затем последовал крупный ремонт 1947—1948 годов. Тогда в интерьере центральной части здания были реставрированы лепные украшения.

За этими простыми словами стоит огромная работа архитекторов-реставраторов. Так уж повелось, что их благородный труд обычно остается безымянным. Если с дома снимают леса, мы радуемся, что он теперь “совсем как новый”, но при этом никогда не задаем себе вопроса, кто же сделал его таким и как удалось полуразрушенное здание превратить в настоящий дворец. А между тем архитектурная реставрация памятников зодчества является особой отраслью культуры, без нее невозможна жизнь современных городов, в которых каждый старый камень — большая ценность. Бесспорно, что реставрация— это наука, имеющая свою методику. Но ведь это и область искусства, где сочетается художественный дар, сильно развитая интуиция, творческое воображение. Поэтому профессиональный реставратор соединяет в себе ученого и художника, он занимается сложнейшей научно-исследовательской работой и одновременно великолепно владеет графическим мастерством.

С 1954 года восстановлением усадьбы Апраксиных — Трубецких занимались сотрудники научно-реставрационной мастерской Управления “Моспроект”, которую долгие годы возглавлял известный реставратор В. Я. Либсон. Бригада специалистов сначала провела детальные обмеры и исследования памятника, позволившие установить его первоначальный облик, а затем архитекторы Р. П. Подольский, Е. П. Жаво-ронкова и И. И. Казакевич разработали проект реставрации, по которому в 1950—1960-х годах и были произведены все необходимые работы. Имена этих людей, наряду с владельцами и знаменитыми гостями, вошли в многовековую историю дома-комода.

К началу реставрации все строения домовладения и сам дом находились в крайне запущенном состоянии. Требовалось в ряде случаев укреплять конструкции. Лепнина и белокаменные детали в значительной мере были испорчены или вовсе сбиты. Особенно пострадал фасад со стороны двора, где даже был разобран белокаменный цоколь. Необходимо было учитывать и то, что облик здания претерпел изменения во второй половине XIX века. В процессе реставрации взамен позднейших фриза и архитрава были воссозданы прежние, по образцу сохранившихся дворовых. Потребовалось также реконструировать окна третьего этажа, видоизменить искаженные части наличников первого и второго этажей. Последним штрихом стала окраска дома в сочный бирюзовый цвет. Таким и известен он москвичам.

В последующие годы основной арендатор строений комплекса — ВНИИГеофизика — производил неоднократные ремонтные работы для поддержания их в надлежащем состоянии, а также работы по укреплению грунтов, на которых стоят здания. В 1986 году по заказу института мастерская № 13 “Моспроект-2” выполнила новый проект реставрации всего архитектурного ансамбля. В проекте по строению № 1 (так обозначен главный дом) предусматривается проведение реставрации всех белокаменных деталей, восстановление утраченных частей лепнины и другие работы по сохранению уникального здания Москвы. Ремонт уже начат...