Подкопаевский 15. Церковь Николы в Подкопаеве

Подкопаевский 15
Церковь Николы в Подкопаеве

Известна с конца XV столетия в связи с упоминанием великокняжеского загородного двора «у церкви Николы Подкопаева, под конюшней» (последняя, возможно, была частью двора).

Под горой, на берегу Рачки, где прежде, как полагают, добывали глину, подкапывая холм (отсюда - название места), был поставлен небольшой, первоначально, видимо, деревянный храм.

Местные топонимы отразились в его названии: церковь «Николы в Подкопае, что на Кулишках», «в Подкопаеве», «Подкопаях», а также Казанской Богородицы (по одному из престолов), «что словет Подкопаева».

Существующее здание занимает угловой участок на стыке Подкопаевского и Подколокольного переулков; оно почти не исследовано, характер и судьба первоначальной постройки окончательно не ясны.

На планах Москвы рубежа XVI-XVII веков церковь показана кубической и одноглавой.

Каменным храм назван уже в 1629 году; существующее его здание возведено, вероятно, в середине XVII века.

Однако габариты и план дошедшей до наших дней постройки наводят на предположение о его возможном более древнем предшественнике, послужившем образцом при строительстве храма в XVII века.

Около 1700 года церковь перестраивали.

Возможно, в ту же пору возвели существующее уникальное шестигранное завершение храма.

В 1750-е годы, после разрушений, причиненных зданию пожарами первой половины XVIII века, церковь ремонтировали, тогда же перестроили трапезную с приделами.

В 1759 году проектируется колокольня с одноэтажной «кладовой палаткой», построенная на средства прихожан по линии Подкопаевского переулка, севернее храма.

На линию Подколокольного переулка выступило крытое крыльцо южного, главного тогда входа в церковь.

К 1786 году его сменила открытая паперть; такая же появилась у противоположного, северного входа.

Пожар Москвы 1812 года основательно повредил здание, церковь упразднили, она бездействовала до 1855 года, когда весь участок отдали под подворье Александрийской патриархии.

Восстановление храма велось до 1858 года по проекту Н.И.Козловского.

Трапезную с приделами выстроили заново, а храм получил куполообразную кровлю.

В глубине участка поставили жилой дом (сохранился).

В 1885 году на линии Подколокольного переулка возвели часовню.

Центральный объем церкви - двусветный одноапсидный четверик - перекрыт сомкнутым сводом.

Его венчает глухой шестигранник с маленькой главкой.

Под куполообразной кровлей XIX века на постаменте шестигранника уцелел лепной барочный декор.

Пониженная трапезная и симметрично размещенные приделы, охватившие четверик с запада, решены единым объемом и в обоих переулках воспринимаются как элемент рядовой жилой застройки середины XIX века.

Стремлением автора постройки увязать облик трапезной с рядом стоящей колокольней и ядром здания объясняется наличие барочных приемов в оформлении фасадов: сложного профиля карниз, парапет кровли и высокий цоколь крепованы по пилястрам.

Характерная для эпохи стилизация сказалась в вычурном завершении выступающего на тротуар западного портика (сюда при перестройке 1850-х годов перенесли главный вход): свисает «древнерусская» гирька под круглым киотом, врезанным в антаблемент.

Внутри пространство храма сообщается с перекрытым конхой алтарем тремя небольшими арочными проемами, более широким проемом оно раскрыто в трапезную.

Все три членения трапезной перекрыты крестовыми сводами, но пространственно едины; боковые, выполнявшие роль приделов, с востока дополнены скруглениями алтарей.

Каменная трехъярусная колокольня хорошо сохранила формы, характерные для русского барокко середины XVIII в.

Мощная пластика ее объема, барочный декор, парные пилястры по углам четвериков и фигурная главка с крестом сделали это здание значительной архитектурной доминантой окружающего района, что отразилось и в названии переулка, пролегающего ниже ее по рельефу (Подколокольный).

Нижний четверик колокольни первое время, очевидно, был открытым, являясь (как это часто бывало в ту пору) воротами церковного комплекса.

В толще кладки восточного устоя располагается лестница, ведущая на ярусы звона.

Шатровая часовенка по линии Подколокольного переулка, стилизованная под архитектуру XVII в., удачно вписалась в этот маленький, но градостроительно важный ансамбль.