В одной из витрин магазина на Никольской улице, что в центре Москвы, установлено табло, отсчитывающие дни, часы и секунды, оставшиеся до перехода в третье тысячелетие. Уличная суета не дает прочувствовать значимость предстоящего события, унося пестрый людской воводоворт прочь от мерцающей витрины. Возможно, лишь перед самым новогодним праздником, вдыхая запах хвои, украшенной разноцветной канителью, мы вспомним о том, что наступает не просто очередной год, но новый век, открывающий загадочную эру Водолея.
Как известно, эра Водолея - это эра расцвета творческих способностей человека, его скрытых до поры возможностей. Именно на это время придется пора развития такого явления, как Интернет-вещание, которое является не просто технологией, но творчеством, результат которого практически мгновенно становится доступен для людей, черз мировую компьютерную сеть.
Интернет-вещание, возникнув в нашей стране несколько лет назад, еще не успело завоевать всеобщего признания. Причины этого понятны - низкие скорости передачи сигнала, ограниченные возможности использования скоростных каналов, малочисленность пользователей Интернет, относительная дороговизна услуг провайдеров (особенно за пределами Москвы и Санкт-Петербурга).
Сейчас ситуация немного изменилась. По некоторым сведениям, уже в конце 1999 года суммарное число пользователей Интернет во всех регионах России превысило суммарное количество пользователей Москвы и С.-Петербурга. С одной стороны, это факт положительный, с другой - достаточно представить себе карту России, и станет понятно, что до утверждения, что Интернет, наконец, добрался до регионов - здесь еще далеко. Есть, правда в России отдельные города, где положение с этим очень даже неплохое, например, Иркутск, Нижний Новгород. Но, "велика Россия…"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Известно, что Интернет обладает таким вполне логичным свойством: чем выше скорость передачи данных, тем лучше качество видеокартинки. Нижняя граница, с которой вообще возможно передавать видеосигнал, по словам директора компании "Мощные компьютерные технологии" Михаила Пьяных, это 20 Кбит/сек. В настоящее время модемы выпускаются либо на 28, либо на 56 Кбит/сек., поэтому прием видео через Интернет теоретически доступен любому пользователю. Теоретически - потому, что на практике зачастую информация закачивается через Интернет с гораздо меньшими скоростями. Не смотря на возможности модема, появления на экране даже статической картинки порой приходится ждать секунд по 15-20, а видеотрансляцию по каналам Интернет можно воспринимать, когда в секунду происходит смена 10-15 кадров. Напомним, что при передаче телевизионного сигнала, за одну секунду картинка меняется 24-25 раз.
Размер видеокартинки на мониторе компьютера на сегодняшний день очень маленький - она занимет примерно 1/5 экрана. Это связано с возможностью транслировать хоть какую-то динамику. До последнего времени увеличить размер видеокартинки было делом практически невозможным. Понятно, что при увеличении размера по вертикали и по горизонтали вдвое, сама картинка увеличивается в 4 раза, что требует резкого скачка скорости передачи видеосигнала, которую большей частью просто неоткуда взять.
На фестивале "Аниграф'99" арт-директор компании Web Design Артемий Лебедев прокомментировал возможности Интернет-вещания следующим образом: "Все потоки информации, проходящие через Web, крайне технически ограничены, а потому удовольствия, по большей части, не доставляют. У меня, например, нет большой человеческой потребности воспринимать информацию при плохом качестве, когда я ее могу получить при хорошем. Это проблема Интернет, и она зависит не от тех, кто делает Интернет-телевидение, а от каналов, провайдеров и тому подобное." Г-н Лебедев предположил тогда, что эта проблема будет решена лет за пять.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОРЫВ
Однако уже в текущем, 2000-м году компания Intel и телевизионный канал НТВ продемонстрировали, что высокоскоростной обмен данными в Интернет может быть доступен уже более широкому кругу пользователей. Правда только для тех, кто имеет компьютер на базе процессора Intel Pentium III с тактовой частотой от 700 МГц и выходом в мировую глобальную сеть, предоставленный компанией "НТВ Интернет".
Дело в том, что НТВ предлагает для этого спутниковый канал асинхронного доступа. Технически это выглядит следующим образом: пользователю информация поступает со спутника с высокой скоростью, а от пользователя в Интернет информация идет по простому телефонному каналу. Такая организация обмена основана на данных статистики - обычно соотношение исходящиго потока данных к входящему составляет 1:10. Технология асинхронного доступа не нова и применяется в мире операторами связи не первый год.
Данная технология, обеспечивая скорость передачи данных более 64 Кбит/с, как раз и может стать одной из причин более быстрого развития Интернет-вещания. Скоростной доступ в Интернет "теперь может стать массовой услугой", - считает Юлия Клебанова, директор по продажам и маркетингу компании "НТВ Интернет".
ВЕЩАНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ
Как было сказано выше, несмотря на различного рода проблемы, Интернет-вещание уже не просто идея, но идея воплощенная, и развивающаяся. Как и на централных каналах телевидения, через Интернет в прямом эфире транслируются сегодня пресс-конференции, семинары, театральные спектакли. Проходят трансляции спортивных мероприятий, в студии записываются интервью с интересными людьми.
Так, компания "Мощные компьютерные технологии" занимается видеотехнологиями с момента рождения фирмы - с 1995 года. Директор компании Михаил Пьяных избрал такое направление деятельности, потому что считает, что "для человека самым интересным являются другие люди, а эмоции, играющие большую роль при общении, лучше всего возможно передать с помощью видеоряда". В настоящее время три съемочные бригады компании осуществляют съемку различных мероприятий в разных точках Москвы, которые транслируются в Интернет по трем каналам, подобно телевидению.
А несколько лет назад начинать приходилось не со съемки, а с разъяснения, с того, что людей надо было сначала убеждать в том, что видео-трансляции в Интернет - дело вовсе не вредное, но только зарождающееся и по-своему интересное. "Порой приходилось просто навязывать свои услуги, подчас полное непонимание приводило к тому, что организация наотрез отказывалась от трансляции," - вспоминает Михаил Пьяных. Сейчас ситуация изменилась, и съемочная бригада Интернет-вещания стала делом не только привычным, но желательным. Сегодня компания "Мощные компьютерные технолгии" ведет Итернет-трансляции из Дома правительства, из Кремлевского дворца, из Большого Театра, и других мест. Все это можно найти на сайте www.a-z.ru.
Другая форма Интернет-вещания - передачи из студии. По этому пути пошла сначала компания "ИТ ИнфоАрт Старз" (сайт www.infoart.ru). Начиная с апреля 1999 года, компания ежедневно транслировала выпуски новостей, завершавшиеся прогнозом погоды, в прямом эфире проходили встречи с интересными людьми. Побывавший в то время в студии "ИТ ИнфоАрт Старз" в качестве гостя Эдуард Сагалаев, после проведенного интервью всерьез заинтересовался видеотехнологиями Интернет.
Позже к студийной работе присоединилась трансляция, осуществляемая выездной бригадой компании. Сегодня выездная работа стала доминирующей в работе "ИТ ИнфоАрт Старз". Такого рода трансляции сегодня являются востребованными у определенной категории пользователей. Они имеют ту ценность, что посмотреть, например, пресс-конференцию по Интернет можно либо целиком, либо только те выступления ее участников, которые интересны. Телевидение такой возможности не имеет, предоставляя зрителям лишь краткий репортаж, занимающий 1-2 минуты эфирного времени.
Компания "Русмедиа" осуществляет трансляцию спортивных соревнований разного рода. Здесь трансляция - это объединение текстовой информации, слайд-шоу и комментария специалиста. О данной технологии расскажем немного подробнее.
ИНТЕРНЕТ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Технология, придуманная и воплощенная сегодня в жизнь компанией "Русмедиа", возникла по традиционной для России причине - крайней ограниченности средств. Здесь в полной мере воплотилась поговорка "нет худа без добра". Но все по порядку.
Создателям спортивного Интернет-канала изначально было понятно, что невозможно производить съемки спортивных мероприятий выездными бригадами. Это дорого, ведь состязания проходят по всему миру, и малоэффективно, так как даже с несколькими камерами производить съемку, например, футбольного матча довольно абсурдно, так как на выходе, на экране компьютера пользователь будет видеть маленькую, дергающуюся, от низкой скорости передачи, картинку. Парадокс - спорт в Интернет "невидеогеничен". По этой же причине договариваться с центральными телеканалами об использовании их материалов тоже не имело смысла. Зачем смотреть в Интернет плохую картинку, когда по телевидению можно посмотреть хорошую? К тому же зачастую соревнующиеся команды дают разрешение на трансляцию лишь тех моментов, которые специально оговариваются в контракте.
Второе - сразу была исключена идея встреч в студии, так как "говорящие головы" болельщикам мало интересны - им нужны голы, очки, секунды, и желательно в реальном времени. Болельщикам просто необходимо чувство сопереживания событию.
"Русмедиа" осуществляет теперь трансляции, где воедино собрана и текстовая справочная информация, и голос спортивного комментатора, и слайд-шоу с проходящего матча. Если происходит международный матч, то фотоснимки берутся у международных спортивных агентств, где работают профессиональные спортивные фотокорреспонденты. Даже если нет в это время телевизионной трансляции, поток меняющихся слайдов, показывающих разные фазы соревнования, и живой голос комментатора дают возможность болельщику чувствовать сопричастность происходящему событию. Так, например, делалась трансляция матчей мирового чемпионата по футболу.
Данная технология позволяет также имитировать трансляцию в случае, если таковая отсутствует на каналах телевидения, что часто бывает на спортивных соревнованиях в нашей стране. Фотографии могут быть подобраны из архива заранее - потому что известно, в какой форме будут выступать игроки, какая примерно будет в тот день погода - солнечно будет на стадионе или пасмурно. Заранее собирается интересная сопутствующая информация, а затем, комментатор, имея в совем распоряжении либо радиоканал, либо телефонный, комментирует происходящий матч, сообщая обо всех происходящих изменениях счета и острых моментах. Таким образом у болельщика создается полная иллюзия присутствия на матче. В скобках заметим, что такая технология довольно дешева. На сегодняший день спортивные трансляции проводятся в Интернет на сайте www.sovietsport.ru.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ТРАНСЛЯЦИЯ
Трансляция, или вещание - это динамичное изменение информации. Это не обязательно меняющееся видео, это и новостные ленты, сообщения о результатах выборов, и тому подобное. Здесь видеоряд вовсе не является доминирующим, а Интернет выступает как прямой эфир, единое медиа-пространство, совокупность текста, аудио, фото, видео. Здесь текст, как ни странно, на первых порах может играть даже более значимую роль, демонстрируя или имитируя, что событие происходит в реальном времени. Если рассматривать Интернет-вещание с этой точки зрения, то это явление существует в российском Интернете уже достаточно продолжительное время на таких сайтах, как www.rbk.ru, www.tass.ru, www.algo.ru и других.
По наблюдению экспертов самыми посещаемыми являются те Интернет-ресурсы, где в том или ином виде проводится вещание. Другими словами, людей привлекают сайты, где постоянно появляется что-то новое. Замечено, что когда исчезает с сайта новостная лента - он теряет большую часть аудитории.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЕЩАНИЯ
Трансляция события через Интернет, помимо упомянутых выше особенностей, имеет такую положительную сторону, как протяженность во времени. В качестве примера рассмотрим опять-таки спортивное событие. По телевидению матч транслируется, предположим, 2 часа - ровно столько, сколько длится состязание. А в Интернет можно начать такую трансляцию за 3-4 дня до ожидаемого события - то есть поместить на сайт информацию о предстоящем матче, об участниках, дать историческую справку. Можно проводить мероприятия типа встреч с комментаторами, специалистами, делать прогноз исхода матча. Другими словами - готовить аудиторию к предстоящему событию. Практика показала, что посещаемость портала в такие дни ни чуть не ниже, чем во время прямой трансляции матча.
А после окончания матча, который - скажем честно - большинство болельщиков будут смотреть по телевидению, в Интернет остается запись соревнования, которую могут посмотреть те, кто не смог увидеть ее в назначенное время по телевизионным каналам. Таким образом жизненный цикл Интернет-трансляции составляет около 7 дней, и охватывает довольно обширную аудиторию.
Плюс к этому, через Интернет осуществляется настоящая интерактивная связь с болельщиками, которые имеют реальную возможность что-то спросить у специалиста, сказать, поделиться впечатлением на протяжении всех семи дней, во время которых проводится Интернет-трансляция. Понятно, что это касается не только спортивных мероприятий. То же самое может быть организовано во время предвыборных кампаний, до и после конферений, фестивалей, выставок и так далее.
О РЕКЛАМЕ
Пока еще реклама в Интернет живет странной жизнью: она есть, она развивается, но имеет вовсе не тот эффект, на который могла бы расчитывать. Проблемам рекламы был посвящен прошлый номер нашего журнала, поэтому здесь мы не будем повторяться. Однако, именно правильно организованное вещание может сделать Интернет весьма привлекательной площадкой для рекламодателей.
Выше мы уже упомянули, что трансляция любого мероприятия уже интересна своей продолжительностью во времени и привлечением большой целевой аудитории. Понятно, что реклама здесь не ограничевается банерами. Это может быть и размещение в нужном месте логотипа рекламодателя, спонсорский раздел, и многое другое. На Западе сейчас развито транслирование события под эгидой какой-либо компании - спонсора. Так аудитория воспринимает соответствующую информацию под той или иной спонсорской маркой, которая быстро становится узнаваемой.
Плюс ко всему возможно организовать вещание параллельно с телевидением, отдав телевидению естественную для него функцию видеотрансляции, а в Интернет давать в это время комментарий и информацию сопутствующую. Если при этом на экране телевизора будет ссылка на соответствующий сайт Интернет и наоборот (ведь есть поклонники Интернет, которые вовсе не смотрят телевизор), то аудитория, привлеченная к событию будет намного больше, а это не может не заинтересовать рекламодателей.
Кроме того, необходимой составляющей Интернет-вещания должно стать наличие такой же программы передач, как на телевидении. Практически полное отсутствие программы вещания не позволяет рекламным агентствам рассматривать сегодня Интернет в качестве мощной рекламной площадки даже в потенциале. Без программы передач Интернет со всеми его ресурсами выглядит подобно телевизору с 40 тысячью круглосуточных каналов с полным отсутствием информации о том, что на каком канале и когда будет показано.
Понятно, что в Интернет совершенно необходима работа по привлечению аудитории. Для этого нужно выделять из общего потока значимые события, специально выстраивать прайм-тайм. Это вплотную связано с приходом в Интернет действительно интересных материалов, задействующих разнообназные медиа-возможности.
Другими словами, если Интернет начнет работать в интеграции с телевидением и по его модели выстраивания вещания, то он приобретет весьма широкие возможности как рекламная площадка, чем привлечет финансовые средства для своего развития.
ПЕРСПЕКТИВЫ
С развитием компьютерных и телекоммуникационных технологий, с увеличением числа пользователей и при прочих благоприятных обстоятельствах Интернет-вещание конечно будет развиваться с той или иной степенью интенсивности. На сегодняшний день уже существует достаточно основательный задел в этой области, который вот-вот перерастет в новый качестенный уровень. К слову заметим, что о масштабах востребованности данной технологии свидетельствует хотя бы тот факт, что ежедневно по всему миру пользователи загружают в свой компьютер 200 тысяч копий real player - программу для просмотря видео.
Так, компания "Мощные компьютерные технологии" на форуме молодых журналистов, что прошел в конце августа текущего года, вела секцию по Интернет-вещанию. Цель этого - через журналистскую сеть распространить технологию вещания в регионы. На форуме специалисты "Мощных компьютерных технологий" провели своего рода обучение, так как сегодня не существует никаких методик, никакой литературы, посвященной Интернет-телевидению. Прочитанные лекции были восприняты с огромным интересом. Возможно, в самом ближайшем будущем небольшие съемочные бригады начнут поставлять в Интернет видеоновости со всей России.
Второе направление, где с успехом могут быть задействованы технологии Интернет-вещания - это дистанционное обучение. Всем известно, насколько эффективнее присутствие на лекции, которую проводит специалист, по сравнению с сухими методическими материалами. Интернет-телевидение с успехом может предоставить всем желающим возможность послушать курс лекций по тем или иным дисциплинам. К тому же истинных носителей знания очень мало по сравнению с огромной армией желающих эти знания получить. К сожалению, даже будучи передано через преподавателей-посредников, знание практически всегда подвергается искажению. Интернет-технологии сегодня оказываются более дешевым способом зафиксировать уникальные беседы с лучшими преподавателями России, и передать их по Интернет-каналам, либо записанными на CD-ROM. К слову заметим, что некоторые технологии позволяют записать на один CD-диск до 5 часов видеоинформации.
По мнению директора компании "Мощные компьютерные технологии" Михаила Пьяных, прорыв в области Интернет-вещания может произойти благодаря массовому распространению новых технологий сотовой связи. Стандарты третьего поколения поддерживают хорошие скорости передачи сигнала, что делает реальным с помощью сотового телефона принять участие в видеоконферении или что-то посмотреть в Интернет. Конечно, сотовый телефон имеет совсем небольшой экран, однако он вполне позволяет принимать картинку хорошего качества, что было продемонстрировано рядом компаний на выставке "Связь-Экспокомм'2000". Кроме того, если у некоторых пользователей существует психологический барьер перед загрузкой на свой компьютер real player, то у пользователей сотовых телефонов этой проблемы не существует, это уже во многом пользователь подготовленный.
По мнению директора по Интернет-проектам компании "Русмедиа" Руслана Богатырева, значительный сдвиг в развитии Интернет-вещания начнется после того, как телевизионные компании, наконец, развернутся в сторону Интернет. Здесь уместно вспомнить, как еще в 1996 году Российское телевидение создало Интернет-портал "Руское бюро новостей" - РБН, где транслировались видео-новости, был архив короткометражных художественных фильмов, и лента новостей в виде текстов. Тогда это решение опередило свое время, и не имея коммерческого успеха, не получило дальнейшего развития, хотя сайт www.rbn.ru существует в сети и сегодня.
Еще год назад, отделы информационных технологий, ведающие представлением ведущих телеканалов в Интернет, жаловались на полное пренебрежение со стороны руководства. Не было никакого понимания - зачем вообще нужно Интернет-вещание, если вещание происходит по телевизионным каналам. Пожар на Останкинской телебашне показал одну из веских причин - зачем нужен Интернет. Сейчас тот же канал НТВ, с нечетким после пожара изображением с экранов телевизоров упорно напоминает зрителям адрес своего сайта в Интернет. Но кроме справочной информации, контактных телефонов и программы передач, на этом сайте, к сожалению, ничего найти невозможно. Поэтому люди, естественно, задумываются о том, чтобы приобрести спутниковую антенну НТВ+, а не компьютер и доступ в Интернет. К слову, в Соединенных Штатах Америки, некоторые телевизионные и радио каналы вещают исключительно в Интернет.
И немного о дороговизне доступа. Уже есть прецеденты в Англии и в США, когда некоторые компании с рекламной целью бесплатно устанавливают у пользователей компьютеры и оплачивают Интернет-связь. Это своего рода рекламная акция, потому что в сети прокручивается особого рода реклама, а установленные компьютеры рассматриваются как датчики просмотра различных программ. Естественно, такая возможность в России также не исключена. Когда реклмодатели увидят в среде Интернет потенциально интересную структуру, тогда подобные акции по бесплатному доступу в Интернет и в России станут реальностью. Тогда и произойдет переход от кустарного к промышленному способу производства Интернет программ.
Что ж, поживем - увидим.