ISO 9000 - это общий термин, обозначающий
группу международных стандартов по
управлению качеством и обеспечению
качества. Они были разработаны
техническим комитетом ISO/TC 176, который
является подразделением независимой
международной организации по
стандартизации ISO. Данная организация
является федерацией национальных
организаций по стандартизации. Один из ее
членов - Госстандарт России.
Документы серии ISO 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В нашей стране соответствующие документы по сертификации были утверждены в 1989 году. Тогда в рамках Госстандарта России был создан Регистр систем качества. Принятый Россией международный стандарт ISO 9001-94 был превращен в 1996 году в национальный ГОСТ Р ИСО 9001-96. В настоящее время в качестве ГОСТов утверждены стандарты ISO 9001, 9002, 9003 и 10011 - 1,2,3.
Стандарты серии ISO 9000 весьма своеобразны: их требования не относятся к качеству и техническим характеристикам продукции, а также к качеству и техническим требованиям к процессу производства. ISO 9000 устанавливает стандартные требования к системе качества. В словаре терминов ISO 8402 дано следующее определение: система качества это "совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством".
Чтобы соответствовать сертификату, система качества должна удовлетворять более, чем 240 требованиям. Основополагающая идея здесь та, что система качества предполагает построение такой структуры управления процессом производства, которая гарантирует выпуск качественного продукта в любой момент, пока система действует. Выдается сертификат сроком на 3 года, в течение которых, сертифицирующая организация проводит ряд контрольных проверок.
В России сертификацию проводят организации, аккредитованные по ГОСТ Р. Сегодня их более пятидесяти. Около 10 из них работают в области сертификации компьютерных фирм. В частности, это ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации Госстандарта России), ВНИИС-Стандарт, ВНИИНМАШ (Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении), - РОСТЕСТ (Москва), РОСТЕСТ (С.-Петербург) и др.
В настоящее время в России сертификация - дело добровольное, тем более, что при проведении тендеров наличие сертификата ISO 9000 безусловно важный фактор, но не решающий. Однако, согласно постановлению Правительства РФ № 113 от 2.02.1998 года, соблюдение требований ISO 9000 - необходимое условие для получения госзаказа. Правда, до сих пор оно затрагивало, главным образом, отечественный военно-промышленный комплекс.
Число российских компьютерных компаний, имеющих сертификат ISO 9000, невелико. Первой компанией, сертифицировавшей свою систему качества, стала фирма Kraftway. В 1997 году сертификат получила компания "АйТи". В текущем году, после истечения срока его действия, "АйТи" вновь успешно прошла процесс сертификации. В 1998 году свою систему качества сертифицировала компания "Аквариус Data", в 1999 году - компания "Крок". В текущем году к получению сертификата серии ISO 9000 готовятся две компании - R-Style и "Белый Ветер - ДВМ".
Сколько усилий требуется от фирмы, решивший получить сертификат ISO 9000, мы попросили рассказать представителя компании "Крок". Руководитель отдела информационных технологий "Крок" Александр Буйдов рассказал, что некоторое время назад в его отделе решили создать службу качества. Решение было связано с желанием повысить надежность создаваемых систем, сложность которых была к тому времени уже очень высока. Поиск соответствующих методик привел к изучению стандарта ISO 9000, который как раз содержит методики создания таких служб качества.
В соответствие со стандартом ISO в отделе информационных технологий "Крок" была проведена небольшая реорганизация - создана служба качества из 3-х человек, упорядочены должностные инструкции и обязанности сотрудников. Для контроля качества систем были приобретены дополнительные программные средства, отработано прохождение системы от стадии проекта к стадии внедрения. Одновременно с этим шла подготовка необходимой документации. На все это ушло около 7 месяцев.
Напомним, что процесс сертификации состоит из нескольких этапов. Это переговоры с сертифицирующей организацией, ознакомление назначенной комиссии с обязательной документацией, далее - непосредственная работа комиссии на обследуемом предприятии. На получение сертификата обычно дается две попытки. Как правило, в первое посещение комиссия находит много несоответствий стандарту, после чего сертифицируемой компании дается около месяца на устранение обнаруженных несоответствий. Если к моменту второго визита комиссии компании не удается устранить все несоответствия, то процесс сертификации откладывается еще на полгода.
Отделу информационных технологий компании "Крок" удалось получить сертификат серии ISO со второй попытки. Усилия по созданию системы качества дали свой результат. Оказалось, что это не только имиджевое мероприятие, но и действенный инструмент повышения надежности системных проектов. Теперь компания "Крок", а значит, и ее заказчики получили уверенность в высоком качестве поставляемых систем. В настоящее время к сертификации готовится отдел сервисного обслуживания компании.
Система качества охватывает весь процесс создания системы - от проведения маркетинга до момента сопровождения продукции у клиента. Поэтому заказчик получает некоторую гарантию, что поставляемая система будет не хуже определенного уровня.
Наличие у фирмы сертификата серии ISO 9000
еще только начинает оказывать влияние на
победу в тендерах. Однако, обязательность
сертификации систем, принятых на
эксплуатацию в федеральных органах уже
обязательна. Возможно поэтому процесс
сертификации в российских компьютерных
компаниях вскоре станет не только
обязательным, но и привычным делом.