ЧТО НАША ЖИЗНЬ  –  ИГРА?

Елена Шашенкова

    «Мир – это твоя ученическая тетрадь,
    на страницах которой ты решаешь свои задачки»
      Ричард Бах, «Иллюзии»

Известный американский психоаналитик Эрик Берн на основе своей многолетней практики создал оригинальную концепцию о психологии человеческих отношений. Разработанная им теория утверждает, что люди всю свою жизнь играют. Разумеется, не в игрушки. Человеку нужны контакты и общение, нужно признание, или хотя бы просто быть замеченным другими людьми. Это абсолютно необходимо для жизни. Причем, как показывают эксперименты, для поддержания здоровья в одинаковой мере полезна как положительная реакция окружающих, так и до крайности отрицательная.

Несмотря на то, что мир становится все более населенным, а развитие науки и техники не только сокращает расстояние, но и влияет на время, человек почему-то чувствует себя все более одиноким. В наше время дефицит общения, как ни странно, отчасти восполнил компьютер. Это замечательное электронное устройство быстро реагирует на запрос, вступает в диалог, а подчас даже демонстрирует свой характер или вдруг заболевает – совсем как живое существо. Поэтому немудрено, что компьютер становится настоящим другом для многих людей, а дети подпадают под его очарование гораздо быстрее и проще. Ведь с компьютером и поиграть можно, и по электронной почте перекинуться парой слов с приятелем, и попутешествовать. При этом компьютер не ворчит и не напоминает каждые пять минут про не сделанные уроки.

А уж если компьютер – это почти одушевленное существо, то он непременно вовлекается в человеческие игры. Одним из современных развлечений школьников стало создание вирусных программ. Многие таким образом реализуют свой интерес к компьютерным технологиям. Ведь с помощью небольшого набора магических символов можно оживить любую самую необычную фантазию. И эффект тут же налицо –  компьютер сразу отреагирует. Да и подсказку, и образец найти сегодня с помощью того же компьютера несложно.

Конечно, здесь можно пуститься в длинные рассуждения о моральной стороне дела. Но
постижение науки программирования, к сожалению, подчас проходит через стадию написания программы-вируса. Как показывает статистика, 90 процентов всех ныне существующих вирусов созданы либо школьниками, либо студентами. К счастью, эти вирусы чаще всего остаются  в единственном экземпляре, и не получают распространения. Но, так как создание вирусов - что уж тут греха таить - деятельность достаточно интересная, часть ребят «входят во вкус» и начинают регулярно создавать вирусы разных модификаций.  И если сначала было достаточно добиться всего лишь небольшого визуального эффекта, то потом цели становятся более изощренными.

Сегодня многие школы, не только оборудованы компьютерной техникой, но и имеют локальную компьютерную сеть. Как раз школьная сеть и становится основным полигоном для испытания ребятами результатов собственного творчества. Представляете, как не сладко живется системным администраторам таких сетей! Все чаще школьники пишут разнообразные вирусы для того, чтобы потихоньку проникнуть через сеть в те области, куда им доступ запрещен. Такие вирусы чаще всего не тиражируют свои копии, чтобы не оставлять «хвостов». Этот тип «вредных программ» имеет общее название «Троянский конь». Часто они используют разнообразные сетевые функции: узнав пароль с целью доступа к чужим ресурсам, в том числе и в Интернет, можно просматривать чужую информацию, уничтожать ее, и так далее. Видимо, изготовление «троянцев» оказалось для ребят настолько занимательным делом, что, начиная с мая 1998 года, вирусологи всего мира отметили всплеск создания вирусов именно такого типа.

В написании подобных программ ребята уже достигли такого мастерства, и амбиции их настолько выросли, что создание вирусов постепенно переросло рамки обычного развлечения. Некоторые вирусы с легкой детской руки потихоньку пошли гулять по свету и принесли бы заметные разрушения, если бы вирусологи всего мира не были начеку: сейчас уже существуют соответствующие антивирусные программы, лечащие от этой напасти. А мировая вирусная коллекция пополнилась новыми экземплярами.

Новым словом в грязноватом искусстве вирусописания стал вирус Win95.CIH. Он опасен тем, что в определенный день записывает  в базовую систему ввода-вывода компьютера (BIOS) некорректную информацию, тем самым, приводя компьютер в негодность. В этом сезоне данным вирусом оказалась заражена часть пиратских дисков, которые, как известно, пользуются у нас в стране определенным спросом. Таким образом, ребячьи забавы обернулись настоящей головной болью для многих покупателей пиратского софта.

При этом создатели вирусов подчас лучше взрослых ориентируются в безбрежном море различного программного обеспечения, и практически все не только знают, но и обязательно пользуются антивирусными программами, пусть даже приобретенными на Митинском рынке. Естественно, ребята наслышаны и о тех, кто пишет антивирусы. Пожалуй, каждому известны имена Дмитрия Лозинского и Евгения Касперского. Рассказывают, что однажды, для того, чтобы познакомиться, к Евгению Касперскому пришел молодой парень – вирусописатель. Но Касперский даже не стал с ним разговаривать, а просто указал на дверь. Зачем пришел этот парень – может из любопытства, а может, хотел своеобразного признания… Но факт остается фактом – не только у вирусологов, но и у всех нормальных программистов изготовители компьютерных вирусов пользуются вполне заслуженным презрением.

Не смотря на то, что написание вирусов чаще всего происходит дома,  заражение домашних компьютеров происходит гораздо реже, чем в школе, и чаще всего у начинающих пользователей. До недавнего времени вирус мог попасть в ваш компьютер через Интернет, из электронного почтового ящика. Но сейчас уже существует мощная защита и от этой напасти. Специалисты Лаборатории Касперского разработали антивирус специально для проверки электронной почты. Поэтому сегодня можно полностью защитить собственный компьютер от вирусной атаки извне.

Однако вирусы собственного изготовления, или найденные в Интернет, дети рано или поздно тащат в школу. В связи с этим перед школьными преподавателями и системными администраторами встает большая проблема –  необходимость борьбы с самыми разнообразными вирусами. Отечественные вирусологи,  всячески школам в этом помогают. Так, Лаборатория Евгения Касперского бесплатно предоставила антивирусный пакет средним школам Москвы и С.- Петербурга. Школы были отобраны Министерством среднего образования по критерию оснащенности компьютерной техникой. Антивирус, разработанный в Лаборатории Касперского, работает практически со всеми операционными системами, в том числе с  DOS и Windows 3.xx, которые широко используется в школах, ввиду малой мощности школьных компьютеров.  А для тех учебных заведений, что имеют мощные машины и на их базе локальную сеть, тоже имеется антивирус. Он предназначен для серверов, работающих под Windows NT и Windows 95 и 98. Таким образом, в распоряжении школ сегодня есть полная антивирусная защита.

Кроме того, совершенно необходимо как можно раньше рассказать детям, что такое компьютерные вирусы и убедить их  в том, что изготовление вирусов – весьма недостойное занятие. Сегодня для этого можно привлечь весь арсенал современных технических средств, и сделать такой рассказ интересным даже для младших школьников. Может быть, когда они вырастут, их игры все-таки станут другими?

И все же, изготовление вирусов пока остается увлекательной игрой. Ее характер, по классификации Эрика Берна, сродни игре «Полицейские и воры». Здесь играющему подчас более важно не то, насколько разрушительным и изощренным получился вирус, а умение перехитрить полицейского – в данном случае вирусолога. Это сродни детской игре в прятки, где существенным элементом является огорчение по поводу того, что тебя отыскали. На социальном уровне – это соревнование в хитроумии. Эта игра приносит наибольшее удовлетворение, когда каждый игрок проявляет себя наилучшим образом. Переходя из поколения в поколение, игры могут изменяться. Но если далеко не лучшая игра длится чересчур долго и может быть спрогнозирована по меньшей мере лет на пятьдесят в будущее, то ее эффект увеличивается в геометрической прогрессии. Поэтому очень важно разобраться, в какие же игры мы играем, и во что играют наши дети.
 

[Главная][Карта сайта][pokrovka@narod.ru]