Покровский бульвар часть 1

Чистопрудный бульвар выходит на площадь Покровских ворот. Первое, что вспоминается - это к/ф «Покровские ворота», который очень точно передает атмосферу быта середины прошлого столетия. Давайте пройдемся по Покровскому бульвару, получившему свое название по воротам Белого города.

Стена Белого города проходила по территории дома 16 по ул. Покровка, а башня с воротами стояла прямо на дороге, между домами 16 и 17.
По проезду внутри Белого города уже в начале XVII в. находились дворы, сады и огороды поселившихся в Москве выходцев из Украины до соединения ее с Россией - «хохлов». Несколько отступя в глубь квартала стоит их церковь — Троицы в Хохловке. А дальше к югу, вблизи церкви Трех святителей, стояли дворы «разных чинов» московских людей. В XVIII в. по проезду Белого города были уже дворы более или менее знатных дворян с обширными садами, но почти исключительно с деревянной застройкой. На проезд выходили заборы, деревянные избы, конюшни и лишь кое-где, да и то боком, барские хоромы.

Во второй половине XVIII в. здесь жили М. Д. и С Д. Кантемиры, сестра и брат поэта-сатирика А. Д. Кантемира. Затем шли дворы генерал-лейтенанта Шипова, майорши Мосоловой, поручицы Еропкиной, живописца Сергея Горяинова, княгини Щербатовой и др. По другую сторону стены Белого города в XVI—XVII вв. были дворы «барашей» (царских шатерничих).

В 1716 г. у Покровских ворот было уже два ряда деревянных и каменных лавок, а на месте дворов «барашей» слояли дворы: ближнего стольника князя Ф. Ю. Ромодановского, известного «князя-кесаря» Петра I, гофмаршала Ф. А. Соловьева, дьяка Нефеда Кормилицына, подьячих и др., всего 17 дворов.
Когда стены Белого города были снесены, здесь должны были устроить бульвар, но освободившееся место заняли, с разрешения полиции, разные люди. Так, например, в 1790 г. здесь находились: деревянная кузница частного пристава Митькова, каменная кузница купчихи Андроновой, ее же двор и харчевня, двор Златоустовского монастыря, деревянные лавки дворянина Титова и мещанки Филипповой.

В 1793 г. у Покровских ворот стояли каменные и деревянные ряды лавок, затем большею частью дворы чиновников (Митькова, Новосильцева и др.). Дворы имели при себе обширные сады с плодовыми деревьями, кустарниками и цветами, «что делало ту местность отрадною для глаз, а воздух — чистым, приятным и здоровым, так что никто и не помышлял расставаться в летнее время со своими домами и отправляться на «дачи» (из записок современника).

Вход на бульвар закрыт торцовым домом, в котором помещалась одна из гостиниц, построенных у бывших ворот Белого города повелением Павла I. Дом этот, постройки 1801—1802 годов, довольно хорошо сохранился, недостает лишь угловой части, на месте которой в 1965 году появился стеклянный павильон кафе.

На другом углу этого же дома с 1913 по 1969 год помещался известный всей округе кинотеатр “Аврора”, до 1930 года носивший сентиментальное название “Волшебные грезы”.

Эти два строения 16 и 18, вместе, составляли небольшой квартал, который начал формироваться в 1770-х годах после сноса стены Белого города и башни Покровских ворот.

Застройка в северной части этих владений, на углу Покровки, появилась в конце 18 века. Вероятно, в ней использована древняя каменная “палатка”, когда-то примыкавшая к башне ворот и ремонтировавшаяся уже после сноса последней. Еще в 1767 г. купчиха Андронова построила здесь каменную харчевню, позже исчезнувшую. В 1770-х годах она скупила всю территорию владения, построила кузницу, навесы для экипажей и организовала постоялый двор.

Появившийся в 1798 году указ Павла I строить гостиницы у ворот Белого города на месте снесенных стен активизировал строительство и расширение зданий, стоящих по периметру владения.

Между 1803-1806 годах на Покровке был выстроен главный корпус дома 18, сомкнувшийся с соседним домом 16. Возможно, они оба получили единое архитектурное оформление. В 1850 и 1872 годах фасады обоих зданий были переделаны. Чрезвычайно изящными на таком простом доме выглядят выходящие на Покровку наличники окон второго этажа.

Площадка за бывшими гостиницами занята сейчас стоянкой автомашин. На ней несколько раз пытались начать строительство, но все опять возвращалось к стоянке.

Внутренний проезд Покровского бульвара начинается у Покровских ворот с домовладения № 2/14.

Это целый конгломерат строений XVIII—XIX веков, часть которых пережила пожар 1812 года.

Угловой и дворовый корпуса уцелели с конца XVIII века, хотя и в измененном виде.

Вырос и новый корпус.

В 1907 году участок со всеми строениями покупают владельцы колокольного завода и магазинов церковной утвари Оловянишниковы, которые помимо переделки здания, выходящего на проезд, предпринимают постройку шестиэтажного доходного дома № 4 (1913 г., архитектор С. Ф. Воскресенский).

Одну из его квартир занимал известный русско-литовский поэт Юргис Балтрушайтис (1873—1944), женатый на дочери владельца. После пожара 1996 года здание достраивается еще двумя этажами.

В советское время это здание стало первым, где начали выделять офисы для иностранцев. Клиентами комплекса в 70-е годы стали такие известные корпорации, как «Катерпиллер», «Ай Би Эм», «Хьюлетт Паккард», «Креди Лионэ», «Алкатель», а также Франко-Советская торговая палата.

Под карнизом дома имеется несколько интересных масок. На углу - дата постройки - MCMXIII (1913).

Земли за Хохловским переулком с середины 19 века принадлежали купцам Медынцевым.

Дом № 6 построен ими в 1878 году под жилые помещения

А дом № 8 — в 1883 году, под учебное заведение и квартиры. В нем открылась женская гимназия О. А. Виноградской. На дочери Н. С. Медынцева красавице Людмиле в 1895 году женился художник-передвижник А. С. Степанов. В их квартире (дом № 8, квартира 8) часто собирались московские художники—И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Е. Архипов, К. А. Коровин, С. Ю. Жуковский и другие.

В 1910 году для расширившейся гимназии рядом было построено новое большое здание (архитектор Д. Д. Зверев).

В гимназии преподавали П. П. Блонский и Н. Т. Зерчанинов — впоследствии видные советские педагоги, хормейстер У. И. Авранек — в дальнейшем народный артист СССР, историк К. В. Сивков. Здесь находилась мастерская художника А. С. Степанова.

После революции гимназия была преобразована, в советскую среднюю школу. В 1940 году здесь разместилось ремесленное училище, после войны — Министерство вкусовой (с 1948 г.— пищевой) промышленности, затем издательство “Советская энциклопедия” и главная редакция БСЭ.

Тенистый и уютный садик площадью 2 гектара, расположенный за домом № 8, существует уже не одно столетие: некогда он принадлежал Межевой канцелярии, образованной в 1754 году и ведавшей делами о межах — границах землевладений по всей России.

Сюда за выписками из древних писцовых грамот тянулись помещики, отсюда в дальние края разъезжались чиновники, чтобы проследить, насколько точно сохранены установленные встарь границы земельных участков. Бывшее здание канцелярии до сих пор видно из-за забора в. правой части сада. Долгие годы сад был закрытым для публики, войти в него можно было только через двор канцелярии (Хохловский переулок, 7).

В 1932 году сад был передан Всекопромсовету и стал публичным, получив имя советского партийного и государственного деятеля В. П. Милютина; для входа в него с бульвара сделали ворота.

Здесь устраивались танцы, массовые игры, театральные спектакли и киносеансы. В 1936 году сад отдали детям, и с тех пор он действует как районный детский парк, любимая детворой “Милютинка” — так называют его местные жители.

Далее, за решетчатой оградой домом № 12, напоминает одряхлевшее дворянское гнездо из какого-нибудь произведения Тургенева или Бунина. В 1834 году он принадлежал гвардии капитану Д. П. Горихвостову и красовался четырехколонным портиком. Вскоре дом перешел в купеческое владение, портик исчез, справа и слева появились пристройки, затем фигурный мезонин.

Последней владелицей дома была Юлия Крестовникова — родная сестра известного Саввы Морозова, друга Горького и Баумана, вышедшая замуж за фабриканта Крестовникова.

Кстати, Морозовым принадлежали почти все земли и дома по ближнему Большому Трехсвятительскому переулку — ныне Большому Вузовскому. Вид переулка 1890-х годов запечатлен на известной картине В. Е. Маковского “Ночлежный дом”.

На другом углу этого же переулка — большой доходный дом стиля неоампир, построенный по заказу все той же Ю. Т. Крестовниковой в 1913 году (архитектор И. А. Герман).

Рядом, под № 14, белокирпичный дом с длинными балконами, выстроенный ВСНХ в 1930 году (архитектор В. С. Мартынович). В 1937— 1941 годах здесь жил и работал ученик И. Е. Репина художник В. Н. Пчелин, известный своими историко-революционными полотнами. В 1964 году в его квартире открыт музей.

В предвоенные годы в квартире № 62 жила поэтесса Марина Цветаева.

Следующие дома под номером 16 и 18 являются примерами архитектуры конца XIX — начала XX века. К сожалению, никакой информации найти о них найти не удалось, поэтому предлагаю вам просто посмотреть на фотографии.

Дом №16

Дом №18

Одноэтажный флигель

Замыкает бульвар дом № 18/15, выходящий в Подколокольный переулок, который является главный домом старой усадьбы (построен в конце XVIII века, но сохранил сводчатые палаты допетровских времен).

Дом этот, выгоревший в 1812 году, к 1817 году был восстал новлен; тогда же во дворе новые владельцы — Карзинкины пристроили вплотную к главному корпусу двухэтажный каменный флигель. Карзинкины принадлежали к просвещенным кругам московского купечества. В 1850-х годах у них устраивались литературно-музыкальные вечера. “По роскоши и разнообразию вечера у Карзинкина заслуживают особенного внимания,— писал в своих мемуарах скрипач В. В. Безекирский,— У него часто можно было встречать А. Н. Островского, иногда читавшего отрывки из своих произведений, и А. И. Дюбека, исключительно исполнявшего моцартовские квартеты”. В любительском спектакле здесь выступал в 1884 году К. С. Алексеев — будущий народный артист СССР К. С. Станиславский. Артистические традиции дома оживились с 1913 года, когда сюда переселился писатель Н. Д. Телешов, женатый на дочери старика Карзинкина — художнице Елене Андреевне.

В соседнем корпусе — № 16/10 жил ее брат Александр Андреевич, увлекавшийся балетом и живописью и женившийся на прима-балерине Большого театра Аделаиде Джури.

Н. Д. Телешов жил здесь до самой смерти в 1957 году.

Вправо, к Солянке, убегает Подколокольный переулок, в середине которого находилась одна из ужасающих трущоб старой Москвы — так называемый Хитров рынок.

До 1990 года сад дома № 18, бывший Карзинкиных, со стороны переулка ограждала металлическая сетчатая решетка. Именно такая ограда окаймляла многие десятилетия, до 1947—1948 годов, все Бульварное кольцо, пока не была заменена нынешней, чугунной. Когда реконструировали Покровский бульвар, часть старой ограды перенесли к карзинкинскому саду, теперь эта реликвия исчезла.

Скромный и неброский, бульвар вместе с тем таит в себе очарование старины и романтики.

А в следующий раз мы пройдемся по четной стороне Покровского бульвара.

Информация о Покровском бульваре в основном была взята с сайта http://pokrovka.narod.ru и книги Федосюк Ю. «Москва в кольце Садовых», с этого же сайта.

Продолжение следует….

Материал взят с сайта bimka-bur.livejournal.com (запись от 18 февраля 2006 года)

Места использования:
П
[Главная] [Карта сайта] [pokrovka@narod.ru]