Суcи с самоваром

Суcи с самоваром


22 / 04 / 2006

Анна Соколова

Суcи с самоваром в саду камней от Садового кольца до Новой площади


Только очень невнимательный путешественник может назвать Москву сугубо славянским городом. Азия дремлет здесь в каждом переулке, выглядывает из окон, жмурясь на солнце, и смотрит на прохожих со старых крыш своим раскосым оценивающим взглядом. Но мало кто замечает ее самодовольную ухмылку, не замечает, насколько Япония близка к москвичам.

К примеру, если зайти на старинную улицу Покровку со стороны Садового кольца, то первое, что увидишь справа, будет кинотеатр «35 мм» и Центральный дом предпринимателя (дом 47). В этом сером невзрачном домике эпохи архитектурного безразличия притаилось культовое для япономанов место, где регулярно проходят фестивали кино страны солнечного корня. Когда-то здесь был единственный в столице видеосалон с полной коллекцией фильмов Куросавы. А совсем рядом, в переулках, спрятался очередной офисный новострой черно-розовых тонов с кокетливо загнутыми, как у пагоды, краями крыши. Но мы не свернем в переулок и проигнорируем его прозрачные намеки на «японистость», лучше пойдем прямо.


Здесь нельзя не вспомнить о лукавом взгляде японского соседа: по одну сторону улицы (дом 38а) нас поджидает воинственный самурай. Он приглашает не на поединок, а в китайский ресторан«Шон Лон», хотя, судя по выставленному перед входом меню, кухня в нем предлагается японская, впрочем, куда сейчас без нее. А на другой стороне, в доме 41, - магазин «Будо-спорт» предлагает встретить оного самурая во всеоружии, то есть в экипировке для восточных единоборств, избежав тем самым значительных трат эти «военные нужды». Магазин имеет непосредственное отношение к нашей редакции, поэтому сами себя хвалить не будем, скажем только, что второго такого нет.

Всем известно, что Москва не сдается без боя даже таким симпатичным пришельцам, как японцы. Она стыдливо пытается спрятать следы восточной интервенции, но упрямые азиаты не сдаются. Они хитро маскируются, сливаясь с аляповатым современным пейзажем «под старину». Кукольные домики позапрошлого столетия, церковь с затейливыми ионическими колоннами и скромным синим куполом призваны отвлечь прохожих от мыслей о Востоке. Хотя, гуляя по этим улицам, все равно вспоминаешь об азиатской пестроте и о феноменальной способности японцев сочетать прошлое и настоящее, их умении кропотливо отбирать лучшее из культур других народов и заботливо пересаживать это на родную почву.


На Покровке то и дело попадаются какие-то знаки, полунамеки неместного происхождения, будто нечаянно забытые незадачливым хозяином. Вот вывеска салона татуировок на доме 31 напоминает о якудзе, вот дизайнеры дверей предлагают нам оформить вход в свои покои в японском стиле. А на перекрестке у Покровских ворот - китайская забегаловка «Шанг Шунг» (дом 11) с традиционными колокольчиками на входе и плакатом, который поздравляет всех православных с праздником (эклектика – страшная сила).

В духе того же сочетания несочетаемого оформлен и ресторан «Японские дрова», там же, у покровских ворот (дом 17, строение 1). В доме, где раньше были нумера «а-ля Достоевский», теперь день и ночь раздается инфернальный голос, предлагающий отведать «нежный костный мозг по-французски с греночкой» и «суши, суши, суши»… Когда отбегаешь от этого места на безопасное расстояние и опасливо оглядываешься назад, замечаешь, что на огромных окнах заведения красуются римские занавески, выдаваемые хозяевами за нечто традиционное.

Сначала кажется, что это случайность или ошибка, но потом понимаешь, что хитрые незримые азиаты дают тебе знак о том, что дальше, за перекрестком, начинается итальяно-французское царство. Странному магазинчику для странных людей «Белые облака» как-то неловко здесь, среди неаполитанских босоножек и французских комодов. Эта типично восточная лавка обосновалась на Маросейке, 4 и теперь предлагает своим посетителям по сходной цене немного счастья в виде нэцкэ из «мыльного камня», немного покоя в виде шелковых подушек и немного радости в виде терпких благовоний и колокольчиков, поющих песню ветра. У кассы покупатели выглядят довольными.


На Маросейке незримому московскому японцу становится совсем невмоготу, его одолевают церквушки, посольства, бутики и даже вездесущий «Макдоналдс». Но, как истинный самурай, он не сдается. Вот суши-бар «Сумоя» (дом 11) заключил тактический союз с забегаловкой «Пиво-раки» и выставил на витрину… тульский самовар. Когда понимаешь, что этот знаменитый символ России, и правда, чем-то напоминает сумоиста и что связь Москвы с Японией не ограничивается модным поеданием сырой рыбы, а заложена где-то глубоко, у самого ее основания, в самом ее духе, просто дрожь пробирает. Тем более, что когда-то, совсем недавно, здесь находился единственный в Москве салон японского интерьера «Дзендо». Теперь нет, а жаль: хорошее было местечко.


А свернешь налево, неминуемо выйдешь к Ивановскому женскому монастырю, что на Хитровке. В советские времена там находилась милицейская школа. Казалось бы, чего японского? А когда по этим самым переулкам в этот самый милицейский монастырь на занятия дзюдо ходил разведчик-японист Василий Ощепков. Кстати, выпускник токийской семинарии Топоко.

Между прочим, совсем недавно вышла книга знаменитого писателя (и тоже япониста!) Бориса Акунина, подписанная впервые «псевдонимом» - настоящим именем автора – Григорий Чхартишвили. Кстати, вон он свернул в переулок. Книга называется «Кладбищенские истории». Две главы в ней посвящены Японии, а начинается действие здесь, в Ивановском монастыре…


Но вот выходишь на площадь к памятнику героям Плевны, кажется, что оказался в… саду камней. Конечно, здесь нет японской выверенности пропорций. Но почему же эти небрежно разбросанные по клумбе серые булыжники так располагают к созерцанию?! Хочется сесть на газон и меланхолично взирать на православный крест с мусульманским полумесяцем у основания и на замысловатый, истинно японский сад под ним. Не стоит заботиться о том, точно ли количество видимых булыжников не соответствует количеству реально там лежащих. Эти мелочи не для русской души. Удивляет, поражает, завораживает сам факт таинственной переклички. И вот ты уже не сопротивляешься, садишься на стриженную, похожую на резиновый коврик, траву, разминаешь уставшие ноги, задумчиво смотришь на этот нечаянный сад камней и судорожно пытаешься сочинить хоть одно подходящее хайку. Получается примерно так:

По японской Покровке
Истоптала последние дзори
Скорее бы «Плевна»

Журнал "Будокан" №3, 2005

26 / 09 / 2005
Автор статьи, источник публикации Будокан. Все права защищены. За присланные рукописи, фотоматериалы и за содержание рекламных текстов журнал ответственности не несет. Запрещается воспроизводить полностью или частично статьи, фотографии, опубликованные в журнале "Japon.ru - Интересный журнал о Японии" без письменного разрешения редакции. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи. Статьи, отмеченные знаком ADV, публикуются на правах рекламы.

Материал взят с сайта woman.sl.ru и budo-sport.ru