Боткины - коммерсанты нового поколения

Боткины - коммерсанты нового поколения

Михаил ГАВЛИН

Интересы и окружение Василия Петровича Боткина - старшего сына известного чаеторговца Петра Кононовича Боткина - не могли не повлиять на судьбу его младших братьев. Многие из них прославились как крупные коллекционеры, покровители искусств, выдающиеся ученые и художественные деятели.

Второй сын П.К. Боткина - Николай Петрович (1813-1869) почти всю жизнь провел в путешествиях. В Риме он близко сошелся с Н.В.Гоголем и художником А.А. Ивановым. Особенно близкие отношения установились у Николая Петровича с Гоголем, который звал его «добрым малым». В 1840 г. Боткин буквально спас от смерти тяжело заболевшего писателя. Он нашел его в Вене страдающим от приступов жесточайшей лихорадки. Николай Петрович вывез Гоголя из гостиничных номеров, устроил у себя, выхаживал и потом поехал с ним в Рим. Смерть Николая Боткина была безвременной. Он погиб от несчастного случая в мае 1869 г. (в том же году, что и старший брат), в Будапеште, возвращаясь на родину из далекого путешествия по Египту, Палестине и Сирии.

После смерти отца старшие братья уже мало занимались семейным торговым делом. Василий Петрович был занят литературными трудами, надолго уезжал в Петербург и за границу, состояние его здоровья все ухудшалось. Николай Петрович также не занимался делами. Поэтому все большое и сложное предприятие Боткиных осталось на руках их младших братьев - Петра (1831-1907), ставшего главой фирмы, и Дмитрия. Между ними наметилась своеобразная специализация в ведении дел. Торговля и переговоры с покупателями находились всецело в руках Петра, ежедневно сидевшего в «амбаре», в Гостином дворе. Дмитрий же занимался главным образом кабинетной работой. Он был хозяином в «конторе», помещавшейся на Маросейке, в фамильном доме.

Глава фирмы

По воспоминаниям современников, Петр Петрович Боткин обладал незаурядным коммерческим талантом. Фирма под его руководством процветала и вскоре была преобразована в товарищество. Петр Боткин был ярким представителем московского купечества нового поколения. Он настолько сроднился с Москвой, что его нельзя было «вытащить из амбара». За границу он выезжал редко. В обществе совсем не бывал. Даже к ближайшим родственникам всегда только «заскакивал», никогда не оставаясь обедать. Отмечали его тонкий и саркастический ум. Петр Петрович был весьма энергичным старостой в церкви Успения на Покровке и одновременно церковным старостой Архангельского собора. Позднее он стал старостой в открывшемся храме Христа Спасителя.

Традиционная для купца глубокая религиозность сочеталась в нем с чертами абсолютно современными. Петр, к примеру, чуть ли не единственный из братьев не носил усы и бороду. Женат он был на Надежде Кондратьевне Шапошниковой. У них было три дочери: Анна, вышедшая замуж за купца Андреева и вскоре разведенная; Надежда - ее супругом был известный художник и коллекционер икон И.С. Остроухов; Вера, ставшая в 1887 г. женой Н.И. Гучкова, будущего московского городского головы и общественного деятеля, брата знаменитого А.И. Гучкова. Кстати, фамильный особняк Боткиных в Петроверигском был передан в приданое Анне, которая поселилась в нем вместе с мужем, занявшим должность директора товарищества чайной торговли «П. Боткин и сыновья».

С начала 80-х гг. Боткины параллельно с чайной торговлей занялись также сахарным делом. С этой целью в 1882 г. было приобретено имение «Таволжанка» в Курской губернии со старым сахарным заводом. В короткий срок, вложив крупные средства, Боткины модернизировали производство. Были прикуплены и арендованы дополнительные земли для устройства свекловичных плантаций. Налажено административное управление. В результате уже через несколько лет производительность завода увеличилась в два раза. Во времена расцвета дела на свекловичных плантациях работало до 10 тысяч человек, а завод вырабатывал ежегодно около 800 тыс. пудов сахара. За высокое качество продукции завод неоднократно награждался медалями: большой золотой - на Парижской выставке в 1889 г., бронзовыми - на Антверпенской (1885 г.) и Чикагской (1893 г.) всемирных выставках. Предприятие наращивало свою мощность и в дальнейшем. Однако основой благосостояния семьи Боткиных оставалась чайная фирма.

Потомственный почетный гражданин и любитель художеств

Дмитрий Петрович Боткин родился в Москве 12 сентября 1829 г. Образование он получил в образцовом по тем временам пансионе Эннеса, давшем ему прекрасное знание французского и немецкого языков. После его окончания он, как один из старших сыновей, был, согласно желанию отца, сразу же приставлен к семейному торговому делу. В 1862 г., уже будучи потомственным почетным гражданином и купцом 1-й гильдии, Дмитрий Петрович обзаводится собственной семьей и покидает родовое фамильное гнездо на Маросейке. Он вступает в брак с юной Софьей Сергеевной Мазуриной, происходившей из богатого купеческого рода владельцев Реутовской мануфактуры, внучкой московского городского головы А.А. Мазурина. Это были известные в Москве коллекционеры и любители художеств, состоявшие в родстве со многими не только купеческими, но и аристократическими семействами.

Гостеприимные супруги часто устраивали балы и маскарады, которые охотно посещались купеческой молодежью. Впрочем, это не мешало строгому соблюдению традиций православия. Не менее раза в год в их дом привозили чудотворные иконы Иверской Божией Матери и Спасителя из часовни около храма Василия Блаженного. Раз в год мать ездила на поклонение в Троицко-Сергиеву лавру.

Для самого Дмитрия Петровича искусство, собирание картин, стало главным делом жизни. В 1859 г. старший брат Василий подарил ему несколько полотен, которые и послужили началом галереи. К концу жизни Дмитрий Боткин слыл в Москве одним из известнейших собирателей и знатоков искусства. Дом на Покровке посещался (по особым разрешениям) наравне с московскими музеями. Основу коллекции составили произведения живописи француз-ской и немецкой школы. Одним из первых в России оценивший Курбе, Коро, Милле, Дмитрий Боткин далеко опередил академические вкусы своего времени.

После смерти первого председателя «Московского общества любителей художеств» (основанного в 1860-е гг.), известного археолога графа А.С. Уварова председателем общества был избран Д.П. Боткин, остававшийся в этой должности до своей кончины. Общество в 1870- 1880-е гг. регулярно устраивало выставки картин и произведений искусства, знакомило публику с новостями русской живописи, выпускало художественные издания. Дмитрий Петрович был также до самой смерти членом совета Московского училища живописи и ваяния, единственного в Москве.

Д.П. Боткин - став одним из ближайших друзей П.М. Третьякова, нередко помогал ему в подборе картин. К концу жизни имя Д.П. Боткина - коллекционера и художественного деятеля - приобрело настолько широкую известность, что Императорская Академия художеств в Петербурге избрала его почетным академиком. Умер он в один год со своей женой, в 1889 году.

Академик исторической живописи

Таким же стремлением к меценатству и собирательству, к активной профессиональной и общественной деятельности отличался и младший из братьев, Михаил Петрович (1839-1914). Он родился в Москве, первоначальное воспитание получил под руководством старшего брата, Василия Петровича, дома, а затем в гимназии. С детства обнаруживал способности к рисованию и в 1856 г. поступил в Академию художеств, где занимался живописью в мастерских профессоров Завьялова и известного академического художника Ф. Бруни. Уже через два года юный Боткин вышел из Академии, чтобы, следуя примеру старших братьев, продолжить образование за границей: в Германии, Франции, но главным образом в Италии. Здесь он сблизился со многими русскими художниками, и в особенности с Александром Ивановым, творчество которого почитал всю жизнь. Сильное влияние на молодого художника имели также советы старшего брата. Возвратившись в 1863 г. в Петербург, Михаил Петрович выставил в Академии две картины: «Вакханка с тамбурином» и «Плач на реках Вавилонских», за которые совет Академии присудил юному художнику звание академика исторической живописи.

Еще большее признание М.П. Боткин получил как крупный художественный деятель. Карьера его складывалась весьма успешно - молодой академик быстро продвигался по лестнице успеха, получая звания, чины, награды, должности. С.П. Дягилев шутя любил перечислять все 18 (!) должностей Михаила Петровича, занимавшего видное положение в Академии художеств (член совета), Археологической комиссии, в Обществе поощрения художеств и др. Он постоянно участвовал в различных комиссиях. Известна его деятельность в качестве распорядителя художественными отделами на Всероссийской промышленной выставке в Москве в 1882 г., участие в устройстве русского отдела на Международной промышленной выставке в Копенгагене. В 1882 г. Михаил Петрович назначается членом комиссии при министерстве Двора по реставрации придворного Благовещенского собора в Московском Кремле и, по сути, одним из главных руководителей реставрационных работ. С 1896 г. он - директор Музея Общества поощрения художеств в Петербурге. Кроме того, член германского археологического института в Риме и других иностранных обществ. Ему присвоили один из высших чинов в Российской империи - тайного советника.

М.П. Боткин был одним из виднейших коллекционеров и меценатов своего времени и самым известным из братьев в этой области. Он владел уникальной коллекцией произведений прикладного искусства: античного, византийского, древнерусского, готического и ренессансного. Она могла конкурировать с лучшими частными собраниями Европы. Михаил Петрович в течение примерно 50 лет собирал предметы художественной старины. Подолгу живя за границей, в особенности в Италии, во время своих многочисленных путешествий по Европе и миру он приобрел немало сокровищ. Были в собрании и редкие картины старинных мастеров: Пентуриккио, Боттичелли, Андреа Мантенья.

Еще одна отличительная особенность коллекции Михаила Петровича - огромное число работ А.А. Иванова. «Ивановское собрание» насчитывало более 100 картин и было настолько значительным, что вызывало зависть даже у таких собирателей, как Третьяков и Солдатенков. В 1880 году коллекционер на свои средства издает важнейшую для истории русского искусства книгу «А.А. Иванов. Его жизнь и переписка». По существу, это были первые монографии о гениальном русском художнике.

Уникальная коллекция Боткина располагалась в его петербургском доме на Николаевской набережной Васильевского острова, в нижнем этаже особняка, в пяти комнатах. Две из них были отданы произведениям А.А. Иванова. Коллекция была доступна для посещения - любой зритель мог свободно прийти в воскресенье и осмотреть собрание. В его доме, особенно широко открытом для молодежи, в студенческие годы бывали Александр Блок и Любовь Менделеева. Впоследствии коллекцию М.П. Боткина постигла участь многих других крупных художественных собраний России. Во время I мировой войны, уже после смерти Михаила Петровича, собрание этюдов Иванова было продано Русскому музею, сама коллекция сдана на хранение в Эрмитаж, византийские эмали упрятаны в сейф. После Октября 1917 г. все это было конфисковано государством.

Помимо художественной и коллекционерской деятельности, Михаил Петрович довольно активно занимался деятельностью финансово-промышленной, что давало ему значительные средства. Однако эта сторона его жизни менее известна. Есть сведения, что он возглавлял несколько российских торгово-промышленных обществ, был членом совета Петербургского Международного коммерческого банка от товарищества Ново-Таволжанского завода и т.д. Женитьба Боткина в 1879 г. на Екатерине Никитичне Солодовниковой из богатой купеческой семьи увеличила эти возможности. Михаил Петрович прожил долгую жизнь, скончавшись в 1914 г., перед I мировой войной.

Сестры Боткины

Нельзя не упомянуть и о судьбах пятерых дочерей Петра Кононовича Боткина. От первого брака родились Варвара и Александра. Старшая жила в Москве и была замужем за Федором Ястребцевым; вторая - за Вязгиным и жила в Петербурге. Мужья их, по-видимому, были из купеческого рода.

Старшая из дочерей от второго брака П.К. Боткина - Екатерина Петровна - в 1851 г. вышла замуж за известного в Москве фабриканта - старообрядца Ивана Васильевича Щукина. У них было многочисленное потомство - 11 детей (пять дочерей и шесть сыновей). Сыновья унаследовали от Боткиных страсть к искусству, стали известными коллекционерами и меценатами. Особенно прославили себя Сергей - создатель знаменитого собрания нового французского искусства и Петр, собравший редкостную коллекцию русской старины, переданную им затем в Исторический музей.

Через своих сестер, жен и дочерей Боткины были связаны родственными узами со многими не только купеческими, но и дворянскими семьями, с интеллигенцией Москвы и Петербурга. В 1857 г. еще одна из сестер Боткиных - Мария Петровна - выходит замуж за известного поэта Афанасия Фета (Шеншина) - помещика, владельца имения в Орловской губернии.

Супругом младшей дочери П.К. Боткина, Анны, был известный в Москве профессор, доктор медицины П.Л. Пикулин. В молодые годы он входил в состав кружка Т.Н. Грановского, дружил с А.И. Герценом, был на дружеской ноге с известными меценатами и коллекционерами, прежде всего с К.Т. Солдатенковым, со многими писателями, артистами, художниками. Собрания у Пикулина оставили значительный след в жизни литературной и художественной Москвы.

Торгово-промышленное дело Боткиных, центром которого была Москва, в то время процветало, просветительская деятельность была чрезвычайно широкой. А любовь Боткиных к коллекционированию и меценатству не угасала и в последующих поколениях.

 

"Московская промышленная газета" № 177. 
28 марта - 3 апреля 2002 года
www.mpg.ru