Воскресная прогулка от Маросейки до Солянки ч.6

Воскресная прогулка от Маросейки до Солянки ч.6

Развилка трех переулков: Большого Трехсвятительского, Хохловского и Подкопаевского привлекает к себе внимание.

На пригорке большой зеленый островок, а в глубине двухэтажное здание, с декором в псевдорусском стиле. Адрес этого строения Б. Трехсвятительский пер., 1.

Далее из Романюк: «Возможно, что в основе своей это здание весьма древнее. В 1772 г. участок принадлежал князю С. Д. Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия. Одна из последующих владельцев, бригадирша Д. Н. Лопухина, устроила здесь частное училище, считавшееся образцовым. В нем учился А. И. Дельвиг, двоюродный брат поэта Антона Дельвига и будущий строитель московского водопровода.

Позднее дом принадлежал знаменитому предпринимателю середины XIX в. "откупщицкому царю" В. А. Кокореву, разбогатевшему на питейных откупах. Он был одним из богатейших людей в России - состояние его оценивалось в 8 миллионов рублей. Дом в Трехсвятительском, как вспоминали современники, был им "куплен в развалинах, возобновлен самым безобразно-роскошным образом". Кокорев сдавал его под меблированные комнаты и гостиницу.

От него дом перешел к М. Ф. Морозовой, сын которой Сергей Тимофеевич, известный меценат, вложивший много труда и средств в становление музея кустарных изделий, был также и любителем-художником. На втором этаже небольшого двухэтажного домика во дворе у него была оборудована мастерская, а внизу находились жилые комнаты. Морозов почитал талант Исаака Ильича Левитана, которому и предоставил этот дом. С осени 1889 г. Левитан работал в нем, а потом и жил. По воспоминаниям, у дома росли большие кусты сирени, внизу находились жилые комнаты, пол в которых был затянут серым сукном, а наверху, куда вела витая лестница, - прекрасная светлая мастерская. В этом скромном домике им были написаны почти все лучшие картины, здесь он стал знаменитым, превратился в великого мастера пейзажа - некоторые художники считали даже, что после Левитана пейзажисты уже больше не нужны, он исчерпал все, что можно было сделать в русской пейзажной живописи. В этом же доме В. А. Серовым был написан известный портрет Левитана. У него в мастерской бывали многие художники, а также Шаляпин, Тимирязев и, конечно, А. П. Чехов. Последний раз он приехал сюда в мае 1900 г., а уже 22 июля Левитана не стало. Он тяжело болел, здоровье его было подорвано еще в молодости.

О Левитане как-то было сказано, что "он много мыслил и чувствовал, много работал и долго хворал - это была его жизнь". Печальная процессия 25 июля 1900 г. вышла из этого дома и направилась на Дорогомиловское кладбище. Левитана провожали его друзья - В. А. Серов, приехавший из-за границы, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, множество знакомых и почитателей.

Летом 1918 г. главный дом бывшей усадьбы превратился в штаб-квартиру левых эсеров. После провокационного убийства германского посла Мирбаха началось восстание левых эсеров против диктатуры большевиков. Здесь, в этом доме, обосновался отряд ВЧК под командованием левого эсера Попова. В отряде насчитывалось 800 человек, 8 орудий, 2 броневика и с десяток пулеметов. Эсерам удалось арестовать прибывшего для переговоров Дзержинского и еще нескольких руководителей. Туманным утром 7 июля 1918 г. части латышской дивизии под командованием И. И. Вацетиса начали наступление на главный опорный пункт в Большом Трехсвятительском переулке, где восставшие поставили орудия, обстреливавшие Кремль. Вскоре все было кончено - эсеры бежали из дома, и заложников освободили.»

О том, что сейчас происходит с этим домом уже было рассказано на сайте http://www.moskva.kotoroy.net/story.php?id=135 : «С 1920-х и до конца века в бывшем дворце располагался детский сад. Большая часть интерьерной роскоши, а также чугунная терраса паркового фасада, за это время были утрачены. Дело довершила реконструкция 2002 года. К тому моменту, когда на объект пришли исследователи, чьей задачей было выявить ценные элементы интерьера, дом изнутри был полностью ободран, вынуты перекрытия, частично разобраны старые стены. Сохранялись лишь белокаменные порталы вестибюлей и парадная чугунная лестница 1861 года, которая была выкрашена бронзовой краской и оттого смотрелась особо внушительно. В искусствоведческом заключении о ней было сказано: «представляет большую художественную ценность».

Вскоре после представления заказчику означенного заключения в неизвестном направлении исчезли и порталы, и лестница… Сейчас внутри дома от старины остались лишь переложенные в 19 веке своды нижнего этажа, да скрытые под новой штукатуркой остатки барочных наличников. Рекомендации по реставрации фасадов выполнены не были – произведен лишь добросовестный ремонт. Левитановский флигель находится в полуаварийном состоянии. А парк, про который в заключении было сказано, что «важным аспектом является необходимость сохранения общественной доступности городского сквера» теперь закрыт. Половина его вырублена для обустройства подземной стоянки.» Говорят, что строительство стоянки завершили в этом году. Единственное, что можно еще увидеть, так это замечательные кованные решетки. Но будьте осторожны. Двое охранников, очень подозрительно смотрели на меня все время и их ноги постоянно хотели быть запечатлены в кадре.

Большой и Малый Трехсвятительский переулки получили свое название по церкви Трех Святителей "что в Кулишках", сохранившийся недалеко от сюда. В советские времена переулки носили названия Большой и Малый Вузовский - по располагавшемуся неподалёку (в Петроверигском пер.) Коммунистическому университету национальных меньшинств.

В этих переулках еще много всего интересного, но мой маршрут лежал дальше.

Между переулками в XVIII в. стояли деревянные хоромы, окруженные службами. От этой застройки сохранился лишь первый этаж небольшого здания (№ 2/1)в Большом Трехсвятительском переулке. В этом владении в 1850 - 1860-х гг. помещалась редакция журнала "Русский вестник", издаваемого М. Н. Катковым. В то время в нем сотрудничали С. Т. Аксаков, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой - цвет русской литературы. Здесь родилась одна из самых известных газет старой России - "Русские ведомости".

В 1870-х гг. участок переходит к предпринимателям Морозовым, застраивающим его складскими зданиями. При советской власти здесь находилось Центральное статистическое управление.

Там где Б. Трехсвятительский переулок выходит к Подкопаевкому стоит строение, в котором располагается детский сад, ещё не так давно относящегося к ЦК КПСС. Здесь воспитывали детей бывших партийных функционеров. А ещё в этом детском саду снимали фильм "Усатый нянь" с Сергеем Прохановым в главной роли. Здание значительно отреставрировали и перестроили.

Слева от детского сада тоже примечательное строение, но информации о нем я пока не нашла.

также как и о здании, расположенном на пригорке в М. Трехсвятительском пер. ,№5

Пройти мимо храма Трех Святителй что в Кулишках я не могла.

«Известна эта церковь с 1406 г., когда она была поставлена при загородной резиденции митрополитов. Рядом находились великокняжеские конюшни и храм тогда был во имя Флора и Лавра, лошадиных покровителей. После пожара 1547 г. конюшни эти перевели в Чертолье (ныне - район близ станции метро "Кропоткинская"), где позже был Колымажный двор, а церковь стала называться "что у старых конюшен". В 1669-74 гг. было построено нынешнее каменное здание церкви. Главный престол освятили во имя трёх святителей - Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Богослова, придел устроили во имя Флора и Лавра. Храм неоднократно перестраивался. Первоначально он имел нарядный кирпичный декор, который был стёсан в 1770-х гг. Здание с далеко выдвинутыми апсидами первого этажа было обновлено в 1901 г.

(фото с сайта http://hram.codis.ru)

В 1927-м церковь закрыли.» Но разрушать не стали, а сделали из неё жилой дом. Потом перенесли сюда один из филиалов студии "Диафильм". Реставрировать храм начали с 1970-х гг., а богослужения в нём возобновились в 1996-м. При храме сейчас имеется воскресная школа для детей, регентские курсы, школа православной семьи...

Я вернулась в Подкопаевский переулок, одна из достопримечательностей которого это палаты «Шуйских (№ 5).

Первоначально они были одноэтажными и лишь позднее надстроены двумя этажами. Это множество разновременных построек, из которых самая старая - середины XVII в. - находится с южной стороны (правой, если смотреть с улицы). В начале и в середине XVII в. палаты расширялись и достраивались, надстраивались антресоли. В интерьерах сохранились остатки убранства - двери, печи, паркетные полы.» Действительно ли это так, кто знает? Спустившись вниз к Подколокольному переулку, на углу слева можно увидеть церковь «Николы, "что в Подкопаеве".

Название этого урочища - Подкопаево, вероятнее всего, произошло от фамилии владельца двора поблизости, хотя есть и другие версии. По одной из них, некий злоумышленник сделал подкоп под церковь, забрался внутрь, взял икону в драгоценном окладе и полез обратно, думая вынести ее и нажиться. Но не тут-то было - всевышняя сила была настороже и завалила вора в сделанном им же подкопе. Вторая версия объясняет название также подкопом, но на этот раз сделанным не для преступных целей - здесь как будто находился карьер для добычи глины.

(фото с сайта http://hram.codis.ru)

В первый раз эта местность упоминается в летописи под 1493 г., когда Иван III переселился из Кремля после большого пожара: 28 июля загорелась от свечки Николопесковская церковь, и от нее занялся пожар - "воста буря велиа зело, и кинуло огонь... И многа тогда людем скорбь бысть: болши двоюсот человеко згорело людей, а животом безчисленно выгоре, а все то погоре единого полудня до ночи, а Летописец и старые люди сказывают: как Москва стала, таков пожар на Москве не бывал". Иван III поселился "у Николы у Подкопаева под конюшнею в крестьянских дворех".

Известно, что каменным здание церкви было уже в 1629 г., но, возможно, построено оно и ранее. Может бытъ, возведение ее связано со строительством здесь великокняжеского двора. Церковь несколько раз переделывали - в конце XVII - начале XVIII в. и в середине XVIII в., когда перестраивали трапезную и возводили колокольню. В результате пожара 1812 г. церковь сильно пострадала, и только в 1855 - 1858 гг. по проекту архитектора Н. И. Козловского ее восстановили (тогда заново выстроили трапезную) и передали для представительства Антиохийского патриархата.»

Шатровая часовенка по линии Подколокольного переулка стилизована под архитектуру XVII в. В церкви было два придела: Казанской иконы Божией матери и св. Дмитрия Ростовского. Здание стало значительной архитектурной доминантой района.

Сразу после 1917 г. церковь закрыли. Сломали кресты и главки на приделах и устроили из церкви жилое помещение. Возвращен церкви и вновь освящен в 1991 г. При храме действует воскресная школа для детей, правословная школа риторики для взрослых, ведется воспитательно- просветительская работа в Таманской дивизии, открыта книжная торговля.

К моему большому сожалению, моя прогулка на этом завершилась. Пора было возвращаться домой к потерявшему меня и совсем оголодавшему мужу J)).

Я надеюсь, что это только начало, ведь в этом районе еще столько всего интересного! Надо только собраться силами и несмотря на погоду выйти из дома.

Материал взят с сайта bimka-bur.livejournal.com (запись от 22 ноября 2005 года)