Москвичи - странный народ: всех, кто приезжает первый раз в Москву, тут же тянут под землю, метро показывать. Нет бы сначала поверху погулять! И дело здесь не в том, что москвичи свой город не любят. Просто метро - это предмет особой гордости. Казалось бы: каждый день там бываешь, все видано-перевидано. Но не устает глаз от великолепного убранства подземных станций.
На годы строительства первой очереди московского метрополитена (1932 - 1935 гг.) как раз пришлась смена архитектурных идей и стилей. Даже из дня сегодняшнего можно хорошо представить, как поражало метро людей того времени: мраморные полы и колонны, мозаичные панно, обилие скульптур, огромные бронзовые светильники и декоративные решетки, в которых эмблемы легионеров Древнего Рима перемешивались с пятиконечными звездами, серпом и молотом, дубовыми листьями, колосьями и гербами. Народ в те годы довольствовался скромной обстановкой, и жил, большей частью, в коммунальных квартирах, нагороженных в бывших особняках и доходных домах. А здесь - дворец! Можно гулять по этому дворцу и любоваться, и чувствовать свою значимость, раз все это построено для тебя. Тут же и гордость за страну: только славное и мощное государство может так щедро одаривать своих граждан.
А государство и вправду не скупилось, при каждом удобном случае подчеркивая свои имперские амбиции. В архитектуре - это гротескный вариант Ампира (от французского empire - империя), позднее не без юмора названный Советским Ампиром. Напомним, что зародился этот стиль в древней Греции и Риме, а в классическом виде сложился во Франции, в период империи Наполеона. Монументальные формы, декоративное оформление в виде лавровых венков, факелов - прославляло военную мощь и идею государственного могущества.
Российское советское государство после того, как мало-мальски встало на ноги, весьма озаботилось эстетическим воплощением идей собственной значимости. Нагляднее всего это можно было сделать путем возведения дворцов, куда был бы вхож любой гражданин. При этом взгляд гражданина то и дело обязан был встречать символы прославления государства, умело и изощренно вплетенные в каменное убранство фасадов и интерьеров.
Так, например, новое здание Государственной Российской Библиотеки на Воздвиженке. По сути и по внутреннему убранству, это - дворец. Трепет охватывает каждого, кто пройдя через внешнюю коллонаду и высоченные двери, оказывается перед высокой, ведущей вверх, лестницей, застеленной красным ковром. Роскошные баллюстрады, свет дорогих люстр, отражающийся в мраморе стен и колонн - все это перемещает человека в какое-то другое измерение, где нет ни будничной суеты, ни мелких проблем. Ощущение торжественности и значительности момента не покидает вас все время пребывания в залах Библиотеки.
Настоящий храм науки - Университет на Ленинских горах - то же был выстроен в те годы. Для чиновников возведено административное здание на Охотном Ряду (теперь его занимает Государственная Дума). Для гостей - гостиница "Москва". Фасады строящихся жилых домов тоже украшаются агитационными скульптурами, колоннами и обвиваются лавровыми и виноградными гирляндами. И всюду повторение одних и тех же архитектурных приемов: осовремененный ампир оказался весьма по вкусу тогдашнему руководству страны советов.
Символом своего времени стала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, позже расширенная и переименованная в Выставку Достижений Народного Хозяйства. Открытая в 1939 году, она многие годы были зримым воплощением идеи могущества социалистического государства. Снопы настоящей пшеницы по красоте и силе соперничали со снопами бронзовыми, породистые животные были не менее хороши, чем их гипсовые собратья, украшающие вход в павильоны. Коллонады, каменные гирлянды, фонтаны, многочисленные скульптуры, праздничный белый цвет построек - все это производило впечатление благополучия и процветания, что, собственно, и требовалось от архитекторов.
Как ни странно, но одной из достопримечательностей Москвы до сих пор яляется неосуществленный грандиозный проект того времени. Это непостроенный Дворец Советов. Для культового сооружения победившего социализма место было выбрано соответствующее - недалеко от Кремля, на берегу Москвы реки, где высился тогда символ другого культа, христианского: Храм Христа Спасителя. В 1931 году Храм взорвали, а затем объявили конкурс.
В конкурсе на лучший проект Дворца Советов приняли участие архитекторы всех направлений - от авангардистов и футуристов до приверженцев классики и почитателей Ампира. Чертежи исполинских зданий соперничали друг с другом изощренностью форм. Был даже представлен веницианский вариант, что-то вроде Дворца Доджей. Но никакой из известных стилей не подходил для прославления страны ускоренной индустриализации. А интриги и непримиримая вражда всех участников конкурса, несмотря на всеобщее и искреннее воодушевление, затянули осуществление проекта, а затем и вовсе его похоронили. Заложен был лишь фундамент, на месте которого уже после второй мировой войны сделали открытый бассейн "Москва". Его демократизм, однако, имел и оборотную сторону: испарения от подогреваемой воды усугубляли разрушение шедевров рядом расположенного Пушкинского музея.
Но сегодняшний турист, оказавшись на памятном месте на берегу Москвы реки у метро "Кропоткинская", увидит, как и в те далекие довоенные годы, Храм Христа. Точнее - его копию из современных материалов, возведенную недавно по велению московского мэра Юрия Лужкова. Но почему-то сегодня этот Храм, несмотря на архитектурные детали "в русском стиле" середины прошлого века, воспринимается не как возрожденный символ христианской веры, а опять-таки, как символ могущества нового российского государства. Таким образом произошла трансформация идеи.
Однако, Дворец Советов все-таки был построен. В 1937 году один из архитекторов, принимавших участие в знаменитом конкурсе - Б. Иофан - возвел для Всемирной выставки в Париже павильон, повторяющий, в основных чертах, его видение Дворца. Разница была лишь в том, что на вершине, вместо фигуры Ленина, была установлена скульптурная группа "рабочий и колхозница", выполненная В. Мухиной по рисунку самого архитектора. По окончании выставки павильон разобрали, а скульптура жива до сих пор, на долгие десятилетия, выражая дух эпохи, стала она символом советского искусства.
А нам, москвичам, нравится наш город! В его
архитектуре - все стили и эпохи. А "советский
ампир" сейчас немного смешит нас и своим
преувеличенным пафосом и потерей чувства
масштабности и натурализмом деталей... Как
девочка, которая с помощью маминых туфель,
косметики и прочих аксессуаров пытается
придать себе более значительный вид. Но мы
любим Москву, и обязательно поведем гостя
погулять и по ажурно-летней ВДНХ, и по тихой
Остоженке, проведем по Хлебной, Скатерной и
Поварской, и Библиотеку имени Ленина
покажем, и конечно же московское метро.