Солянка 5 / Подколокольный 2
Церковь Рождества Богоматери на Кулишках (на Стрелке)

Церковь на «стрелке» двух важных загородных дорог - в Заяузье и в село Воронцово (ныне ул. Солянка и Подколокольный пер.) - возникла вскоре после заселения этого района.

Все церкви здесь строились в то время на «кулишках» (см. очерк «Район от улиц Б.Хмельницкого (Маросейки) и Чернышевского (Покровки) до Москвы-реки»).

Ее существующее основное здание, имеющее в плане форму равноконечного креста, построено после 1773 года.

В 1800-1802 годах по проекту Д.Балашова к нему пристроена трапезная с колокольней.

В дальнейшем церковь частично переделывалась в 1821 году, видимо, в связи с пожаром 1812 года.

Заглубления между собственно церковью и трапезной застроены после 1850 года, возможно, в 1858 году, при перестройке приделов Иоанна Богослова и Дмитрия Ростовского (последний заменили престолом Дмитрия Солунского).

Архитектурный облик церкви определяется ее постановкой на «стрелке» и на переломе улицы, что придает ей важную градостроительную роль.

Очевидно, высокий крестчатый объем основного здания имел первоначально более крупное и значительное завершение, отвечавшее его сильным вертикальным членениям.

Подчеркивание вертикальной композиции характерно и для времени строительства - эпохи перехода от позднего барокко к раннему классицизму.

От архитектурной обработки этого времени сохранилась лишь горизонтальная рустовка на восточной части и лопатки на боковых сторонах «ветвей креста».

Трапезная со скругленными углами и пилястровыми портиками на фасадах соответствует типу, распространенному в Москве в конце XVIII - начале XIX века.

Для градостроительной направленности зрелого классицизма особенно характерен ее косоугольный план, возникший из необходимости оформить ее фасадами обе линии - улицы и переулка.

Стройная вертикаль колокольни на вершине «стрелки» стала композиционным ориентиром не только для улицы, но и для «проспекта» Воспитательного дома.

Возможно, что тосканские колонные портики церкви, отвечающие ордеру трапезной, так же как и невысокий гладкий купол, выполнены при перестройке 1821 года.

Поздняя застройка между церковью и трапезной включает те же тосканские пилястры, но помещенные вне общей ритмической системы, как чисто эклектический декоративный мотив.

Внутри здание полностью переделано.