Жилой дом Военно-инженерной академии

Жилой дом Военно-инженерной академии

Яузский бульвар, 2/16

Дом, построенный по проекту И.А. Голосова в 1934-1936 гг., пред-ставляет собой лишь фрагмент про-екта 1933 г., предполагавшего пери-метральную застройку обширного треугольного квартала, очерченного Петропавловским, Подколокольным переулками и Яузским бульваром.

Согласно генплану 1935 г., Подколокольный переулок превращался в часть почти прямой трассы от Солянки к Курскому вокзалу и далее по Верхней Сыромятнической улице через Яузу - в Лефортово.

До 1940 г. ряд многоэтажных зданий обозначил узловые точки этой магистрали, но ключевым стал жилой дом архитектора И.А. Голосова на пересечении Подколокольного переулка с Яузским бульваром.

Двумя годами раньше на противоположном по диагонали углу появился новый корпус Военно-инженерной академии, переведенной в 1932 г. из Ленинграда.

Заняв здание бывшей Практической академии на внешней стороне Покровского бульвара, дополненное новым корпусом с акцентированным скругленнЫм углом (арх. А. КруглОв), она получила обширный участок для жилого комбината, включившего магазины, столовую, клуб, детский сад, ясли и ряд других служб.

Расположенный на крутом падении рельефа как по Яузскому бульвару, так и по Подколокольному переулку, жилой комплекс И.А. Голосова послужил сильнейшей архитектурно-пластической доминантой в верхней его точке и в самом остром углу треугольника, обращенном по диагонали к угловой башне Академии.

При этом облик жилого дома получился более милитаристским (как в массах, так и сюжетной скульптуре), чем сама Военно-инженерная академия.

В первоначальном проекте И.А. Голосова 1933 г. очевиднее композиционная и стилистическая связь со строящимся корпусом Военной академии имени Фрунзе на Девичьем поле (арх. Л.В. Руднев).

Бросается в глаза равномерная квадратная сетка окон по фасадам, высящимся с отступом на мощных гладких стилобатах с утопленными горизонталями окон цокольного этажа.

Вытесненные за пределы основного объема уступы под скульптуры вносят асимметрию в композицию каждого из продольных фасадов.

У Руднева на постамент поставлен вздыбленный танк.

У Голосова танку уподоблен весь дом, ползущий по крутому склону высокими цоколями-гусеницами.

Ударную его часть представляют выдвинутые на массивных, срезанных с торцов постаментах скульптуры рабочегодс отбойным молотком на плече и книгой в левой руке и колхозницы со вскинутой в правой руке винтовкой и стоящим слева снопом (скульп. А.Е. Зеленский и М.И. Эпштейн).

Несколько усложненный И.А. Голосовым в окончательном проекте, возведенный в 1936 г. дом получил разбивку на горизонтальные пояса с различной декоративной обработкой.

Поскольку основная часть крыла по Яузскому бульвару была возведена лишь в 1941 г., а упрощенную обработку фасада она получила в послевоенные годы, то целостное представление об облике дома можно получить, мысленно перенеся фасад по Подколокольному переулку на крыло по Яузскому бульвару, продолжив отстроенную в 1936 г. секцию.

Асимметрия каждого продольного фасада, усиленная падением рельефа, складывается в абсолютную симметрию торцевого фасада на самой высокой ровной площадке.

Здесь динамика сменяется статикой: на высоту трех этажей стена прорезана глубокой квадратной нишей со сквозной полуциркульной аркой, поверх которой тянется лоджия, разбитая на квадраты каннелированными колоннами без капителей.

В поясе 5-го этажа простенки между окнами заняты равновеликими им рифлеными нишами с выступающими гладкими ромбами, что в целом напоминает пояс триглифов и метоп.

Выше его, над окнами 6-го этажа, с разделяющего этажи карниза свисают подобия замковых камней в виде консолей с завитками на концах.

В трех верхних поясах гладь стены разделана под руст, как, впрочем, и все другие стеновые поверхности, включая постаменты скульптур.

Абсолютная гладь стены сменяет плоскую рустику лишь в пространстве под карнизом, усиливая его пластический эффект.

Пояс четко вылепленных консолей завершает композицию фасадов в полном соответствии с классицистическим принципом облегчения стены снизу вверх и соответственного уменьшения всех деталей.

В трех верхних ярусах помимо равномерной разделки под камни введены дополнительные вертикальные членения, делящие поверхность стены на более крупные блоки, связанные с соответствующими членениями нижних ярусов.

Интересны завершения в виде консолей частых пилястр, объединяющих в единый ярус 3-й и 4-й этажи на продольных фасадах дома.

Одновременно с домом на Яузском бульваре И.А. Голосов работал над фасадами гостиницы «Москва» .

Тема пропорционирования стены, консольных выступов и венчающих карнизов с особой упрощенной, но выразительной пластиков деталей объединяет эти наиболее яркие и значимые сооружения середины 1930-х гг., к тому же заметно выступавшие над общим малоэтажным уровнем застройки.

В доме И .А. Голосова на Яузском бульваре - своеобразном архитектурно-скульптурном плакате с лозунгом «Готов к труду и обороне» - полуциркульная арка открывает пространство двора со скрытой в глубине его усадьбой XVIII - начала XIX в., за которой виден барочный силуэт церкви Петра и Павла.

Гармоничный образец московского классицизма, шестиколонный портик которого с прекрасно вылепленными ионическими капителями притягивал взор каждого входящего в арку, несомненно был учтен И.А. Голосовым в проекте жилого гиганта.

Вторая очередь строительства, перекрывающая колоннадой Петропавловский переулок, должна была скрыть стоящую там церковь Петра и Павла.

Дворовый фасад торца над аркой с 4-го по 7-й этажи прочерчен горизонталями лоджии с чередов тонких колонн, с которых можно любоваться усадебным домом в глубине сада, правда лишенным домовой церкви, снесенной при возведении правого крыла дома.

Его дворовый фасад, с подъездами в первом этаже, решен в более мелком, приближенном человеку масштабе, тщательно и подробно проработан в деталях, снабжен балконами и лоджиями.

Узкие корпуса дома с квартирами на шести этажах построены по нормативам 1934 г

Небольшие квартиры с квадратными комнатами выходят окнами на оба фасада, что обеспечивает сквозное проветривание и инсоляцию; и практически все они имеют балконы и лоджии, выходящие на южную и юго-восточную стороны.

В крыле, отстроенном в 1941 г., все балконы смотрят на бульвар, тогда как со стороны двора гладь фасада прорезана узкими ромбовидными витражами по лестничным клеткам - прием, не имеющий аналогов в московской архитектуре.

Остался неосуществленным трехгранный объем со скульптурной группой, стоящей в проекте Голосова на мысу у перекрестка, в продолжение осимедианы, пронизывающей пространство треугольного двора и через центр арки направленной на главный вход в Академию по другую сторону Яузского бульвара.

Сам заасфальтированный треугольник, как часть генплана дома, сохранен и служит островком для перехода через Подколокольный переулок и Яузский бульвар.

из книги Н. Броновицкая. Памятники архитектуры Москвы. Архитектура Москвы 1933-1941 гг