Аннушка, Встретимся на Сретенке!

Аннушка, Встретимся на Сретенке!

За бульварами Большая Лубянка плавно перетекает в Сретенку. Она тянется на восемьсот метров по вершине Сретенского холма, где простирается Кучково поле.

Некогда, дорога в Ростов-Великий и Суздаль, к берегам Белого моря, в первый морской порт страны Архангельск - прошла над высоким берегом Неглинки. С нечетной, левой стороны улицы, крутого склона падают к реке семь переулков. С другой, их еще больше - девять.

Такой большой "свитой" переулков окружена Сретенка и по сей день. К тому же стоит отметить, что в Москве больше нет улиц, подобной этой, так мелко порезанной на кусочки домовладений. Сравниться не в силах даже Арбат, который, казалось бы, сплошь усеян переулками.

Однако коснемся предыстории. Улица Сретенка (Встретенская и Увстретенская) - получила свое название в 1395 году, когда по ней торжественно пронесли из Владимира в Москву для защиты от нашествия татар икону Владимирской богоматери. Икону встретили у ворот города, которые назвали затем Сретенскими. Татары по каким-то причинам не пошли на Москву, и народная молва широко разнесла по городам и селам весть об этом "чуде" иконы. У въезда в Москву был построен Сретенский монастырь с сохранившимся до наших дней собором XVII века.

Слобода печатников, пушкарей, да стрельцов
На Сретенке поселились слободой мастера первого московского Печатного двора, основанного Иваном Федоровым в царствование Ивана Грозного. Печатники построили в 1695 году слободской храм Успения в Печатниках, в самом начале Сретенки.
Мастера пушечного дела, жившие в середине улицы, обзавелись двумя храмами, Сергия и Спаса. В свою очередь, стрельцы, проживавшие неподалеку, возвели церковь Панкратия и большую церковь Троицы в Листах. Однако не многим храмам удалось дожить до наших дней.

Мы все разрушим, а затем?
Сергий в Пушкарях помянут летописью в XVI веке. Каменный храм освятили в 1684 году. Он считался главным храмом всех артиллерийских полков. Каждый год 1 августа, в день когда произошло крещение Руси, от него начинал шествие крестный ход, следовавший по Сретенке к Пушечному двору на Неглинной, где собирались толпы народа на праздник артиллерии. Пушкари палили из орудий на потеху москвичам.

Пятиглавый храм с шатровой колокольней стоял на углу Колокольникова и Б. Сергиевского переулков. На его месте - появилась школа. Ломали церковь, под предлогом строительства клуба для глухонемых.

Еще одна школа там, где был Спас Преображения в Пушкарях на Сретенке, 20, между Просвириным и Головиным переулками. И это был пятиглавый храм второй половины XVII века с колокольней середины XVIII века. Сломали его потому, что якобы жителям мешал колокольный звон, который как сказано в сфабрикованном заявлении, "нарушает отдых и покой трудящихся".
Церковь святого Панкратия возведена позднее других, при Петре Первом в 1701 году в начале Панкратьевского переулка. Называлась она по имени первого христианского епископа Сицилии, ученика апостола Петра, убитого язычниками около 60 года нашей эры. Для уничтожения этой церкви придумали другой предлог: якобы потребовалась земля "под рабочее строительство".

Безжалостные тридцатые
Самая большая потеря улицы и всей Москвы произошла на площади, куда выходит на Садовом кольце Сретенка. Здесь в начале царствования Петра Первого на месте обветшавших деревянных ворот Земляного города, воздвигли новые, не похожие на все другие. То были высокие в два яруса палаты с проездными арками и башней. Строили их в стиле московского, нарышкинского барокко, почитавшегося Львом Кирилловичем Нарышкиным, дядей царя по матери. Башню стали называть Сухаревской, как полк, охранявшей ворота.

Понадобилось это чудное здание не только для проезда через стены Земляного города, но и чтобы разместить в просторных палатах "Математическую и навигационную школу", основанную Петром.

Кстати, предполагают, что планы башни вычеричивал сам Петр Первый.
В 1925 году Сухареву башню основательно обновили. Нашли ей новое применение. И вдруг она стала поперек горла большевикам, вплотную занявшимся переустройством Москвы. После того, как взорвали соборы монастырей Кремля, храм Христа, пришла очередь и Сухаревской башни. Решением "правительства", то есть ЦК ВКП(б) башня была стера с лица земли ровно через десять лет после реставрации.

Испытанные временем
В начале Сретенки устояла колокольня и церковь Успения Богородицы в Печатниках. К ней в 1727 году пристроили придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1763 году появился придел Николая Чудотворца, перестроенный в 1902 году.

В храме, несмотря на грабеж и пожар 1812 года, сохранились древние иконы. В ризнице была обнаружена реликвия времен Христа, древняя еврейская монета - одни из тридцати сребреников, врученных Иуде. Нумизматы относили чеканку монеты ко времени римского императора Августа, современника Христа.

В конце Сретенки выжила, правда, утратив колокольню, церковь Троицы в Листах. Название свое она получила потому, что жившие поблизости печатники фабриковали кустарным способом лубки, примитивные картинки, пользовавшиеся большим спросом у народа. Как и гравюры они назывались листами. Ими торговцы увешивали ограду церкви, к которой пристало название - "в Листах".
Церковь являлась приходским храмом стрелецкого полка, разбившего войско Степана Разина, а затем доставившего атамана в Москву. За это царь Алексей Михайлович пожаловал стрельцам 150 тысяч кирпичей, из них сложены стены храма в 1661 году. Тогда к нему пристроили трапезную с приделом Покрова. Петр Первый "за поимание бунтовщика Федьки Щегловитова" дал стрельцам 700 рублей на ремонт храма.

В Москве советской обезглавленный храм взывал к людской милости, превращенный в бесформенный склад. Его возродили и вернули церкви в 1990 году с двумя принадлежавшими прежде зданиями.

На Сретенке не зевай!
Сретенка в целом сохранила облик второй половины XIX века. На ней всего один многоэтажный дом. Все остальные - двух-трехэтажные "дома с лавками". В каждом - на первом этаже торговали или занимались ремеслом.

"Гостиниц и меблированных комнат здесь чрезвычайно мало, но зато великое обилие всяких трактиров и кабаков средней и низшей пробы с органами и развеселыми девицами. Приезжему, собственно, здесь делать нечего, но если с целью купить что-нибудь недорого вы уже забрели сюда, то прижмите карманы покрепче". Так наставлял приезжих путеводитель по Москве 1884 года.

Пушкину и Лермонтову здесь делать было нечего. Они вряд ли вообще бывали когда-либо на Сретенке и в ее переулках. В "Памятных местах Москвы" Борис Сергеевич Земенков лишь раз упоминает Сретенку, где в доме №17 проживал автор памятника Ивану Федорову скульптор Волнухин. В этом же доме одно время квартировал Николай Рубинштейн и помещались музыкальные классы, кочевавшие по Москве, пока не появилась на Большой Никитской консерватория. Другие великие люди пока здесь не выявлены москвоведами.

Из больших поэтов косвенно упомянул Сретенку Владимир Маяковский в одном из ранних стихотворений "Из улицы в улицу", где фигурирует Сухарева башня. Под ней юный футурист проезжал на трамвае мимо церквей и колоколен.

Анна Киселевская


Материал взят с сайта 

www.i-line.ru