Подсосенский 21

Подсосенский 21c1

Подсосенский 21c1. 2002 Подсосенский 21c1. 2002 Подсосенский 21c1. 2002 Подсосенский 21c1. 2002 Подсосенский 21c1. 2002 Подсосенский 21c1. 2002 Подсосенский 21c1. 2002 Подсосенский 21c1. 2002 Городская усадьба В.Е. Морозова. 1980-е Городская усадьба В.Е. Морозова. 1980-е Городская усадьба В.Е. Морозова. 1980-е Городская усадьба В.Е. Морозова. 1980-е Городская усадьба В.Е. Морозова. План Городская усадьба В.Е. Морозова. План

К 1730-м годам этот участок состоял из нескольких мелких владений содержателя парусной фабрики Д. М. Плавильщикова.

Главный дом большой усадьбы начала ХVIII века сохранился - это два нижних этажа пятиэтажного дома в глубине двора, чья планировка с близкими к квадрату сводчатыми палатами напоминает гражданские здания конца ХVII века.

Позже двор был отделен от перекрестка переулков Г-образным служебным корпусом, а в начале ХIХ века в южной части двора был выстроен еще один флигель, выходящий торцом па красную линию.

В 1839 году владение перешло к Морозовым.

Для основателя морозовской ветви "Викуловичей" - Викулы Морозова - в 1879 году, на месте одноэтажного углового корпуса архитектором Д.Н. Чичаговым был построен ныне существующий двухэтажный с антресолями особняк.

Его фасады отделаны в духе того времени с применением большого количества пышных лепных деталей, а интерьеры удивляли богатством и разнообразием; также весьма причудлива планировка с шестью лестницами и большими залами. Все парадные помещения, начиная с вестибюля в египетском духе, отделаны в разных стилях с применением дорогих материалов — мрамора, редких сортов дерева, инкрустации и др. Во многих помещениях устроены сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой, деревянные кессоны

В 1895 году по проектам Ф.0.Шехтеля и М.А.Врубеля были выполнены готический кабинет с библиотекой на хорах и смежная с ними приемная, а также будуар в стиле рококо; М.А. Врубель написал панно на темы "Фауста".

Обработка уличных фасадов дома плоскими членениями и эклектичной лепниной более суха н обыденна. Выделяются лишь атланты, поддерживающие балкон в центре главного фасада.

Ограда с воротами представляет собой интересное монументальное сооружение; ее детали повторяют элементы главного дома.

В 1895 году продолжилась история старого дома - он был надстроен двумя этажами, его фасады были насыщены разновременными деталями, сзади пристроен зимний сад (еще видно то место, куда к зданию примыкал свод оранжереи), а интерьеры дома отделаны заново (в его переделках, как предполагают, также участвовал Ф.О. Шехтель).

Ф.О. Шехтель также в 1900 году сделал купольную пристройку - возможно, это была домашняя молельня - все "Викуловичи" были убежденными старообрядцами.

До советской власти дом принадлежал Алексею Викуловичу Морозову, правнуку основателя династии. Он не занимался делами фабрики, его целиком захватила одна страсть - коллекционирование. Морозов собирал старинный фарфор и серебро, иконы, гравированные и литографированные портреты.

Его собрание фарфора помещалось на втором этаже особняка вместе со старым серебром и изделиями из стекла, а для коллекции икон в 1914 году архитектор И. Е. Бондаренко надстроил дворовое крыло особняка, где она была размещена в трех больших с верхним светом залах.

В марте 1918 года в особняке Морозова обосновался народный комиссариат финансов, но вскоре его захватили анархисты. Движение анархистов было подавлено новой властью, и национализированное собрание стало музеем.

Как писал архитектор И.Е. Бондаренко в своих воспоминаниях, после большевистского переворота "Морозов не бросился за рубеж, остался около своего собрания и с удивительным покорным спокойствием занимался описанием и охранением своего музея. Скромно живя в двух нижних комнатах своего особняка, он всегда был на месте и радушно встречал посетителя... и с увлечением истого собирателя показывал новые поступления".

В 1925 - 1930 годах коллекции были переданы в различные музеи, в особняке же недолгое время помещался Музей мебели, потом Высшая колхозная школа, Дом для профтехучащихся, издательство "Наука".

Этот дом памятен тем, что отсюда 16 февраля 1907 года вынесли гроб с телом трагически погибшего в Бутырской тюрьме Николая Шмита.