Чистые пруды. Маросейка и Покровка

Чистые пруды. Маросейка и Покровка

Санкт-Петербурга приезжали на коронацию государи, сама столица переезжала по северо-западному направлению туда-обратно. Но так завелось с XVIII века. До этого главным направлением было северо-восточное.

От площади Ильинские Ворота берет начало улица Маросейка. Потом она называется Покровкой, после Садового кольца - Старой Басманной, потом - Спартаковской, потом - Бакунинской. Но, по сути, это одна и та же улица, один путь, в XVII веке называемый Покровским, потому что начинается он около Василия Блаженного, то бишь Покровского собора, идет мимо стоявшей до 1777 года на месте нынешнего дома N2 по Маросейке церкви Покрова и церковью Покрова же в Рубцове заканчивается. А Покров - особый праздник для православной России, которая в окружении враждебных конфессий видела себя таким градом Китежем, защищаемым Покровом Богородицы, заступницы всея Руси перед престолом Вседержителя. Покровский путь - царский путь. По нему в свое любимое Рубцово к цветникам с первыми, только что привезенными в Россию розами ездил Михаил Федорович. В свое любимое Измайлово, к прудам и зверинцу, ездил Алексей Михайлович. В свое любимое Преображенское, к военным потехам и девкам Немецкой слободы, ездил Петр Алексеевич. По нему в 1698 году везли на свиньях гроб боярина Ивана Михайловича Милославского, предводителя враждебной молодому Петру партии. Доставив в Преображенское, гроб поставили под плаху, где летели стрелецкие головы. В раскрытый гроб с эшафота лилась кровь последних ревнителей древнего порядка. Покровы были сорваны.

В 1893 году историк А.Д.Покровский (sic!) писал об этой улице как об отличающейся "и чрезвычайной густотой населения, и скученностью громадных построек, и необычайной даже для Москвы их нечистоплотностью и антисанитарностью". Скученная застройка в пожар 1812 года была спасена: дом N2 по Покровке занял маршал Мортье, военный губернатор Москвы, - так что на нынешних Покровке и Маросейке можно найти немало древних сооружений, спрятанных за лепниной позднейшего времени, вроде дома N17 по Маросейке, построенного еще Баженовым и занимаемого ныне посольством Беларуси. С 1793 года им владели Румянцевы: знаменитый П.А.Румянцев-Задунайский, гроза турок, забияка, матерщинник и, по слухам, внебрачный сын Петра Великого, и его сын - Н.П.Румянцев, коллекционер и библиофил, основатель публичного Румянцевского музея и современной Ленинской библиотеки. Напротив - одна из лучших построек Казакова, небольшая церковь Косьмы и Дамиана (1793-1803), в 1972 году приобретшая выигрышный фон, стеклянный многоэтажный параллелепипед. Чуть далее, на углу с Потаповским переулком, с 1697 до 1936 года стояла знаменитая на всю Москву громадная церковь Успения, построенная мастером Петром Потаповым, - предмет восхищения Баженова, равнявшего Успение в Котельниках с Василием Блаженным. От мастера осталось название переулка, от церкви же - скромный двухэтажный домик причта (Покровка, 5) и сквер, чьи тропинки имеют форму креста, внутреннего храмового пространства.

В Армянском переулке жили понятно кто - с XVIII века еще, когда здесь поселился выехавший из Персии с большим семейством, дальними родичами и слугами богатый армянин Л.Н.Лазарев. По его завещанию, в доме N2 было устроено в 1815 году училище для детей беднейших соплеменников, с 1848 года ставшее Институтом восточных языков. Теперь здесь - посольство Армении.

Материал взят с сайта nescafe.afisha.ru