Метро "Мясницкие ворота" ("Кировская")

Метро "Мясницкие ворота" ("Кировская")

238. Станция метро «Кировская» («Чистые пруды»). 1935 г Арх. Н .Я .Колли, С. Г Андриевский:

а) Наземный павильон. Фото 1935 г б) Платформенный зал. Арх. Н.Я.Колли. Фото 1935 г.

Станция с первоначальным названием «Мясницкие ворота» получила наземный павильон именно на месте Мясницких ворот Белого города, вдоль снесенных стен которого был проложен Чистопрудный бульвар.

Павильон получил облик парковой постройки с прозрачными торцевыми стенами и нарядными вертикалями люкарн на боковых.

Ряды люкарн с подсветкой были устроены и вдоль стен ведущего к спуску в глубокий подземный зал коридора.

Насыщенные водой грунты не позволили осуществить в те годы проект центрального подземного зала, тщательно продуманного Колли в нескольких вариантах.

Были выложены серым уфалейским мрамором пилоны со стороны посадочных платформ.

Но еще большим художественным достоинством отличалась керамическая отделка путевых стен.

До линии свода они были покрыты плиткой цвета воды, на фоне которой бежал рельефный бежевый пояс меандра.

Название станции, ставшей в 1935 г. «Кировской» по переименованной Мясницкой улице, деликатно заняло свои места в редких секциях меандра.

Именно по этой стене и узнавали пассажиры нужную станцию, пока ее не сбили, заменив безликим бесцветным мрамором в начале 2000-х гг.

Проектировщики первых линий Московского метрополитена в 1933-1934 гг все еще не ушли от старой системы мер, определяемой строением человеческого тела.

То, к чему пробивался от эталонного метра Ле Корбюзье, создавая сложную систему Модулора, было внутренне присуще мастерам советской архитектуры, выученным в конце XIX в. и в первые десятилетия ХХ в.

Это родство наглядно демонстрируют появившиеся вблизи от Центросоюза, возводимого по проекту Ле Корбюзье с непосредственным участием Н.Я.Колли, станции метро «Красные ворота» И.А.Фомина с наземным вестибюлем Н.А.Ладовского и павильон станции «Мясницкие ворота» («Чистые пруды») Н.Я.Колли, а еще нагляднее -станции «Сокольники» и «Красносельская».

Уникальны м приемом, введенным главным архитектором метростроя С.А.Кравцом, было устройство среднего платформенного зала на станциях глубокого заложения, не имевшее экономического оправдания.

Но эффект храмового центрального нефа, с использованием его торца как алтаря с соответствующим акцентом в виде скульптуры или мозаики, был откровением в метростроении.

из книги Н. Броновицкая. Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941 гг