Хохловский 1/11 строение 2, Владимира в старых садах церковь

Хохловский 1 / Старосадский 11 (строение 2)
Церковь Владимира в старых садах

bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005 bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005 bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005 bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005 bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005 bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005 bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005 bimka-bur. Хохловский 1/11с2. 2005

Впервые она упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 году, где говорится о новом дворе за городом у святого Владимира, который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной - "великим княженьем".

Первая каменная церковь была построена в 1514-1516 годах Алевизом Фрязином (Новым) на месте первоначальной церкви того же названия:

Здесь в начале XVI века находился «Новый двор» Василия I (его летняя загородная резиденция) и церковь входила в его состав.

Во второй половине XVII века (1660-е годы?) после разборки прежнего храма на его месте были возведены ныне существующие церковь (придел Кирика и Иулитты в южной части небольшого притвора освящен в 1677 году) и северный придел Бориса и Глеба с трапезной (освящен в 1689-м году), над северозападным углом которой возвышалась многоярусная колокольня.

В конце XVIII века обветшавшая к тому времени колокольня была перестроена с использованием нижней части первоначальной постройки.

В XIX веке к церкви пристроили западное крыльцо, в целом повторившее своими формами южное, относящееся к XVII веку.

Кокошники, завершавшие стены четверика, в связи с переустройством кровли почти полностью разобрали еще до конца XIX в, при этом сохранили перекрывающий четверик сомкнутый свод, прорезанный световым кольцом барабана центральной главы, и пятиглавие.

Многое в архитектуре церкви - квадратный план основного объема, трехчастная апсида с аркатурным завершением плоских ниш на фасадах, южный перспективный портал - возможно, результат сознательного обращения к формам прежде стоявшего здесь сооружения с желанием сохранить элемент «древности», узнаваемости старого храма.

В то же время сложная асимметрическая композиция церкви, где доминирующий двусветный объем с северо-запада охвачен небольшим притвором и приделом с трапезной, постановка колокольни, крыльцо с кубышчатыми опорами отвечают стилю XVII века.

Живописному силуэту здания соответствует насыщенная декором обработка фасадов.

Оформление глав (восстановлены при реставрации) необычайно нарядно: традиционную аркатуру здесь дополняет переплетение рельефных жгутов, имитирующее решетку (аналогичная обработка пятиглавия известна только у церкви Косьмы и Дамиана в Садовниках, которая строилась в 1657 году; не сохранилась).

Стены четверика завершает пояс кокошников.

Эти кокошники, верх придела Кирика и Иулитты, скромная главка Борисоглебского придела также восстановлены при реставрации.

Западный портал, разнообразные наличники второго света, детали барабанов глав выполнены из тесаного кирпича, как и декорация фасадов северного придела - небольшого двусветного объема с полукруглой апсидой, стены которого завершены кокошниками.

В декоре храма и колокольни были использованы по-лихромные изразцы, украшавшие также и западную стену притвора.

Классической архитектуре ярусов колокольни несколько противоречат завершающий ее шпиль и люкарны - они ближе формам начала XVIII века.

Шпиль подчеркивает градостроительную роль колокольни в ансамбле окружающих улиц и переулков. В частности, она является ориентиром нынешней улицы Забелина.

В советские времена церковь уцелела, видимо, только потому, что понадобилась всемогущему ведомству: 28 января 1933 года президиум Моссовета рассматривал ходатайство о закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви „т. н. Владимира", ее закрыть и передать ОГПУ".

С 1970 года началась реставрация. Храм постарались восстановить в том виде, в каком он был в XVII веке (кроме колокольни, которая осталась такой, как была перестроена в XVIII веке). Колокольню восстановили к 1979 году. К 1983 году восстановили основной храм и пятиглавие, после чего там разместилось хранилище книг Исторической библиотеки, а в 1991 году в ней уже возобновились службы.