У самых Покровских ворот

Кто из тех, которые хоть раз смотрели фильм "Покровские ворота", будь то по телевизору или на кассете, а то и просто на экране служебного ПК, не задавался вопросом - где ж конкретно стоял тот дом, где жил Костик? Да нет таких.

А кто из москвичей или командировочных, ежедневно бороздящих между Курским вокзалом и "Китай-городом", добирающихся порой аж до "Чистых прудов", или застрявших в пробке на бульваре, кто из томящихся в ожидании трамвая или троллейбуса на площади "Покровских ворот", кто может уверенно указать то место, где стояли эти самые ворота? Немногие.

И почему ворота Покровские, кто скажет? Разве что православные, да и то не все, а лишь самые продвинутые.

Что же это у нас - чего хватишься, того и нету? Да вот хоть самих этих ворот, или старого дома, где жил у тетки киногерой Меньшикова. Хотя вот этого дома уж точно, не только нет, но никогда и не было. Обидно такое узнать? Конечно, ведь известно, что фильм то - почти автобиографический. Но истина дороже, и вот что говорит о ней сценарист фильма Леонид Генрихович Зорин (издательство «Слово» недавно выпустило его книгу «Аукцион»):

Здесь стояли Покровские ворота

«Я переехал в Москву из южного города, как сказано в „Покровских воротах“, в сентябре 1948 года. Снял я проходную комнату в запущенной перенаселенной квартире в доме на Петровском бульваре. Там прошла (на удивление быстро) моя молодость, а в год своего 50-летия я вознамерился вновь пережить ее. В зимней заснеженной Малеевке написал „элегическую комедию“, в которой воскресил тот пчельник и всех, кто в нем тогда обитал. Я решительно ничего не придумывал, разве только что сдвинул время действия почти на десяток лет вперед и поселил своих героев „в непосредственной близости от Покровских ворот“ . Камуфляж был обязателен, так как в ту пору все еще были живы. Все же имел место и вымысел – мой Костик вместо реальной хозяйки обзавелся аристократической теткой. То было единственным отступлением от строгой, почти протокольной точности. »

Давно это было, и вот уже 13 января 2002 года на Чистопрудном бульваре проходит шоу "Покровским Воротам" - 20 лет. Логично, потому что многие сцены в фильме снимались именно здесь, но как это часто бывает - со всякими "киношными выкрутасами", подталкивающими к поиску, и приводящими к небольшим, но радостным открытиям. Вот, если вспомнить сцену на трамвайной остановке, то такой остановки, сколько себя помню, просто не существовало. То есть я знаю, что снималось это с южной стороны Чистого пруда, но возникал вопрос - откуда этот отрезок, по которому только в 90-х пустили трамвай-трактир "Аннушку". Почти как у Булгакова получается - нет ни на каких исторических картах трамвайного маршрута вокруг Патриарших прудов, а здесь тоже петля вокруг пруда, "Аннушка"... Только подсолнечного масла не хватает (а может быть сюда перенести тот примус, из-за которого весь сыр-бор на Патриках?). Оказывается, дело в том, что по Булгаковским местам ходил не пассажирский, а какой-то грузовой трамвай, а здесь, до середины 1960-х годов, оббегал Чистые пруды трамвай №1 с экзотическим маршрутом, проходившим по бульварам до Трубной, а потом огородами, огородами пробиравшийся к Войковской. Так вот, сцена снималась как раз там, где находилась конечная этого маршрута, но это происходило в 80-е, когда  действительно, никакой остановки там уже не было, просто обычный трамвай в этом месте не ходил, и снимать оказывалось удобно.

Кстати, еще о пропажах: где та калитка, у которой навернулся Берлиоз? И где стояли Покровские ворота? Оказывается, калитка в ограде Патриков существовала реально - примерно там, где сейчас желтеет кирпичем общественный туалет. Да и ворота в стене Белого города существовали, правда, к середине 18 века они обветшали, аборигены, как это водится, потихоньку растаскивали камни и кирпичи к себе в огороды. О последних годах Белого города широко известен в среде москвоведов фрагмент воспоминаний Е.П. Яньковой:

“В те времена, когда в Москве было несколько стен городских, понятно, что нужны были и ворота; потом стены обвалились, их сломали, а ворота оставили, и было очень странно видеть, что ни с того ни с сего вдруг смотришь, стоят на улице или на площади ворота; многие стали ветшать, их и велено было снести; это было в 1780-х годах. Теперь осталось на памяти одно только название”.

Но не будем томить, взглянем на карту 1776 года. Вот эта розовая полоска и есть стена Белого города, а невразумительный разрыв в ней (не путать с повреждением самой карты!) - те самые Покровские ворота. Что ж, план довольно точно отражает конструкцию - проход в башне по замыслу ее создателей (Федора Савельевича Коня в первую очередь) должен быть извилистым, чтобы легче было отстреливаться (ну, вы понимаете?).

В 1770—1780-х годах крепостные строения “за излишностию, ветхостию и неудобностию” разобрали и позже на их месте завели бульвары, образовавшие Бульварное кольцо. Площади перед проездными башнями по традиции сохранили название "Ворот". Виртуальных.

Грустно. Вот совсем недавно закрылся и одноименный ресторан "Покровские ворота", на его месте появилось более демократичное и окупаемое заведение "Дрова", окна которого выходят прямо туда, где когда- то стояла башня с воротами. Новое конечно лучше старого, да и в названии веселее, но надо дать слово и тем, кто был знаком с усопшим:
«Покровские Ворота» - это попытка воссоздать московский ресторан образца 1965 года, а то и раньше. В меру солидный, похожий на веранду в саду «Эрмитаж»: с фонтанами, фонарями и кружевными салфетками. Обещают все на свете: уху, рубец телячий, кашу гурьевскую. Гостей любят. Их старательно усаживают, зажигают свечи и приносят комплименты от шефа: холодный квас и теплый пирожок с луком. Стеснительный борщ появляется в компании агрессивных пампушек с чесноком. Борщ заправлен сухофруктами. Отсюда старомодный вкус и общая закомплексованность. Куриную котлету «Старомосковскую» сопровождают: клубника (1 шт.) с виноградом (2-3 шт.). Кисель со сливками и мороженым нравится дремучим консерваторам. «Покровские Ворота» созданы на фундаменте традиций. Старая гвардия найдет здесь свои песни, танцы, солянки и котлеты.

Напоследок, совсем о грустном, о скучном - о названии, которое происходит от Покровского великокняжеского монастыря, что был поставлен в 15 веке как сторож Покровки, тогда еще дороги Хомутовки (помнится, в Хомутовском тупике жил главный герой "Театрального романа", а само Хомутово поглощено ныне подмосковным городом городом Щелково:). Монастырь находился на месте современного дома 2 по Маросейке, там где ныне вход в метро "Китайгород". Маросейкой позднее стали звать первую половину улицы, а собственно Покровка теперь начинается дальше - у Армянского переулка, а заканчивается у Земляного города. После упразднения Покровского монастыря, его церковь Покрова в Садех стала приходской, однако в XVIII веке она почти лишилась прихожан и была снесена около 1778 года.

Но название то, название... Вот что пишут источники:

В начале Х века, в царствование Льва VI Философа, сарацины вторглись в пределы Греческой империи. Благочестивые греки, твердо помнившие, что от Заступниц Небесной всегда получали помощь, прибегали к Ней и в настоящей опасности в молитве и покаянии. Видимое знамение Ее милосердия подкрепило упование на Ее заступление. Во Влахарнском Константинопольском храме, где хранилась риза Богородицы, во время всенощного воскресного бдения Пречистая Дева явилась на воздухе молящеюся о мире, окруженною ликами ангелов, пророками и апостолами и осеняющею Своим покровом христиан. Не все присутствовавшие  сподобились этого видения; но святой Андрей Юродивый видел это чудо и спросил своего ученика, праведного Епифиния: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?» «Вижу, святый отче, и ужасаюся», - отвечал Епифаний. Жители Константинополя, услышав о сем чуде, исполнились радости и упования, что Бог по ходатайству Заступницы род христианского избавит их от бед, нанесенных вторжением неприятелей в их страну. Упование был не ложно: враги Церкви Христианской были вскоре побеждены и прогнаны. Это произошло в 911 г.; но по случаю многих смут в Греческой империи день Покрова не был внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Российской Церкви, которая с самого начала вверилась Покрову Богородицы. Праздник ежегодного воспоминания установлен на 1/14 октября – в тот день, когда было видение во Влахернской церкви св. Андрею.

На Руси празднование Покрова ввел Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова до сих пор сохраняется в следующих названиях:

 Кто не поленится, может проверить.

 

 

 

Hosted by uCoz