ОТСУТСТВИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ ХОРОШЕЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ВЕДЕТ К ЗАМЕДЛЕНИЮ БИЗНЕСА
“Он подкатил ко мне
Для автоматизации торгового автомобильного бизнеса дочерняя компания концерна DiamlerChrysler AG выбрала систему IFS Applications. Концерн признал высокое качество системы
Первый автомобиль
Mercedes-Benz появился в России в позапрошлом веке, а точнее, в 1894 году. Это была двухместная машина мощностью 1,5 лошадиные силы. А в 1910 году в Москве открылся первый салон по продаже автомобилей фирмы “Даймлер Моторенгезельшафт”. События Октябрьской революции не испугали немецкую автомобильную компанию, и уже в 1923 году в российской столице было открыто представительство компании “Даймлер – Моторен – Гезельшафт АГ”. Так что звезда с тремя хромированными лучами уже более ста лет красуется на российском автомобильном небосклоне.Во времена перестройки
Mercedes стал самым любимым автомобилем “новых русских”, а потом и отечественной политической и бизнес-элиты. Сегодня круг пользователей этих замечательных автомобилей расширился. В России 78% покупателей Mercedes-Benz имеют возраст от 25 до 45 лет, тогда как в Европе покупку такого дорогого автомобиля могут позволить себе люди в возрасте от 35 до 60 лет. И в отличие от Европы 97% покупателей Mercedes-Benz – мужчины.В 1993 году немецкая фирма “
Diamler-Benz AG” (сейчас ее название “DiamlerChrysler AG”) основала в Москве компанию “АЗР Автомобиль – звезда Руси”, которая сегодня является официальным дилером фирмы. “АЗР”– типичное торговое предприятие. Приобретаемые у фирмы DiamlerChrysler автомобили и запасные части реализуются в Москве. Кроме того, “АЗР” занимается послепродажным обслуживанием автомобилей Mercedes-Benz. В основе компании 100% иностранный капитал. По словам председателя правления “АЗР” Юргена Гэртнера, в настоящее время деятельность компании практически ни чем не отличается от аналогичной деятельности на западном рынке. Разветвленная инфраструктура позволяет полностью удовлетворять потребности клиентов.ДО ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ
Когда была образована компания “АЗР”, в России не существовало готового программного обеспечения для автоматизации автомобильного бизнеса. Поэтому специально для компании была разработана программа, позволившая автоматизировать учет в ремонтной зоне и в подразделени по продаже запчастей. Помимо этого использовалась система Abacus, которая позволяла отслеживать движение финансовых потоков, а также автоматизировала ряд бухгалтерских операций.
Все это программное обеспечение не представляло собой единого целого, поэтому его нельзя было назвать автоматизированной системой. Так как отсутствовало единое информационное пространство, данные приходилось сводить в единый отчет вручную. Это, во-первых, требовало достаточно больших временных затрат, а во-вторых, вело к возникновению ошибок. Первичный документ не мог пройти все стадии обработки без многократного ввода в различные программы. При таком положении дел нельзя было ждать финансовой оперативности. Руководство не имело возможности вовремя влиять на движение денежных потоков, быстро отслеживать дебиторскую задолженность и т.д. Естественно, это сказывалось на ликвидности предприятия.
Отсутствие хорошей системы автоматизации, по словам г-на Гэртнера, ведет к замеделению бизнеса. Для современного предприятия очень важно иметь быстрый доступ к информации и сквозную автоматизацию всех бизнес-процессов.
ЗАДАЧА
В 1998 году было принято решение о выборе и последующем внедрении автоматизированной системы управления предприятием.
На заключительном этапе тендера осталось два варианта систем – SAP R/3 и IFS Applications. Система SAP R/3 была отклонена из-за высокой стоимости и сложности, а также отстутствия требуемой гибкости. По мнению руководства “АЗР”, продукт
IFS Applications оказался “наиболее пригодным для стоящих перед предприятием задач, вследствие его исключительно высоких адаптивных возможностей”.Услуги по внедрению
IFS предлагала российская компания ФОРС. После диалога, который длился почти полтора года, с этой компанией был подписан договор о внедрении. Это произошло 1 марта 2001 года.По словам начальника отдела вычислительных систем “АЗР” Алексея Втулкина, результатом проекта должна стать система, интегрирующая в едином информационном пространстве деятельность всех подразделений типового сервис-центра автомобилей Mercedes-Benz. “Каждый концерн, в том числе и Даймлер-Крайслер, имеет многочисленные внутренние стандарты и регламенты, порой настолько уникальные, что попытка построения систем управления сервис-центров на основе распространенных ERP-пакетов наталкивается на большие трудности. Мы ожидаем, что открытость и адаптируемость
IFS Applications позволит преодолеть их”, - сказалг-н Втулкин.
РЕШЕНИЕ
Окончание внедрения было запланировано на январь 2002 года, однако все длилось несколько дольше. “Это процесс не простой, потому что внедряя автоматизированную систему управления предприятием, фактически мы строили новое предприятие”, - пояснил г-н Гэртнер.
Как водится, сначала был произведен экспресс-анализ всего предприятия, потом уровня руководства. Этот процесс длился 5 месяцев. Заказчик предпочитал не форсировать сроки внедрения, но сделать качественное обследование, чтобы в дальнейшем избежать ошибок. За это время был определен объем работ, описана функциональность и спецификация каждого внедряемого модуля. В этом процессе участвовали как представители компании ФОРС, так и руководители каждого из подразделений заказчика, которые формировали список изменений, отмечая то, что нужно сделать в первую очередь. Тут же определялось, какую часть работ будут производить представители ФОРС, а какая будет сделана собственными силами. Основная часть проекта в этом плане легла на плечи компании – партнера.
Первым был внедрен модуль “Финансы”. Это произошло в начале 2002 года. Небольшие доработки модуля проводились уже в процессе промышленной эксплуатации. В результате его внедрения была решена задача быстроты и правильности формирования информации о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Далее были внедрены модули “Снабжение” и “Управление складом”. В ноябре 2002 года запланировано внедрение модулей “Ремонт” и “Сбыт”, перед этим были внесены изменения в их функциональность и написана спецификация. “В наших условиях эти модули нельзя внедрять поэтапно, поэтому эти работы будем проводить одновременно”, - отметил Алексей Втулкин.
Непросто далось внедрение части системы для расчета зарплаты. Дело в том, что данный стандартный модуль в IFS Applications для России не подходит. В нашей стране все происходит по другим стандартам. Эту разработку для “АЗР” проводила компания – партнер ФОРСа из Самары. Модуль требовал сложной настройки, отчасти потому, что не все особенности деятельности заказчика были учтены изначально.
ОСТАЛЬНОЕ
При внедрении системы была задействована аппаратная платформа, уже существующая в “АЗР”. “У нас была достаточно развитая сеть и достаточное количество компьютеров. Мы приобрели лишь центральный сервер IBM Netfinity 5100 вместо двух машин, на которых было установлено прежнее программное обеспечение”, - отметил Алексей Втулкин.
Договор о технической поддержке предприятие “АЗР” заключило с ФОРСом одновременно с договором о реализации проекта по автоматизации. Поддержка носит двоякий характер. Во-первых, она касается СУБД
Oracle, на которой базируется ERP-система, во-вторых, самой системы IFS Applications. ФОРС осуществляет доработку модулей, в том числе, связанные с изменениями российского законодательства. Не смотря на то, что специалисты “АЗР” самостоятельно могут решать оперативные вопросы (IFS Applications поставляется с открытыми кодами), все, что касается программирования находится в сфере компетенции ФОРСа. “Это своего рода аутсорсинг”, - подчеркнул г-н Гэртнер. – “Мы намеренно этим не занимается, потому что такого рода деятельность требует достаточно больго штата программистов высокой квалификации, а профиль нашей компании совсем иной. Данная система имеет большую прикладную составляющую, поэтому разработчикам нужно хорошо разбираться и в финансовом анализе, и в бухучете, в управлении складами и т.д. Всем этим владеют специалисты компании ФОРС”.В числе прочих, перед “АЗР”,
стоит задача взаимодействия с головной фирмой - DiamlerChrysler AG. До сих пор в этом вопросе имеются проблемы диспозиционного плана, хотя технически все готово. Системы концерна и компании “АЗР” на данный момент взаимодействуют в сфере торговли запасными частями и производства ремонтных работ. То есть, “АЗР” имеет доступ к соответствующим каталогам DiamlerChrysler AG. “Это большой шаг, поскольку пока ни одна российская система кроме той, что внедряем у себя мы, не имеет разрешения от DiamlerChrysler на подключение к внешнему интерфесу и системе торгов концерна. Это равнозначно официальному подтверждению концерном возможностей системы IFS Applications, и ее дальнейшего развития”, - подчеркнул Юрген Гэртнер. Некоторые отчетные данные российское предприятие передает в головную фирму DiamlerChrysler пока вручную. В дальнейшем планируется для связи концерна и компании “АЗР” организовать сеть Интранет. В настоящее время для этого используются возможности глобальной мировой сети.Сейчас через Интернет в компании “АЗР” можно заказать запасные части и ремонт автомобиля. Такая услуга, как заказ через Интернет автомобиля, считает г-н Гэртнер, пока преждевременна. Но, в техническом плане это вполне возможно, и такая цель уже поставлена.
НЕМНОГО ОБ ИТОГАХ
С начала внедрения IFS Applications в компании “Автомобиль – звезда Руси” прошло уже почти полтора года. Уточненный срок окончания работ по данному проекту – конец 2002 года. Планируется, что с 1 января 2003 года начнется промышленная эксплуатация системы.
Возвращаясь назад, уже в качестве некоторого курьеза вспоминается психологическое неприятие системы со стороны некоторых сотрудников предприятия, хотя она довольно проста в эксплуатации. Отчасти это связано с тем, что надо было обучиться не только работе с системой. Работникам бухгалтерии, например, нужно было освоить такие операции, как работа с ваучерами, с кодовой строкой, что было поначалу сложно. Тем не менее сейчас все сотрудники придерживаются мнения, что в системе работать стало легче, это позволяет расширить круг обязанностей и сосредоточить свои усилия на нескольких участках.
Пока система внедрена не полностью, об экономическом эффекте говорить рано. Однако руководство “АЗР” надеется, что уже в ближайшем будущем сможет оперативно получить ежедневную информацию о финансово-хозяйственной деятельности компании. Точно зная объем производимых затрат, отдел контроля сможет соответствующим образом оптимизировать бизнес-процессы, что приведет уже к реальным результатам, в частности, позволит успешно конкурировать с аналогичными компаниями на автомобильном рынке России.
“Наша компания гордится тем, что представляет на российском рынке хороший продукт. Мы работаем с клиентами, которые тратят большие деньги на приобретение автомобиля. У них высокие запросы, определенный образ жизни, высокие требования к обслуживанию, и мы стремимся к тому, чтобы звезда Руси засияла сотням россиян”, - подчеркнул председатель правления “АЗР” г-н Юрген Гэртнер.
www.mb-asr.com
ЗАО “АЗР Автомобиль – звезда Руси” было образовано решением учредителей 15 марта 1993 года . Компания является официальным дилером
DiamlerChrysler AG (до 1998 года Mercedes-Benz). В основе компании – 100% иностранный капитал. Основные направления деятельности: продажа всех моделей автомобилей Mercedes-Benz; тюнинг AMG, Brabus, Designo и др.; сервисное, техническое и гарантийное обслуживание Mercedes-Benz; продажа оригинальных запасных частей для всего модельного ряда Mercedes-Benz и технических аксессуаров.www.fors.ru
Компания ФОРС основана в августе 1991 года Финансовой Академией при Правительстве РФ и группой сотрудников Российской Академии наук. ФОРС имеет филиалы в Санкт-Петербурге, Краснодаре и Барнауле. В 1995 году открыто представительство компании в США.
Годовой оборот ФОРС составляет около
$14 млн. в 2002 году.Со дня своего основания компания разрабатывает программные продукты на основе СУБД
Oracle. Основные направления деятельности – системная интеграция в области программного обеспечения; разработка сложных информационных систем; консалтинг и обучение. Сегодня в компании, включая филиалы, работают более 300 человек.