Архитектурные термины

Архитектурные термины

АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus высокий), жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме отдельные сооружения; в христианских храмах столы («престолы») для совершения таинства, в католических декоративные стенки. Алтарем называют также всю восточную часть храма, отделенную алтарной преградой, а в православных храмах с 14-15 вв. иконостасом.

АПСИДА, абсида (от греч. hapsis, род. п. hapsidos свод), выступ здания, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом. Апсиды появились в древнеримских базиликах. В христианских храмах апсида алтарный выступ.

АРКАТУРА (нем. Arkatur), ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений.

АТТИК (от греч. attikos аттический), стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.

ВОСЬМЕРИК, в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17-18 вв.) 8-угольное в плане сооружение или часть сооружения, нередко на 4-угольном основании («восьмерик на четверике»).

ЗАКОМАРА, в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; как правило, повторяет очертания расположенного за ней свода.

ИЗРАЗЦЫ (кафель), керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д. Могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые), неглазурованными (терракотовые). С обратной стороны имеют вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.

ИКОНОСТАС (от икона и греч. stasis место стояния), перегородка с иконами и резными дверями в православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера. Русский тип высокого иконостаса с рядами икон сложился в кон. 14 нач. 15 вв.

КАПИТЕЛЬ (от позднелат. capitellum головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры.

КИОТ (от греч. kibotos ящик),
1) в православии застекленный ящик или шкафчик для икон (божница).
2) В древних направлениях христианства витрина для размещения предметов религиозного поклонения.

КОКОШНИК, в архитектуре русских церквей 16-17 вв. полукруглая или килевидная фальшивая закомара, имеющая декоративное значение. Часто кокошники располагаются ярусами.

ЛОПАТКА (лизена) (нем. Lisene), в архитектуре плоский вертикальный выступ на стене здания.

ЛЮКАРНА (франц. lucarne), оконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. Люкарны, имеющие декоративное значение, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями и т. п.

МЕТОПЫ (греч., ед. ч. metope), прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.

НАРТЕКС (позднегреч. narthex), притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права присутствовать на богослужении.

НЕФ (корабль) (франц. nef, от лат. navis корабль), вытянутое помещение, часть интерьера (обычно базилики), ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

ОРДЕР архитектурный, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент). Классическая система ордеров сложилась в Др. Греции; основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский. Разновидность дорического ордера тосканский, коринфского и ионического композитный.

ПИЛЯСТРА, пилястр (итал. pilastro, от лат. pila столб), плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. Пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стены.

ПРИТВОР, то же, что нартекс.

ПОДЗОР, в русском домовом декоре декоративный элемент в виде резной доски, окаймляющей свесы кровли и отделяющей сруб от чердака. Украшение подзоров было разнообразным по сложности и технике исполнения. В большинстве регионов их покрывали простыми треугольными зарубками или ритмично чередующимися круглыми отверстиями. Наиболее интересны по совершенству композиции и сложности исполнения резные подзоры из Нижегородской губернии с рельефными изображениями львов, сиринов, русалок. С повсеместным распространением с середины 19 века. ажурной резьбы в домовом декоре стали широко использоваться подзоры с пропильным или накладным орнаментом разных форм. На домах в Архангельской и Олонецкой губерниях подзоры, как правило, не ставили.

ПОРТИК (от лат. porticus), галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном или аттиком.

ПРИДЕЛ, в православном храме небольшая бесстолпная пристройка со стороны южного или северного фасада, имеющая дополнительный алтарь для богослужений.

РОТОНДА (итал. rotonda, букв. круглая), круглая в плане постройка (храм, мавзолей, павильон, зал), обычно увенчанная куполом.

СКИТЫ (вероятно, от греч. Sketis название обители в Египте), кельи отшельников в отдалении от монастырей; небольшие монастыри. Общежития беглых старообрядцев в Поволжье, на севере, в Сибири.

ТИМПАН (греч. tympanon), в архитектуре внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т. д.

ТРИГЛИФ (греч. triglyphos), в архитектуре прямоугольная вертикальная каменная плита с продольными врезами. Чередуясь с метопами, триглифы составляют фриз дорического ордера.

ТРОМПЫ (франц. trompe), треугольные нишеобразные своды, применяемые в качестве переходных конструкций от квадратного в плане нижнего помещения к круглому или многоугольному в плане верхнему помещению, к куполу или его барабану.

ФРЕСКА (от итал. fresco свежий), живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей.

ФРИЗ (франц. frise),
1) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском иногда заполняется рельефами.
2) Декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы (наверху стены, на предмете, кайма на паркете или ковре и т. д.).

ФРОНТОН (франц. fronton), завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

ЧЕТВЕРИК, в русской и украинской архитектуре (преимущественно 17-18 вв.) 4-гранное в плане сооружение или его часть. В композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с 8-гранной частью («восьмерик на четверик»).

ШАТЕР, в архитектуре завершение построек (главным образом центрических) в форме высокой 4-гранной или многогранной пирамиды. В русском деревянном и каменном зодчестве шатры применялись в 16-18 вв.

ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos выбирающий), механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, художественных элементов и т. п.; в архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.)


Материал взят с сайта  www.infocoal.ru