МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ – НАЧАЛО ПУТИ

Елена Шашенкова
 

Когда начинаешь собирать в бумажник собственные документы – паспорт, водительские права, карточки пенсионного фонда и медицинского страхования, ИНН, то невольно вспоминаешь старый детский мультфильм о козленке, который умел считать. Козленок все время упражнялся в счете, а окружающие, вдруг понимая, что их сосчитали без спроса, страшно сердились и хотели козленка поколотить. И не сдобровать бы бедолаге, да оказалось, что его умение имеет конкретную практическую ценность: в нужный момент он смог правильно сосчитать, что увлеченные погоней звери, набившись в маленький кораблик не потопят суденышко, чем и успокоил перепуганную публику. Козленка великодушно простили и даже попросили впредь для безопасного плавания корабля всегда пересчитывать пассажиров.

Мы, по большому счету, не в обиде на многочисленные ведомства, которыми мы многократно сосчитаны, но все же некоторое удивление вызывает обилие собственных идентификационных номеров и соответствующих свидетельств, получение которых, порой связано с довольно нудными хлопотами. Нет пока единой системы учета в стране, вероятно, это дело будущего. Отдаленного будущего…  Но - надо, так надо.

Сейчас же поговорим об одной из систем – автоматизированной информационной системе обязательного медицинского страхования города Москвы.

В Москве около 1000 лечебных учреждений, а каждый из нас является потенциальным или действительным пациентом хотя бы одного из них. Обычно после оказания медицинской помощи больница или поликлиника отправляет соответствующую информацию в Московский Фонд обязательного медицинского страхования, который принимает решение о выделении денежных средств, компенсирующих затраты медицинского учреждения на лечение. Информация включает идентификационные данные пациента – все москвичи имеют страховой полис – и данные о том, в связи с каким заболеванием были оказаны конкретные медицинские услуги.

Общий объем данных достаточно велик, поэтому создание автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования  (ОМС) городского уровня стало делом совершенно необходимым.  Поэтому с момента своего образования в 1993 году Московский фонд  ОМС начал проводить работы по информатизации как доходной так и расходной частей системы.

ЧАСТИ И ЦЕЛОЕ

Главной целью проекта, по словам заместителя руководителя МГФОМС по информатизации Юрия Петровича Бабака, является “повышение эффективности использования финансовых ресурсов системы обязательного медицинского страхования Москвы, а также качества медицинской помощи, оказываемой по программе ОМС”.  Для достижения поставленных целей Фонд разработал и утвердил ряд программ:

- программу создания автоматизированной системы МГФОМС (1994 -1997 гг.);
- прогрмму модернизации вычислительной техники и программного обеспечения лечебно-профилактических учреждений системы ОМС г. Москвы (1997-1998 гг.);
- программу создания единого информационного пространства московских лечебно-профилактических учреждений системы ОМС (1998-2000 гг.);
- программу развития автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования города (1998-2000 гг.);
- прогрммму защиты обработки, передачи и хранения информации в базах данных ОМС (1998-2000 гг.);
- программу обеспечения населения Москвы пластиковыми карточками медицинского страхования (1997-2000 гг.).

Четыре  из перечисленных выше пунктов включены в “Комплексную программу оптимизации деятельности Московской городской системы ОМС на 1998-2003 гг.”, разработанной и утвержденной в Правительстве Москвы.

ЧЕШСКАЯ МОДЕЛЬ

История московской системы началась за пределами России - в Чехии. Там автоматизированная система обязательного медицинского страхования была создана на 2 года раньше. В качестве системного интегратора для Чешской страховой компании выступила фирма Hewlett-Packard в содружестве с компанией “АвиКомп”.  С точки зрения законодательства и функции страхования чешская система практически полностью подходила Московскому фонду.  Поэтому Московский городской фонд ОМС в 1994 году подписал соглашение с компаниями «АвиКомп» и Hewlett-Packard на разработку аналогичной системы.  В этом же году началось создание автоматизированной системы для исполнительной директции МГФОМС. А в 1996 году “АвиКомп” продолжил работы по созданию системы обязательного медицинского страхования города Москвы. Был сделан регистр застрахованных, регистр налогоплательщиков. Далее сотрудничество “АвиКомп” и МГФОМС перешло на постоянную основу.

А Чешская медицина продолжает идти в авангарде технического прогресса: второй год в одной из областей страны отрабатывается пилотный проект по созданию и использованию электронной медицинской карты. В самое ближайшее время данная технология будет распространена на всю страну. Сегодня в Европе подобное решение имеется только во Франции.

О ДОХОДАХ И РАСХОДАХ

Как сказано выше, информационная система обязательного медицинского страхования (ОМС) города Москвы изначально состояла из двух основных подсистем – доходной и расходной.

Автоматизированная информационная подсистема доходов реализована как распределенная база данных о налогоплательщиках по территориальному принципу деления города Москвы. Во всех учетно-контрольных управлениях МГФОМС обработка информации о страховых взносах осуществлялась в локальных вычислительных сетях на 621 автоматизированном рабочем месте.

Подсистема обеспечивает автоматизированный режим регистрации налогоплательщиков, получения мемориальных ордеров на учетно-контрольное отделение, расчетов и получения актов проверок плательщика, как камеральных, так и документальных, а также разнесения банковских выписок.

Внедрение данной подсистемы обеспечивало проведение более углубленного анализа финансовых показателей плательщиков и усиливая контроль за просроченными задолженностями по уплате страховых взносов и финансовых санкций плательщиками-должниками. В результате взимания пени и штрафов доходная часть фонда порой увеличивалась на 10%. В общем же, по словам Юрия Петровича Бабака, внедрение подсистемы доходов позволяло увеличить собираемость страховых взносов на 25%.

Расходная подсистема создана для решения задач учета застрахованных, формирования страховых платежей, учета оказанной медицинской помощи каждому пациенту, формирования личных счетов на пациента, счетов-фактур.

Данная подсистема состоит из трех уровней. На первом уровне находится аппаратно-программный комплекс МГФОМС, осуществляющий формирование страховых платежей для страховых медицинских организаций, идентификацию пациентов при оказании им медицинской помощи. На этом уровне производятся также взаиморасчеты между страховыми медицинскими организациями и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования.

Второй уровень составляют аппаратно-программные комплексы девяти страховых медицинских организаций, выполняющие функции поддержки Сводных регистров застрахованных компаний, обработки счетов на пациентов, экспертизы оказанной медицинской помощи, формирования счетов для расчетов с другими страховыми медицинскими организациями, а также иногородних и неидентифицированных пациентов с МГФОМС.

Третий уровень системы состоит из аппаратно-программных комплексов 634 лечебно-профилактических учреждений, поддерживающих информационные технологии, созданные страховщиками по методологии и требованиям МГФОМС. Эти комплексы позволяют вести учет медицинской помощи, оказанной пациентам, поддерживать регистры пациентов, формировать персонифицированные счета-фактуры за оказанные медицинские услуги на оплату к страховым медицинским организациям.

Обмен информацией между аппаратно-программными комплексами МГФОМС, страховыми медицинскими отделами и лечебно-профилактическими учреждениями осуществлялся при помощи магнитных носителей, а также путем обмена бумажными документами. После начала опытной эксплуатации системы, обмен информацией между объектами, подключенными к корпоративной сети происходит и посредством внутренней электронной почты.

Внедрение подсистемы расходов обеспечило переход оплаты за оказанную медицинскую помощь на основе индивидуальных прейскурантов к оплате на основе единых тарифов. Это позволило создать медико-экономические стандарты на стационарную помощь и перейти от затратной системы оплаты к оплате на основе подушевого норматива.

АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС

АИС ОМС представляет собой крупную распределенную систему и состоит из следующих компонент: коммуникационной подсистемы, программно-аппаратных комплексов лечебно-профилактических учереждений и страховых медицинских организаций, программно-аппаратного комплекса центра нормативно-справочной информации, подсистемы управления АИС обязательного медицинского страхования и центра обработки информации Московского городского фонда ОМС.

Ядром автоматизированной информационной системы обязательного медицинского страхования является центр обработки информации. Он создан по кластерной технологии на базе IBM RS/6000 Enterprise Server S70 Advanced. В качестве системного ПО центрального сервера СУБД используется: IBM AIX 4/4.3. Сервер приложений IBM RS/6000 43P Model 260 также работает на базе AIX 4/4.3.  В системе используются дисковые массивы, ленточные и оптические библиотеки производства IBM. Для реализации прикладных функций Центра обработки информации используется Oracle Applications. Аналитическая подсистема построена на базе Oracle Financial Analyser, основанная на технологии обработки данных OLAP (on-line analytical processing). Системой управления многомерной базой данных является Oracle Express, поддерживающая иерархические структуры данных.

К оптоволоконной корпоративной сети  (провайдер - МТУ-Информ) помимо центрально-аппаратного комплекса и центра управления сетью, подключены локальные сети 120 лечебно-профилактических учреждений (стационаров). В центре управления сетью используется оборудование Cisco и 3Com, в качестве телекоммуникационного сервера – IBM Netfinity 3000. Локальные сети лечебных учреждений невелики, они объединяют 2-3 компьютера (базовое ПО – MS Windows NT 4.0) и подключаются в корпоративную сеть с помощью модема по коммутируемым или выделенным каналам. Маршрутизацию в таких сетях осуществляют Cisco 1005 Ethernet/Synch Serial Router.

В коммуникационной подсистеме интегрированы пользовательские прикладные программные средства, ПО коммуникационных станций и общесистемное ПО, входящее в состав автоматизированной системы. С целью обеспечения совместимости реализован шлюз, обеспечивающий доступ к ресурсам сети разнородных программных комплексов.

Распределенный мониторинг сетевых ресурсов, планирование сетевого трафика, инвентаризацию аппаратных и программных средств, удаленный доступ к сетевым ресурсам осуществлятется с помощью информационной технологии, созданной на базе семейства продуктов IBM Tivoli TME10. Удаленное рабочее место администратора корпоративной сети находится в московском офисе компании "АвиКомп". По договору с МГФОМС, специалисты "АвиКомп" ведут сопровождение автоматизированной системы, а также занимаются ее развитием.

ЭТАПЫ, РЕАЛИЗАЦИЯ

Единый регистр налогоплательщиков и Единый регистр застрахованных были созданы на основе программно-аппаратного комплекса в исполнительной дирекции МГФОМС в 1996 -1997 годах.

Регистр налогоплательщиков содержит информацию о более чем 600 тысячах юридических и физических лицах, осуществляющих платежи страховых взносов. На основе этой информации  до последнего времени проводитлся анализ финансовых потоков доходной части системы ОМС, формировались статистические данные в ретроспективе по каждому налогоплательщику, разрабатывались прогнозы о поступлении финансовых средств.

Единый регистр застрахованных создан на основе сводных регистров страховых медицинских организаций (СМО). Он постоянно поддерживается в актуальном состоянии и содержит информацию о 8 миллионах 907 тысячах жителей Москвы.  На основе этих данных формируются подушевые нормативы для оплаты медицинской помощи, проводится работа по дифференциации тарифов на медицинские услуги, осуществляются расчеты страховых платежей в СМО.

Работы по интеграции готовых подсистем в единую автоматизированную систему обязательного медицинского страхования проводились с июля 1998 года. Тогда для отработки вопросов взаимодействия, сбора и обмена информацией был создан прототип системы. Для этого в единую сеть МГФОМС были объединены одна страховая компания и несколько лечебно-профилактических учреждений. Подключение к системе всех стационаров Москвы было завершено в ноябре 2000 года.

С января 2001 года начался этап опытной эксплуатации системы. К этому моменту, как мы уже упоминали выше, проведены обследования и разработаны проекты создания локальных вычислительных сетей во всех стационарах и диагностико-клинических центрах. Установлено и введено в эксплуатацию оборудование центрального аппаратно-программного комплекса, корпоративной сети 120 стационаров и пяти диагностико-клинических центров, а также центр нормативно-справочной информации и учебный класс. Как сказано выше, в сети реализована функция внутренней электронной почты. В перспективе, после того, как будет создана  серьезная система защиты, медицинские учреждения получат общий доступ в Интернет.

На сегодняшний день в московских стационарах, работающих в системе обязательного медицинского страхования, процесс идентификации пациента происходит еще в приемном отделении. Через корпоративную сеть система дает подтверждение, а все необходимые сведения вносятся в базу данных.

О ГРУСТНОМ

Как известно, с 2001 года наша страна переходит на взимание единого социального налога. Одновременно все фукции по его сбору централизуются и переходят Министерству по налогам и сборам.  При этом, переходят только функции, а отлаженные и работоспособные аппаратно-программные комплексы и технологии, в частности, имеющиеся в АИС МГФОМС, оказываются просто выброшеными.

Юрий Петрович Бабак считает, что в Московском городском фонде обязательного медицинского страхования была создана чуть ли не лучшая в Москве система по автоматизированному сбору налогов, которую можно было бы развивать, применяя уже в Министерстве по налогам и сборам. Система позволяла получать квартальные отчеты в электронном виде, что давало возможность делать всесторонний анализ, прогнозировать собираемость налогов по различным направлениям. Разработанные в системе технологии давали возможность одному налоговому инспектору обслуживать до 1000 налогоплательщиков. Сегодня в Министерстве по налогам и сборам инспектор работает лишь с 400-ми налогоплательщиками.

Помимо потери аппаратно-программного комплекса, из-за передачи функций сбора налогов в другое ведомство, и, как ни парадоксально, ее усложнения, потери доходной части Московского городского фонда ОМС, по прогнозам самого фонда, могут составить приблизительно 30%…

ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2001-2002 годах намечена реализация второго этапа создания АИС обязательного медицинского страхования. Для этого аппаратно-программные комплексы будут развернуты в московских поликлиниках и соответственно обучен персонал. Таких амбулаторных учреждений в Москве - около 650. Кроме этого к корпоративной сети будут подключаться объекты Комитета здравоохранения (их около 300 - диспансеры, онкология, роддома), пункты выдачи карточек медицинского страхования, ЗАГСы. Всего более 1000 лечебных учреждений.  В 2001 году намечено подключить к системе примерно 150 поликлиник.

В дальнейшем, одним из пользователей корпоративной сети МГФОМС должен стать сам Комитет здравоохранения, чтобы иметь возможность собирать данные по медицинской статистике и обрабатывать их. Комитет при этом сможет более оперативно управлять медицинскими учреждениями (что особенно важно для стационаров), потому что система МГФОМС позволяет предоставлять информацию в центр обработки ежедневно. Пока же отчетный период в Комитете здравоохранения составляет квартал.

Следующий шаг, по мнению г-на Бабака, это переход от задач, связанных с обязательным медицинским страхованием, к задачам по охране здоровья людей. Статистические данные, поступающие сегодня в систему позволяют строить картину заболеваемости по городу, по различным категориям населения, прогнозировать, что дает возможность заниматься соответствующей профилактикой. Сюда же примыкают задачи экологии. Другими словами, создаваемая система в конечном итоге может повлиять на изменение городской политики здравоохранения в целом.  Однако это не самая близкая перспектива, и данная задача может быть реализована не ранее 2005-2006 года.

Автоматизированная информационная система обязательного медицинского страхования Москвы находится еще в самом начале своего развития, но она уже стала основой создания единого информационного пространства здравоохранения нашего города. Возможно в дальнейшем будет создана система, прозрачная для самого пациента с тем, чтобы он имел через Интернет доступ к своим данным. В сети со временем будет размещена  разнообразная нормативно-справочная информация, информация об услугах различных медицинский учреждений. Через несколько лет записаться к любому специалисту также будет возможно по
сети Интернет. А дальше – электронные медицинские карты, развитая система телеконсультаций и так далее и тому подобное. То есть перспективы грандиозные!

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]