Подвижник церковного искусства Сергей Вашков

Подвижник церковного искусства Сергей Вашков

Храм Спаса Нерукотворного в пос. Клязьма. Построен в память 300-летия Дома Романовых

Храм Спаса Нерукотворного в пос. Клязьма. Построен в память 300-летия Дома Романовых

Высшее счастье художника – служить церковной красоте. Благочестивые люди называют ее святой, ведь храм помогает верующим ходить в Истине, жить в духовном родстве друг с другом, во исполнение заповедей Божиих. Сергей Вашков как художник был счастлив вполне: все его творчество воцерковлено и посвящено благоукрашению храмов, весь талант его был направлен на постижение небесного в земном. За короткую свою жизнь он успел ярко проявить себя в зодчестве, живописи, издательском деле и более всего – в создании церковных предметов, отмеченных его святым настроением, чувством изящества и благородства. Как он жил и что свершил – об этом и поведем рассказ.
4 июля 1879 г. в семье бедного литератора, Ивана Андреевича Вашкова (1846–1893), родились близнецы – Сергей и Евгений. Было это в Сергиевом Посаде, овеянном колокольным звоном, слышимым по всем улочкам тихого, богомольного града. Скромный достаток Вашкова-отца не позволял ему вывозить семью в заманчивые далекие края, да и зачем, когда вокруг так ущедрена Русская земля Господней благодатью! С богомолья от святой Лавры Преподобного Сергия многодетная семья писателя-патриота возвращалась в Москву, в исконную столицу, исстари названной "алтарем России". Здесь Иван Андреевич для многих был свой человек: он доподлинно знал характер горожан, дотошно изображал их нравы и быт, а главное, его уважали за церковное послушание – состоял старостой Крестовоздвиженского прихода. Все детки Вашковых, и Сережа меж ними, были в том храме как дома, возрастая здесь душою, набираясь нравственного здоровья.
Так шел за годом год, пока не миновало школьное детство. Подошла пора становиться на дальнейший путь. Для Сережи, мечтавшего сделаться художником, путь предлежал один – учиться мастерству. Рисовал он с братцем Евгением сызмальства, выводя на бумаге незатейливые сценки, подсмотренные в природе, задумчивые виды с часовенками, праздничные крестные ходы. И храмы, милые сердцу храмы! Рисуя, Сергий Вашков все думал: вот бы и самому научиться строить храмы, да такие, чтоб Русская земля еще краше стала.
После гимназии юноша поступил в Строгановское училище, славное своими питомцами. Отделение выбрал архитектурное, захотел выучиться на зодчего. Сергей Вашков проведет в стенах училища девять лет (1892–1901), постигая там тонкости многих художеств – живописи, скульптуры, графики, зодчества. Развивался и креп в нем талант, совершенствовался и одухотворялся собственный художественный вкус. Раз студентам предложили частный заказ – разработать форму паникадила, да такую, чтобы благолепным оно было по-церковному и одновременно выглядело бы изящнотворным произведением. Рисовали, проектировали все, а лучшей была признана работа Вашкова. Благостное его паникадило, сверкая, казалось, умильно льет хрустальные слезы. Совладелец церковной фирмы, Виктор Оловянишников, взял к исполнению только это произведение.

Годы учения в Строгановском заведении требовали от Сергея Ивановича не одних творческих дерзаний: после безвременной смерти отца нужда вплотную подступила к семье. Подросшим сыновьям требовалось самим добывать хлеб насущный. В свободные летние месяцы Вашков проводит в паломничествах по русским святыням, где берется за поновление и реставрацию памятников старины. Владимиро-Суздальская земля, куда он поначалу попал, вызвала в юном Вашкове художественный восторг такой силы, что он овладевал им и потом каждый раз, как речь заходила о творениях древнерусских иконников и храмоздателей, о соборах в белокаменных ризах, о колоритном порыве фресковых росписей и тихой печали моленных образов. Юный Вашков все это старается понять и усвоить. Он рисует и занимается светописью – фотографией. А поднявшись на северные широты, познакомившись с северной красой и осмотревшись в Ферапонтовом, в Кирилло-Белозерском монастырях, и вовсе убеждается – выше религиозного искусства ничего на свете нет! Его внимание здесь привлекало все: церковная утварь и роспись парчовых тканей, из которых шьют священнические облачения, хоругви и запрестольные кресты, оклады и киоты. Каждое паломничество, кроме неизбывных впечатлений, это еще и альбомы с рисунками и снимками увиденного, записи бесед со старинщиками – хранителями дедовой памяти о художественном искусстве.
И вот Сергей Вашков в Москве со своими альбомами. Его мечта – издать запечатленные сокровища, заострить внимание художников к церковному благолепию. Но издателей на альбомы не нашлось, и полный творческой энергии молодой подвижник решил обратиться к Виктору Ивановичу Оловянишникову, руководителю фирмы по отливке колоколов. Фамилия Оловянишниковых в колокольном деле славная, их зазвонные, праздничные и воскресные колокола звучат по всей России, потомственно, из поколения в поколение, владеет эта семья колокольным заведением в Ярославле. А в Москве у Виктора Ивановича художественные мастерские по изготовлению церковной утвари. Рассматривая альбомы Вашкова, сметливый предприниматель предложил художнику возглавить творческое отделение фирмы, где бы в полноте и совершенстве выразилось христианское искусство.
С 1901 г. Сергей Вашков – художественный руководитель фирмы братьев Оловянишниковых, главный творец церковной красоты изготовляемых здесь предметов. Здесь пишут иконы и возводят по храмам иконостасы, чеканят из серебра церковные блюда и золотной нитью вышивают плащаницы. Фирма Оловянишниковых выпускает парчовые ткани по рисункам Вашкова и по его же рисункам отковывает подсвечники, водосвятные чаши, паникадила. Золотом и серебром, чистейшим топазом и благородной финифтью изукрашивают здесь потиры, оклады к Евангелию, киоты и кресты. В конторе фирмы, расположенной возле Кремля, в начале Никольской улицы, всегда многолюдно. Сюда приезжают священники и благотворители заказать необходимые для церкви предметы. И всех гостей изумляет их благолепие и изящество. Посетив в 1909 г. этот своеобразный музей церковной красоты, архиепископ Антоний (Храповицкий; 1863–1936) взволнованно заметил: "Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С.И. Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым". Далее владыка продолжает: "Как прекрасны предметы этой сокровищницы! То воздушная легкость, то разнообразный блеск, то, напротив, массивность глубокой седой древности воплощены в металле или дереве. В одном предмете вы находите пасхальное радостное славословие, застывшее в серебре или бронзе, в другом – покаянное самобичевание; здесь – Христово смирение, там – чистота святых ангелов".
Новый художник Вашков не копировал и рабски не повторял то, "что уже давно высказано и пережито", а в меру своего таланта создавал образцы священных предметов в обновленных формах искусства. Изданный им в 1911 г. большой альбом "Религиозное искусство" показывает, как богат был духовный мир художника и какие надежды возлагал Сергей Вашков на новые поиски Божественной красоты.

Талантливо проявил себя Сергей Вашков и как архитектор. По его рисункам и чертежам построен загородный дом фабриканта Ивана Александренко в поселке Клязьма. Дом так замечателен расположением покоев и своеобразен древнерусским убранством, что своим обликом напоминает княжеский, а то и сказочный терем, нарисованный чуткой народной фантазией. В той же Клязьме будет поставлен и храм Нерукотворного Спаса, да такой, что и поныне радует православное сердце небесной красотой. Храм воздвигнут на середине пути между Москвой и Троицкой Лаврой, олицетворяя державность и небесное величие святости. Рядом с храмом поставлена церковно-приходская школа, светлая и благоукрашенная Гребневской иконой Божией Матери. А под карнизом – буквенная вязь, в память кого поставлена. Фабрикант Александренко, чье заведение выпускало парчовые и шелковые ткани на церковные нужды и чье сотрудничество с Сергеем Вашковым было самым непосредственным, и храм и школу строил на свои средства; его память и оживляет та надпись.
Слава художника Вашкова росла быстро. Достигла она и царских чертогов. Император Николай II поручил Сергею Ивановичу изготовить церковную утварь для Феодоровского собора в Царском Селе, а для храма общины Красного Креста – иконостас в басменном исполнении. По рисункам Вашкова воздвигнуты на средства Государя гробницы с сенями над мощами святых – Ермогена, Павла Обнорского и Макария Овручского. К 300-летию Дома Романовых художник украшал самые драгоценные книги, изготовлял памятные подарки Августейшим особам.
Большая заслуга Вашкова перед отечественной культурой – создание журнала религиозного искусства "Светильник". Художник сплотил вокруг себя ряды единомышленников, привлек к делу всех, кто изучал и ценил церковную старину, строил и благоукрашал храмы. Журнал начал выходить в свет с января 1913 г. Что ни номер – серьезный вклад в сокровищницу русского искусства. Перед "Светильником" бледнели все дерзостные и неистовые лжеписания демонские. Укреплялась надежда на оздоровление господствующего настроения времени. Но вскоре случилось непоправимое: 7 ноября 1914 г. Сергей Иванович Вашков скончался от кровоизлияния в мозг. Еще накануне он так живо и убедительно делился с друзьями своими творческими мыслями, и вдруг его не стало. О потере скорбели все радетели русского национального искусства.
Спустя многие десятилетия, уже в наши дни, все сделанное когда-то этим художником стало настолько существенным для отечественного искусства, что без осмысления его наследства вперед не продвинуться. Сергей Вашков становится одним из самых притягательных творцов воцерковленной культуры, ее теоретиком и деятельным подвижником.

Александр СТРИЖЕВ

Материал взят с сайта vos.1september.ru