Маросейка с Рустамом Рахматуллиным

вторник, 08-го сентября 2015

Елена Х: 29 июля - счастливый летний день! Прогулялась по Маросейке-Покровке с великолепным Рустамом Рахматуллиным, о чем исправно пишу отчет, кроме прочего и для закрепления материала. Прогулки с Рустамом - это не просто наблюдения за Москвой, за ее пульсом, и даже не только волшебная поэма в красках, имеющая несколько слоев канвы, а кроме всего прочего квест. Для Маросейки-Покровки Рустам определил такие темы поиска:

1. С заданиями определились, пора в путь!

2. Но для начала обернемся назад, на площадь Ильинских ворот, где ранее находилась величественная церковь Николы Большой Крест 1680х годов постройки, безжалостно уничтоженная в 1934г.

Вот она на гравюре Ф. Я. Алексеева "Вид церкви Никола Большой Крест на Ильинке"

3. Но Рустам уверяет нас, что ничто не пропадает бесследно! В здании Северного Страхового Общества мы видим отражение в странном неоклассическом преломлении церкви Николы Большой Крест, как в щите Персея: корпус купольной ротонды вместо башни, башня с часами вместо храма

3а. Так менялся вид на площадь Ильинских ворот

Но смотреть в ту сторону, назад - немного не наша тема.

Посмотрим вперед! И представим, как в стародавние времена из Ильинских ворот выходили две улицы, была развилка: первоначальная Ростовская дорога (Лучников пер, Златоустинский пер, Милютинский пер и вливается в Сретенку) и Покровская дорога (местный дублер Стромынской дороги по Мясницкой) в Юрьев-Польской и Суздаль.

4. Куда-то в ту сторону уходила дорога на Ростов

Признаться, такие ремарки насчет древних дорог - один из самых завараживающих пунктов прогулок для моего неокрепшего сознания. Пространство и время раздвигаются, воображаешь себя Апполинарием Васнецовым с кистью в руках и начинаешь мысленно рисовать древнюю Москву, лачужки вдоль пыльных дорог, отходящих от крепостных стен в разные концы света, скачущего во весь опор всадника на загнанной лошади, вылетающего с нарочным из ворот города...

Наша покровская дорога - царская дорога: от Покрова на Рву, через церковь Покрова в Рубцове, до храма Покрова в Измайлове, далее гаснет. А в Рубцове и в Измайлове - царские резиденции.

Главная улица Москвы незадолго до и Петра и недолго после Петра - Покровская дорога. Ее царственность отражалась в застройке крупными домами, палатами, парадными, аристократическими, которые переходили из рук в руки не по наследству, а через казну. А это основной признак статусности дома. Плюс есть важная ландшафтная особенность, когда есть терраса, а переулки с одной стороны круто спускаются. Благодаря таком ландшафту, открываются прекрасные виды как с улицы вдаль, так и издали на улицу, а высокие церкви, как Никола Большой Крест, так и Успения на Покровке, эту красоту подчеркивают своими вертикалями. Это к вопросу реконструкции в духе Ап.Васнецова.

Но название улица получила не от перечисленных храмов, а от церкви Покрова в Садех, в старых садах. Это был загородный комплекс, основанный в 1417г Василием I. В нем находился дворец, вокруг были просторные сады, а церковь была княжей. Так что мы гуляем в пределах старинных княжих садов, среди которых пролегала дорога.

Позднее дорога стала застраиваться, предположительно после опричного кризиса 1560е годы, когда Грозный поверстал в опричнину и земщину не только земли, но и фамилии. Земщина поехала из опричного клина в районе Арбата на свободные земли, а опричнина - наоборот, поехала на Арбат. Под земщину Грозный отдал старые царские сады, себя не забыв, определив новые сады с дворцом в районе Воронцова Поля.

Кроме того, здесь селилось множество иностранцев. По гипотезе москвоведа Г.И.Науменко иноземцы могли покупать только белые земли без тяглецов, потому они покупали земли именно здесь.

Участок церкви Покрова в Садех в конце 18в был приобретен для гражданской застройки, и церковь была, мягко выражаясь, упразднена. Никакого охранного законодательства тогда не было и быть не могло, и Архнадзора тоже не было... Об его отсутствии сегодня еще не раз придется вспомнить, увы. Ибо есть еще одна канва Маросейки, печальная... Это невосполнимые и ценные утраты.

5. А построили на этом участке в 1770х годах дом, который мы знаем как дом Разумовской. Заказчик строительства - модный архитектор К.И.Бланк, который совместно с другими, согласно веяниям моды, переходил от барокко к классицизму. Но владел домом он недолго. Дом перешел к Разумовским. Дом открывает, украшает улицу, является ее заставкой и метафизически местом церкви Покрова в Садех.

6. Дом Разумовской и церковь Николы в Кленниках напротив образуют пропилеи Покровки

7. Гравюра Алексеева "Ильинские ворота Китай-города и дом графа Разумовского", место не узнать, на ней знаком лишь дом

8. "...на переднем плане бастион петровский срытый, перед ним с измененным течением средневековый ров... все, что сохранилось - дом Разумовской".

В адресах оккупационной администрации это дом губернатора, маршала Мортье. Покровский радиус не горел в силу разных причин, потому был использован французами для собственного размещения. Маршал, весьма интересный человек, должен был выйти последним с арьергардом, минируя и взрывая все после себя.

9. Дом вошел в альбомы Казакова, но его не узнать

10. Напротив церковь Николы в Кленниках или в Блинниках, урочищное определение, 17в.

Верхняя часть - нарышкинской архитектуры 17в. Колокольня сдержанно барочная 18в. Видим три строительных этапа - результат работы реставраторов

11. В 19в кирпичный фигурный декор был срублен. Церковь имела иной, совершенно неузнаваемый вид.

Четверик храма и четверик колокольни не параллельны. Здесь обнаруживаем нашу тему, - вероятно, красная линия улицы регулировалась.

В истории церкви главный эпизод - настоятельство отца Алексия Мечёва - популярного священника и духовника Серебряного века. Имел уникальный дар: во время Первой Мировой на вопрос, как молиться о пропавших без вести, спрашивал имя, молился, потом отвечал, за здравие или за упокой.

12. Далее по улице смотрим Доходный конторский дом И.Д.Сытина.

13. Смотрим на него, а видим то, что стояло на его месте.

Ибо еще одна непоправимая московская утрата начала 20в. Хотя прошло более ста лет, но совершенно в духе упомянутой утраты 18в, когда сломали для строительства гражданского дома церковь в Садех, и совершенно в духе середины 20в, когда ломали еще более варварски и безжалостно из идеологических соображений памятник, который в своем образе не нес вообще никакой идеологии (которую нес ХХС, например) - церковь Николы Большой Крест. Еще раз хочется вспомнить, что тогда не было Архнадзора, не было... а следовательно никакой надежды...

14. Прекрасный, почти не перестроенный дом дворцового типа, ничем не уступал невским дворцам, дом княгини Шаховской. Из альбомов Казакова. Флигели раннеклассические, а дом еще барочный - наблюдаем любопытный момент смены стиля.

В альбомах Казакова присутствует тяготение Петербурга. Казаков показывает равенство пышных богатых Покровки, Никитской и Тверской. Кроме того, характерно, что в альбомы он заносит дома вокруг своего дома близ Покровки. Именно таким М.Ф. Казаков видел этот дом каждый день, выходя на прогулку.

15. Спасоглинищевский переулок круто падает, улица лежит по террасе рельефа.

Такая крутизна позволяла воспринимать дом Шаховской и прочие дома очень издали, а днем богато застроенная сторона была более освещена, а правая строна имела менее представительную застройку, что составляет замечательную градостроительную систему.

16. А вот и первая деталь из квеста - вывеска Посудная лавка Дютфуа

17. Наконец-то подобрались к самой сути. Название Маросейка довольно позднее, происходит от Малороссийского подворья - гетманской резиденции 17в. Сами палаты тоже исчезли в 19 столетии, еще одна печаль, внешний вид их не вполне ясен. Но, Рустам утешает, зато они откликнулись в названии Маросейка, которая отделена от Покровки, в чем состоит одна из московских загадок

Кстати, нас еще и детское телевидение снимало =)

Участок подворья был огражден по периметру, палаты стояли внутри. Гетманская резиденция тут обосновалась со времени, когда Алексей Михайлович принял решение взять Левобережную Украину под руку. Возможно останавливался здесь и сам Мазепа!

18. Следующий дом сильно выходит за красную линию улицу, на 2,80. Проверено!

19. Имеет скучный ампирный фасад, но монументальный крупный величественный. Было казенное человеколюбивое учреждение. Опять печаль - был ликвидирован барочный фасад, который сейчас под ампирным гладким.

20. Картинка предыдущего фасада - 1707 года, один из первых архитектурных фасадных московских чертежей из альбома Бергольца, невероятного cобрания первых московских чертежей, до сих полностью не опубликованного.

Нет окон первого этажа, нет ничего кроме ворот, потому что стоит плечом к плечу к забору, с другой стороны до исчезнувшего переулка. Дом жестко занимает весь фронт своего квартала, для конца 17в - вопиющий западный европеизм, возможно, манифестация, стал сам себе оградой. Наблюдаем эволюцию типа жилья.

21.Заходим во двор и видим такое чудо!!!

Фрагмент 17в, здесь раскрытый, - единственная возможность раскрыть барокко. Точнее голландский маньеризм 17в., по одной из версий - это родина ни много, ни мало вездесущего в 17в нарышниского стиля.

Третий этаж, видимо, был деревянный, там имелись галереи.

22. Один из статусных домов, вошедший в краеведение как дом Нарышкина-Рагузинских, переходящих между владельцами через казну. Именно так барочно выглядела улица в конце 17в.

Романтическая версия датировки. Домовладение известно с первой половины 17в, им владел датский торговый резидент Давид Николае Рыц. Был настолько влиятельный, что даже не подвергся переселению в Немецкую Слободу Михаилом Романовым вместе в остальными иноземцами, осталось письмо-просьба, из него и знаем про некого Давида Рыца. К Ирине Михайловне, дочери царя Михаила должен был приехать принц датский, возможно, для него и был отстроен гигантский каменный дом, поражавший тогда москвичей. Принц из времен мушкетеров таки приехал, но поселился в Кремле, провел много дней и ночей в прениях о вере, остался тверд, православие не принял, потому брак остался невозможным.

В 18в появляется пастор Эрнст Глюк, руководитель переводческой школы для дипломатических нужд, которую утверждает Петр. Так что здесь родина и МГИМО, и ИнЯза. У Глюка в услужении находилась Марта Скавронская, будущая Екатерина I.

Учебное заведение быстро погорело. Дом был передан через казну С.В.Рагузинскому, советнику Петра по балканскому, турецкому вопросам. Рагузинский надстраивает третьим этажом, чертеж именно его времени. Забавный момент, что осталась переписка Рагузинского с Апраксиным, где они обсуждают архитектурные вопросы, т.к. они пользовались услугами одного итальянского архитектора.

Кроме того, Рагузинскому мы обязаны Пушкиным, т.к. именно он для Ф.А.Головина купил арапчонка Ганнибала.

Следующими владельцами были Кантемиры, середина 18в, Д.К. Кантемир - молдавский господарь, решил перейти под руку Москвы, Петр идет ему навстречу, в Прутском сражении с турками попадают в окружение, терпят поражение. Кантемир без земли с избранными людьми уходит в Россию, где как темурит занимает партерные места среди российской аристократии. У него есть дети. Этот дом переходит к сыну М.Д.Кантемиру, человеку эпохи барокко.

23. При нем был изменен фасад дома на барочный, каким мы его уже знаем в альбомах Казакова.

24. Узнаваемой осталась только арка.

А владелец в альбоме подписан уже следующий - фельдмаршал Н.В.Репнин, екатерининский орел. Победитель турок, глава дипломатии канонерок в Польше, диктовал Сейму условия, губернаторствовал на вновь присоединяемых землях, был "масон высокого градуса", что весьма озадачило великого краеведа А.В.Можаева. Когда вынужден был притихнуть, проводил здесь много времени. У него был родственник П.И.Репнин - предполагаемый отец Рокотова, Н.В.Репнин - последний из Репниных, спонсировал Рокотова.

Не случайно иногда называется Малороссийским подворьем, т.к. однажды, во времена глюковского посольского приказа, при многочисленной запорожской делегации ближайшее крыло было передано для размещения этой самой делегации. Осталась опись после ее отъезда. Чудесная опись! Просто погром! Сродне длинной описи в доме генерала Бенбоу в Англии, там где Джим Хоккинс из "Острова Сокровищ". Опись была составлена после посольства Петра с требованием компенсировать ему убытки от погрома. Так тут есть точно такая же опись после погрома, оставленного посольством запорожцев.

25. Обращаем внимание на мелкую барочную расстекловку.

Фасады со двора и из тупика можно раскрыть, особенно интересно было бы на барочное время Кантемира-Репнина.

Первостепенный московский памятник, но сейчас находится в подвешенном состоянии, дальнейшая судьба его не ясна, увы.

26. Маросейский тупик остался от переулка. По его ширине можно судить о былом межевании улиц.

Можно восстановить кантемировский фасад на стене. В нижних этажах и сейчас, зайдя в заведение, торгующее табаком, можно увидеть своды.

27. Часть бывшей улицы выведена в подворотню - процесс съедания улицы, что весьма интересно. Возможность передвигаться дворами так осталась до сих пор в память о старинной улице.

28. Любуемся перспективой улиц - старая Москва почти без изменений!!! Заповедная улица!!! Замыкается Церковью Николы в Кленниках, каждый излом улицы замыкался на храм. Вид в начало Маросейки.

29. Эстафета перспектив возникает. Вид в конец Маросейки

30. Перспектива Петроверигского переулка, как будто не хватает храма, видим конструктивистскую полуротонду, но для этого здания храм не ломали. Храм был чинно упразднен в 19 веке (опять тема утрат!), его посвящение осталось в названии переулка Вериги апостола Петра (опять тема преемственности!). В этом храме венчались Милославские.

Это часть огромного комплекса Общежитие коммунистического университета национальных меньшинств запада, тянется по проектируемой, нанесенной на генплан 1920х, новой дублирующей кольцевой улицы, продолжении Кузнецкого моста. А мы стоим на месте предполагаемого гигантского кольца. Далее ротонда держит угол с радиальным проектируемым дублером Маросейки-Покровки!!! Осуществлено не было!!! Что само по себе счастье! Так что гуляем по заповедной древней улице, которой могло и не быть...

31. Идем далее и снова видим сквозную тему деталей. Надпись фантастическая!

32. Содержит две информации:

- индексация по старой адресной системе: улица, квартал, номер квартала (современная нумерация (улица, дом) возникла в начале 20 века)

- "от постоя свободен" - уникальная табличка в Москве! означает, что хозяин дома сдал деньги на строительство казенных казарм и имеет права не пускать в дом на постой солдат. Строительство казарм в Москве началось только при Павле. "Представляете, как поздно!", - восклицает Рустам...

Деньги сдал, вероятнее всего, Н.П.Задунайский, сын графа П.А.Румянцева-Задунайского, а владельцами этого дома были именно они.

33.Нынешний фасад дома Румянцева - купеческая переделка-перелицовка

34. В альбомах Казакова дом был совершенно иным: классический, безордерной архитектуры.

Есть споры об авторстве, но планировку нижнего этажа считают баженовской, иначе говоря, масонской. Характерный признак - круги, избыточная кладка стен.

Дом строил полковник Хлебников, а Румянцев купил дом у сослуживца, метафизически, ибо дом оказался на перекрестке фамильных путей. Здесь Румянцев и умер, вслед за Екатериной II.

Н.П. Румянцев, сын, - основоположник Пушкинского музея, Ленинки в Пашковом доме, сторонник замирения с Наполеоном.

Ирония в том, что Наполеон распорядился с этим домом. Всплывает еще одна сквозная тема, ибо здание не горело, - это оккупационный муниципалитет, городовое управление, которое состояло, как сказали бы сказали в 20м веке, из коллаборационистов. Но Александр I был великодушен и всех простил, приняв во внимание, что эти люди пытались обеспечивать город хлебом, устраивать погорельцев, раненых и т.д.

Посольство Беларуси очень ценит здание, ибо Румянцев связан с Беларусью, одно из его имений в Гомеле.

35. Эклектическая переделка купца Грачева, по своему выразительная.

36. Напротив - церковь Козьмы и Демиана, 1791-1803гг, заказчиком был еще полковник Хлебников. Известна фамилия архитектора - Казаков, не известны имя-отчество. Все хотят считать, что это Матвей Федорович.

Вызвала многочисленные подражания, особенно на селе в разных губерниях. А образец перед нами. Большая трапезная, два предела, колокольня. Эффектно, все взято на круги.

Чистая обнаженная функция, почти нет украшений, декора, несколько цилиндров - ничего не напоминает? "Родина авангарда, прямой мостик к Мельникову!" - восклицает Рустам. Любопытное предположение.

"А еще чисто поэтически, художественно можно вообразить, что анфилада круговых комнат дома Румянцева - это форма, из которой отлита церковь Косьмы и Дамиана." О, как! Москва - это не только архитектура, но и поэзия!

37. Теперь смотрим на контраст, который к церкви подставили в советское время. Позднесоветский модернизм, манифестация.

А тут еще березы перекрывают архитектуры. Рустам уверяет, что деревьям не место на курдонерах. Церковь без фона гораздо красивее.

38. Снова тема красной улицы - дом 18 века выступает держит красную линию улицы 17в., т.к. выступает ровно на столько, на сколько остальные дома 17в. Тем самым наблюдаем древность в межах!

Замечаем, что Армянский - пологий, Старосадский - крутой. Наша тема! Улица на террасе.

Смотрим по направлению Старосадского и подключаем воображение. В 1407-17гг был построен где-то в райне Исторички государев дворец в садах и церковь Св.Владимира при нем.

39. Прошли Маросейку. Одна из гипотез странной границы этих улиц - в Средневековье на важных перекрестках ставили рогатки, аналоги шлагбаумов, в ночное время дружинники стояли, стерегли свои кварталы от лихих людей. Вероятно, такая рогатка была и здесь.

Замечено, что некоторые переулки строят дугу - древнюю границу посада за пределами Китай-города с воротами на месте древних решеток-загородок. Можно предположить, что такая древняя граница посада с воротами была и здесь.

40. Что такое Москва? Чтобы ответить, нужно обязательно зайти в подворотню.

41. Покровка, 1 - господский дом, центральная часть - ризолит была выше, боковые ризолиты пониже, с угловой барочной обработкой. Но произошло непоправимое, чудовищное: хозяева сняли штукатурку, первый этаж замазан цементной шубой, которая портит кладку, а под ней, вероятно, барочный декор середины 18в. Ждем раскрытие второго этажа и третьего.

К сожалению, удачной фотки сделать из заднего двора не получилось

Владельцы - Левашовы, Голицины, Хитрово. Известен как дом Левашевых - Хитрово (не с Хитровки).

42. В нижней части есть замечательные пространства, кирпичная кладка и лес колонн.

Только там в подъезде было темно, а вспышки у меня не было

Здесь некоторое время в детстве бегал Герцен.

43. Главный фасад с пилястровым портиком. Симпатичный дом с нешироким передним двором, застроенным купцами в торговых целях. Потому из застроенного двора и главный фасад сфотать сложно

44. Выглядит дом примерно так

45. Дом отступал красиво, ниже старше румянцевского. Верх румянцевского дома виден издалека, особенно когда Грачев украсил его музами.

46. Опять тема деталей - легендарная восстановленная на народные пожертвования вывеска на доме купца Карзинкина. Восстановлена реставрирована профессионально.

Дом № 1/6 на углу Покровки и Девяткина переулка был выстроен на рубеже ХVIII и ХIХ веков как флигель усадьбы генерала Левашова, главный дом которой расположен в глубине владения. В 1871 году новые владельцы здания – семья Карзинкиных – переделали фасады и устроили здесь чайный магазин. С 1911 года домом владел некто Иван Шинков, который сдал угловое помещение под пекарню. Видимо, тогда же магазин был облицован декоративной керамической плиткой европейского производства

47.В витрине маленькая краеведческая выставка

48. Деревья уже достигли высоты церкви Успения на Покровке.

49. Был национальный шедевр, снесен в 1934 году.

Остается только поставить точку. Но вспомним щит Персея. Приходится видеть церковь в таких отражениях.

Первым высказался Баженов на закладке кремлевского дворца, но спичрайтером был Сумароков, это их общее высказывание: "Храм Василия Блаженного прекрасен, но Церковь Успения на Покровке более прельстит очи человека, вкус имеющего".

Кваренги запечатлел этот храм на одном листе с домом Гагарина на Тверской, снесенным в 1910х годах. (Просто невозможно перечислять столько великих потерь за одну прогулку!..)

Далее легенда про Наполеона, но легенды идут в зачет! Что в каждом захваченном европейском городе есть церковь, которую он хотел на ладонях перенести в Париж. И что все жалкие средства тушения, оставшиеся от Растопчина, он поставил вокруг церкви Успения на Покровке.

Следующий - Достоевский (достоверный!), который никогда не проезжал здесь, а всегда следовал мимо церкви Успения пешком.

Следующий - Барановский, по легенде он запирался и здесь тоже, чтобы предотвратить снос. А снос не кагановический, а хрущевский, Хрущев был на московском обкоме.

Далее петербуржец Д.С.Лихачев, решивший заниматься древнерусской культурой, увидев в Москве Церковь Успения на Покровке.

Казалось бы, все потеряно...

Но однажды великий краевед А.В.Можаев сотоварищи шел мимо и решил зайти за домик причта, где осуществлялся дизайн-проект очередного "пищеварительного заведения". Зашли и там они вдруг увидели кусок лестницы, ограждение лестницы и части стены. Церковный домик имел общую стену с колокольней! Вот это фокус! И привет из 17в! Удалось остановить дизайн-проект, отправить хозяев и проектировщиков в Мосгорнаследие, проект принял реставрационный характер.

50. Сейчас можно в кафе увидеть основание колокольни и арку входа в нижнюю церковь,

51. доску с растительным нарышкинским орнаментом

52. марш с парапетом, обращенный к палатам Сверчкова.

Заключительный адрес - огромное владение, в котором предстоит найти главный дом. Рустам устроил настоящий квест!

53. Первое запоминаем: домик на 4 окна с кондиционерами выглядит, как вставка.

54. Высокая часть с мезонином, псевдобарочные эволюты. Пусть это будет рабочая версия главного дома.

55. Заходим во двор. Это не главный дом, это периметр, который заполняет линию огромного владения, когда владение переходит в купеческие руки.

Знаменитые московские галдарейки! Первый тип доходного дома до строительства многоэтажек рубежа 19-20 веков. Удивительное место. Именно это Москва. Точка.

56. Главный дом стоит в третьем ряду, но не ориентирован на Покровку. Пока это загадка. Дом в стиле екатерининского барокко, которое отличается от елизаветинского датировкой, дом середины 1760х годов.

Мы подошли к дому уже совсем поздно, благодаря зимнему времени. На фото уже почти ничего не видно, потому воспользуюсь интернетом.

Петр III позволил дворянам не служить, Екатерина подтвердила этот указ, и дворяне оттекали из Петербурга в деревенские имения и в Москву. И поэтому и в имениях, и в Москве много догоняющего барокко. Чем дальше от столицы, тем больше.

57. А классицизм тем временем прорастал через барокко. В краеведении дом известен как палаты Долгорукова

А.А. Долгоруков перестроил этот дом в 1760х, когда вернулся из каторги. А репрессирован он был с остальными Долгоруковыми за компанию после того, как Петр II умер в день свадьбы с княжной Долгоруковой, за подлог руки государя, чтобы престол перешел к невесте и потому что в Тайном совете выступали против воцарения Анны Иоанновны. А.А. Долгоруков - фигура трагическая. Был к подлогу не причастен по малости лет, а на дознании оговорил своих. Пришел в себя, вспорол себе живот, а по приговору ему урезали язык. Ужас!

И вот при Елизавете он возвращается, средства каким-то образом сохранились, он покупает имение в Москве на имя жены (как это знакомо нам в 21 веке!). Далее владели потомки Долгоруковых, прямые и косвенные.

58. Дом прекрасно отреставрирован, реставраторы проделали огромную работу. Ломаная крыша - это реставрация, но очень в стиле того времени.

59. Декор не был сбит, не был заменен по новым модам. Дом так и стоял барочным. В советское время было запустение и квартиры.

60. Центр дома, вход - каретный проезд. В дом въезжали!!! Затем поднимались по лестнице, вестибюль на втором этаже. Почему сделано так? Подражание западу, когда дома стоят на красной линии плечом к плечу, а войти можно только через арку? Или просто из практичности? Гипотез много, но неизвестно, какая верна. Но дом тем самым весьма оригинальный.

61. Было

62. Стало

63. Дом образует гармошку.

64. Стены не было, был дом в разрезе (пятки сводов, лестница, ниши для утвари)

Можно было сделать модернистский цилиндрический стеклянный колпак, через который было бы видно дом. Но пошли другим путем: спроецировали исчезнувший фасад на выдуманную стенку, на линию, которой не было, с придуманными окнами.

За водосточной стеной треугольный наличник. Это 17в, а центральный вестибюль пристроен в 18в.

65. Беленая часть с двумя наличниками - раскрытие 17в, владелец - стольник Луки Сафроновича Хитрово, более ничего неизвестно.

Вставка на Покровке с кондиционерами заполняет место выхода закрытого переулка. Фасад обращен к исчезнувшему переулку, который был продолжением Старосадского до Покровки. Имение образовано скупкой участков, один из домов смотрел в переулок, вокруг него все и строилось. Это объясняет непонятную на первый взгляд ориентацию фасада.

Флигель новодельный, это утрата.

66. Фасад в пилястрах. На него выведены два окошка. Вероятно первая половина 18в. Совершенно потрясающее зрелище! Именно зрелище, ибо дом очень неожиданный, пока его обходишь, меняется, как калейдоскоп.

Самый ранний известный фасад с пилястрами 1702г на Знаменке. Соответственно предполагаем, что это перестройка древних палат владельцами после Хитрово и до Долгорукова.

Самые известные из них А.Б.Бутурлин и К.Контакузин. Последний - фантастическая биография - византийская императорская фамилия, молдавская элита, пришел с Кантемиром, но позднее уехал в Венгрию. Интересная личность, как и первый, Бутурлин. Т.о. несколько десятилетий в начале 18в - время, когда могли появиться фасады в пилястрах. Самое позднее - при самом Долгоруковым.

Есть гипотеза Рустама о вероятной причине появления пилястр. Когда хозяин строит анфиладу, то все комнаты разного членения (на два, на три, на четыре окна). Если попытаться это обозначить на внешнем фасаде, то не будет регулярности, а, между тем, приходит Новое время и мода на европейскую регулярность, западничество. Чтобы добиться регулярности, надо или комнаты равными делать, или фасад никак не обозначать. Потому идут третьим путем - забивают каждый простенок пилястрой, чтобы скрыть внутреннее членение.

Интересный переходный момент к новому времени!

То что видели от 17в стоит, предположительно, на 16в, хотелось бы видеть здесь 16в! Но получить подлинную дату сложно.

Обнаружены документы про литовский двор на Покровке, двор для посланников Литвы. Посольство того времени - миссия, "сделал дело - уехал". Исключения делались для ближайших соседей: Литвы, Крыма, Швеции. Из дальних - Англии. Возможно, это он самый!

Аргумент в пользу этой романтической версии - низ ориентирован входом на кирху, обозначающую примерное место расположения старосадского дворца. А в 16в все дома должны были быть ориентированы на ближайший дворец государя.

Во времена оккупации 1812 года палаты - городской офис полиции. Из примечательного - показательный суд на русскими поджигателями, здесь был вынесен им приговор.

67. И в качестве бонуса иллюстрация Дарьи Толстиковой

68. И моделька для общего представления

69. Дошли до места, где улицу Покровку пересекала речка-Рачка, вытекающая из Чистого пруда, и делала грязь. Потому имеем Церковь Троицы на Грязях.

Здесь и заканчиваем наш маршрут по Покровке. В переулки мы не заходили, а смотрели лишь радиус.

Спасибо за внимание и огромная благодарность просветителю - Рустаму!

Материал взят с сайта moskva.kotoroy.net

П