Воскресная прогулка от Маросейки до Солянки ч.4

Воскресная прогулка от Маросейки до Солянки ч.4

И так, продолжаем прогулку по Старосадскому переулку

По левую сторону, сразу за владением №5 находится владения (№ 7), часть его в XVIII в. была усадьбой генерал-поручика В. И. Лопухина и перешла к его сыну, публицисту и государственному деятелю И. В. Лопухину. Большой двухэтажный каменный дом Лопухина стоял далеко от улицы, примерно посередине участка. В 1812 г. он обгорел и через пять лет был куплен для лютеранской Петропавловской церкви. Бывшие тогда в Москве прусский король Фридрих Вильгельм III, кронпринц, а также герцог Мекленбург-Стрелиц положили закладные камни в июле 1818 г.; в следующем году бывший дворянский особняк был переделан, и в церкви началась служба (освящение состоялось 18 августа 1819 г.). В ней в мае 1843 г. выступил Ф. Лист с благотворительным концертом и "доставил обильный сбор" для сирот, воспитывавшихся лютеранским приходом. Это было единственное публичное выступление знаменитого пианиста с игрой на органе. Церковь была переполнена, в ней находилось более 1000 человек, по словам современника, "он очень сильно подействовал на нервы слушателей; некоторые дамы плакали, другие - нюхали эфир". В 1862 г. старинное здание было переделано по проекту архитектора А. А. Мейнтардта с применением готических деталей.

На месте старого здания церкви в 1903 г. начали строить новое по проекту архитектора В. А. Коссова и закончили его в 1905 г.

Это одно из немногих московских сооружений, в котором имитируются формы готического стиля.

Еще до недавнего времени издалека был виден высокий шпиль, венчавший здание, и под ним башенные куранты. Зал славился своей акустикой, и в нем впервые были исполнены рахманиновские "Колокола". "Оркестр Кусевицкого, большой хор, солисты долго готовили эту премьеру, - писал очевидец, - эмоциональное ее воздействие на аудиторию было сильным, незабываемым... Необычность обстановки способствовала усилению впечатления". Осенью и зимой 1918 г. здесь под управлением В. И. Сука и с участием А. В. Неждановой исполнялся "Реквием" Моцарта.

В 1930-х гг. в зале бывшей церкви устраивались органные концерты, в 1936 г. арестовали пастора и церковный совет, и тут обосновался кинотеатр "Арктика"; потом здание было занято студией "Диафильм". Сейчас церковь на реконструкции.

Справа от него неподалеку стоит часовня, построенная по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, где 24 октября 1993 г. возобновились религиозные службы,

а слева - дом для служителей, переделанный из более старого (1879, архитектор А. Е. Вебер). В нем находилось училище при церкви, известное в Москве, как писал современник, "по педагогической выдержанности, от которой в восторге не одни немцы, а и православные москвичи". Для женского отделения училища в 1892 г. было построено (архитектор В. А. Коссов) большое краснокирпичное здание, хорошо видное с Колпачного переулка - в нем помещалась средняя школа.

Еще во дворе этой церкви я увидела явно древнюю постройку, находившуюся в жутком состоянии. Что это такое я расскажу позже, когда речь дойдет до Колпачного переулка. Только немножко вас поинтригую небольшой фотографией:

Следующее за церковным двором дом № 9.

Как пишет Романюк: « известное всем исследователям истории Москвы, любимая "историчка" - Государственная публичная историческая библиотека Российской Федерации. Основой ее фондов явилась библиотека, собранная историком и археологом А. Д. Чертковым в начале XIX в., в ней также находится и несколько знаменитых книжных собраний прошлого столетия - князя А. И. Барятинского, состоящее из шести разных библиотек, приобретенных князем в разное время - археолога П. М. Строева, востоковеда А. И. Гульянова, этнографа А. Ф. Гильфердинга и других; библиотека московского коллекционера А. П. Бахрушина, в которой много книг по истории Москвы; знаменитого историка И. Е. Забелина; своеобразное собрание М. Д. Хмырова, не жалевшего средств на приобретение периодических изданий, которые он разрезал и подбирал по различным темам; библиотеки К. К. Герца (книги по искусствоведению), Н. И. Муравьева-Карского (по военному делу), А. А. Котляревского (по мифологии, этнографии), и многие другие. Фонд одной из самых богатых российских библиотек составляет более трех миллионов единиц хранения.

Здание, в котором работает библиотека, построено для мужской и женской школ Общества приказчиков в 1901 г. (архитектор Б. Н. Кожевников). В него включен и старый дом XVIII в., стоящий торцом к переулку. В конце XVII в. этим участком владеет "подьячий Померной избы" Яков Байбаков. В течение следующего столетия участок переходит из рук в руки, часто выгорает. В 1828 г. его владельцем становится "первостатейный" купец А. А. Куманин, женатый на старшей сестре матери Ф. М. Достоевского. Великий писатель неоднократно бывал в этом доме.»

Когда видишь здания библиотек в таком состоянии, как это, то хочется плакать и ругаться одновременно.

«По другую сторону стоит дом №8.

Вообще-то это два дома, но под одним номером, надстроенные в 1930-х гг. В составе правого дома - палаты XVII в., сохранившиеся в части его, выходящей во двор (напротив дворовой арки).» В арку я заходила, но ничего не увидела. Человек в этом разбирающийся, пожалуй увидел бы сразу.

«Фасад дома после пожара 1812 г. приобрел классические черты. Дом принадлежал И. Е. Салтыкову, брату русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, который часто останавливался здесь, приезжая в Москву.

Левое здание - "шикарный" купеческий особняк - было построено в 1878 г. архитектором К. В. Терским.

Другой известный писатель - Осип Мандельштам - также останавливался в этом переулке и тоже у брата: в середине 1920-х и начале 1930-х гг. он жил в одной из квартир на третьем этаже большого доходного дома № 10, выстроенного "покоем" в конце XIX в.»

В этом месте переулок резко спускается вниз и по левую сторону на холме открывается вид на совершенно чудную церковь «Владимирскую, "что в Старых садех". Впервые она упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 г., где говорится о новом дворе за городом у святого Владимира, который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной - "великим княженьем".

«В 1514 г. "князь велики Василий Иванович всеа Руси повеле заложить и сделати церкви каменые и кирпичные на Москве". Всего было заложено II церквей, "а всем тем церквем был мастер Алевиз Фрязин". Похоже на то, что от созданного Алевизом ничего не осталось - во второй половине XVII в. старую постройку разобрали и выстроили новую (южный придел - 1677 г., северный - 1689 г.), в некоторых своих частях во многом имитирующую старые формы. Колокольня была выстроена также заново на старом основании.

В советские времена церковь уцелела, видимо, только потому, что понадобилась всемогущему ведомству: 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство о закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви „т. н. Владимира", ее закрыть и передать ОПТУ".

С 1970г. началась реставрация. Храм постарались восстановить в том виде, в каком он был в XVII в. (кроме колокольни, которая осталась такой, как была перестроена в XVIII в.)

Колокольню восстановили в 1979г. В начале 1983г. восстановили основной храм и пятиглавие. В последнее время в церкви было хранилище книг Исторической библиотеки, а в 1991 г. в ней уже возобновились службы. К храму приписаны Иоанновский женский монастырь и храм прп. Елисаветы

Напротив храма, на улице Забенина,на склонах крутого холма, сбегающего к Солянке, господствует ансамбль Ивановского монастыря. Улица Забелина, до 1961 г. назвалась Большой Ивановский переулок, который получил свое название по монастырю.

Основан монастырь был, возможно, в 1530-х гг. Еленой Глинской в память рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. А впервые упоминается в исторических актах в 1604 году. Монастырь много раз горел и перестраивался, а после пожара 1812 г. был упразднен, соборная церковь Иоанна Предтечи обращена в приходскую, в кельях же поселились служащие Синодальной типографии.

В 1859 г. было позволено восстановить монастырь, на средства, завещанные подполковницей Е. А. Макаровой-Зубачевой. Ее душеприказчицей стала "яркий тип купеческого бабьего самодурства" М. А. Мазурина, и, как рассказывает бытописатель прошлого столетия, она начала свою деятельность с того, что "выгнала всех синодальных служащих и священника, сломала все прежние здания, вывела фундаменты для новых, построила великолепную каменную ограду вокруг всего монастыря, и дальше дело застопорилось. Она в течение более десятка лет упорно отказывалась от достройки монастыря, вероятно, потому, что по поверью, существующему среди московского купечества и духовенства, в новой церкви первым покойником должен быть храмоздатель. Умирать же ей не хотелось, и она не торопилась с окончанием постройки".

Только через двадцать лет строительство закончилось. Проект зданий монастыря принадлежал архитектору М. Д. Быковскому. Главный собор с его величественным куполом, на формы которого, возможно, оказал влияние купол собора Санта Мария дель Фиоре во Флоренции знаменитого Ф. Брунеллески, хорошо виден издали. Он также, как и его флорентийский прообраз, во многом определяет архитектурный пейзаж в этом уголке города.

Под монастырскими стенами издавна шумела ярмарка, собиравшаяся ежегодно 29 августа. В день памяти Иоанна Предтечи. Кондратьев пишет: «В этот день монахини и белицы выносили за ворота свои рукоделия, нитки, пряденую шерсть, кружева, чулки и проч. Все это они распродавали на ярмарке, которая впоследствии расширилась и существовала довольно долго….. В обширных зданиях возобновленного монастыря устроено училище для сирот женского пола и больница не только для сестер Ивановского монастыря. Но и для сестер других монастырей. В последнюю войну с Турцией в стенах Ивановского монастыря был открыт временный городской госпиталь для больных и раненых воинов.»

Здания монастыря неоднократно использовались как тюрьма. Здесь были заключены Мария Шуйская, жена злополучного царя Василия, Пелагея Михайловна, вторая жена царевича Ивана Ивановича, сюда же была прислана женщина, нареченная в монашестве Досифеей, - возможно, дочь Елизаветы Петровны княжна Августа Тараканова. Здесь же была заключена в темницу мучительница своих крепостных Салтычиха. Эту традицию продолжили большевики - почти сразу же после взятия власти они устроили в монастыре концлагерь.

эта фотография с сайта http://hram.codis.ru, так же как и старинные фото. За это отдельное спасибо co_lum_bus

Дальше мой путь лежал в горку по Хохловскому переулку. Продолжение следует.

Материал взят с сайта bimka-bur.livejournal.com (запись от 17 ноября 2005 года)