Храм

Храм

Основу древнерусского храма составляет крестово-купольная композиция, пришедшая из Византии. Прямоугольное в плане здание делится четырьмя столбами, образующими крест и поддерживающими своды. На главные столбы опирается барабан со световыми окнами, завершением которого служит купол.

Стены здания , соответственно разделению внутреннего пространства, делятся лопатками на три (иногда более) части - прясла, каждое из которых завершается закомарой. Восточная стена, где располагается алтарь, выдается вперед полукруглыми выступами - апсидами. Главный вход, портал которого декорирован резьбой или колоннами, располагается в западной части храма.

На протяжении времени архитектура и декоративное убранство храма, сохраняя в целом основную композицию, изменялись в зависимости от стилей и традиций.


Пилястр(а) - плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба; имеет те же части, что и колонна, и служит для членения плоскости стены.





Росписи (мозаики, фрески) христианского храма представляют собой продуманную, сложившуюся на протяжении столетий стройную систему.

В верхней части храма, на своде купола, обычно помещается изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) в окружении славящих его архангелов, серафимов и херувимов. Под сводом купола в простенках между окнами барабанов располагаются фигуры пророков или апостолов, кто, согласно учению, слышал глас Божий и распространил христианскую веру "до краев земли". На четырех парусах помещаются образы евангелистов Матфея и Иоанна - на востоке, Марка и Луки - на западе. На сводах храма и верхних ярусах стены чаще всего изображаются сцены земной жизни Христа и Богородицы, ниже - евангельские притчи и сцены из жития святых, еще ниже вселенские соборы как отражение жизни церкви. Нижний ярус нередко выстроен из одиночных фигур - святые отцы или святые князья, иноки, воины. Внизу, по периметру храма, проходит орнаментальный пояс.

Росписи восточной части являются самыми значимыми. В ранних храмах на открытых для обзора своде и стене апсиды, как правило, помещались образы Богоматери, Христа или сцена Евхаристии (свод), образы отцов церкви, сцены из Евангелия и др. (стена). С появлением высокого иконостаса часть композиций была перенесена в разные чины иконостаса.

Основной темой западной части храма является композиция Страшного суда.


 
Материал взят с сайта lesebuecher.pisem.net