Модерн

Модерн

Покровка 19. Апрель 2002

Модерн — стиль в архитектуре конца XIX - начале XX вв., стремившийся противопоставить характерным для XIX в. эклектическим заимствованиям из художественного наследия прошлого целостное эстетическое мироощущение (создаваемое с помощью синтеза искусств и широкого применения новых материалов и конструкций).

Черты стиля модерн — тенденция к комплексному решению архитектурно-планировочных и декоративных задач (уделяется особое внимание оформлению интерьера), изысканные живописные эффекты, увлечение «текучими» формами, как бы воспроизводящими ритмы живой природы, преобладание растительных орнаментов (стилизованные лилии, ирисы, орхидеи) и т.д. — нашли в московском зодчестве этого периода интенсивное и своеобразное развитие, наиболее отчётливо проявившись в произведениях Шехтеля Ф.О.

Среди характерных московских построек в стиле модерн: старое здание МХАТа (Камергерский пер., д.3), бывший дом Рябушинского (Малая Никитская ул., д.6/2), Ярославский вокзал, гостиница «Метрополь» (1899-1903, архит. Валькот В.Ф.), издательство Сытина И.Д. (1904-1906, архитектор Эрихсон А.Э.; Тверская ул., д.18, левое здание), дома Миндовского (Поварская ул., д.44) и Исакова (Пречистенка ул., д.28) — оба начала 1900-х гг., архит. Кекушев Л.Н.

В рамках модерна, но как особая его разновидность развивался неорусский стиль — национально-романтическое течение, перерабатывавшее формы древнерусского и народного зодчества (церковь Марфо-Мариинской обители, 1908-12, архит. Щусев А.В.; здание Казанского вокзала и др.).