"Окна
разинув,
стоят
магазины"
В.В. Маяковский, "Хорошо!"
С действующей автоматизированной торговой системой я познакомилась впервые в 1996 году во время съемок сюжета для телевизионной программы "Компьютер". Это был крупный универсам в Царицыно. Нам тогда продемонстрировали весь путь движения товара от разгрузки до продажи покупателю. Здесь были и электронные весы, и устройства считывания штрих-кода, миниатюрные компьютеры выполняли роль кассовых аппаратов. Пожалуй, наиболее привычно выглядела серверная комната и бухгалтерия. Однако, привыкшая к компьютерной технике съемочная бригада с упоением снимала многометровые ряды прилавков, заполненных сырами, колбасами, копчеными окороками и прочей едой. Такое изобилие каждый из нас, пожалуй, увидел тогда впервые. Позже инженеры видеомонтажа спрашивали нас, где же находится такой замечательный магазин и ездили туда за покупками к праздничному столу.
Сегодня подобные универсамы и супепмаркеты уже стали нормой а не исключением. А мы, в свою очередь, постепенно привыкли к иному образу жизни, все более забывая так недавно ушедшую социалистическую эпоху.
ЭКСКУРС
Сеть магазинов "Патэрсон" начала свою деятельность в столичном регионе в 1997 году. Сегодня это магазины в Марино, в Бирюлево, в Жулебино и в Новокосино. Эти просторные, удобно оборудованные, нарядные универсамы прекрасно гармонируют с современной многоэтажной застройкой относительно новых московских микрорайонов.
Современный универсам - это огромное торговое предприятие, деятельность которого без специальной автоматизированной системы попросту не возможна. Тем более, если это сеть универсамов. Количество товара, ежедневно продаваемого в одном таком магазине сети "Патэрсон" насчитывает до 20 тысяч наименований. Поэтому уже в начале строительства в каждом таком магазине прокладывается локальная сеть, готовятся автоматизированные рабочие места. Соответственно сразу встает задача по выбору подходящей автоматизированной системы.
Руководство сети магазинов "Патэрсон" остановило свой выбор на программном продукте "1С:Предприятие 7.7". Продукт привлек неплохим соотношением цены и функциональности, а кроме того своей известностью на российском рынке и, соответственно, большим числом внедрений. А определенная гибкость данного пакета программ облегчило адаптацию продукта к конкретным условиям деятельности заказчика, а также к требованиям постоянно меняющегося у нас в стране законодательства.
Внедрением данной автоматизированной системы в сети магазинов "Патэрсон", доработкой, сопровождением и обучением персонала занимается компания "АСТОР ВЦ", которая является дочерней фирмой и одновременно партнером - франчайзи компании "1С".
СОБСТВЕННО ПРОДУКТ
Автоматизация сети супермаркетов «Патэрсон» произведена на основе конфигурации продукта 1С «Торговый Дом 4.5». Его основные компоненты – это «Оперативный учет», «Бухгалтерский учет» и «Управление распределенными базами данных». Данная конфигурация работает в комплексе с программой «УКМ Супермаг», установленной на POS-Терминалах производства компании Siemens.
Типовая конфигурация реализует наиболее общие схемы учета. Для адаптации к требованиям заказчика, в состав программных продуктов включен конфигуратор, позволяющий, как производить небольшие изменения системы, так и разрабатывать полностью собственную конфигурацию для предприятия.
Так для магазинов "Патэрсон" поставщиком решения было разработано несколько специальных отчетных форм, которые используются сегодня наряду с типовыми, заложенными в системе. По словам руководителя АСУ сети универсамов "Патэрсон" Андрея Титова, когда коммерческому отделу, отделу маркетинга и другим подразделениям организации потребовалась возможность провести анализ деятельности по различным аспектам, «АСТОР ВЦ" разработал необходимые программные модули.
Кроме того, как сказано выше, практически каждый год происходят изменения в бухгалтерском учете. В соответствии с этим меняется модуль "Бухгалтерсикий учет", что влечет за собой регулярные изменения во всей системе.
Универсамы сети "Патэрсон"
занимаются не только розничной торговлей,
но также имеют производственные цеха по
кулинарной обработке продуктов: каждого
покупателя, оказавешегося в торговом зале,
сразу обдает теплая волна аромата
свежеиспеченных пирожков. Кстати,
универсам в Ново-Косино имеет в своем
составе пекарню, являющуюся
самостоятельной фирмой. И не только пирожки
готовят кулинары универсамов - здесь и
котлеты, салаты, другая кулинарная
продукция. Поэтому кроме типовых модулей
системы "1С:Предприятие" сеть
универсамов "Патэрсон"использует
модуль "Производство", переработанный
компанией "АСТОР ВЦ" под специальные
требования заказчика.
Если обобщить вышесказанное, то данная
система автоматизированного учета
позволяет вести следующие процессы
хозяйственной деятельности предприятия:
осуществлять оперативный учет, закупку,
управление складом, продажу, производство и
бухгалтерский учет. Все эти процессы
реализуются централизованно, средствами
платформы «1С:Предприятие 7.7» с применением
технологии внешних компонент. Данная
технология как раз создана фирмой 1С для
решения специальных задач, где требуется
более тесная интеграция системы «Предприятие»
с другими программами и оборудованием (например,
кассовыми терминалами, электронными весами,
сканерами штрих-кодов).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
Кратко рассмотрим автоматизацию перечисленных выше задач. Закупка товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и складской учет представляет собой цепочку, состоящую из следующих операций. Первое – это составление заявок поставщику на закупку ТМЦ, затем, обработка первичной документации поставщика ТМЦ, далее – приходование товарно-материальных ценностей на склад. После этого происходит перемещение ТМЦ со склада на склад, прием и обработка заявок подразделение на выделение товара, передача товара в производственные цеха. Сюда же примыкает расход или отпуск товарно-материальных ценностей на сторону, списание, инвентаризация ТМЦ.
Основное производство включает приходование товарно-материальных ценностей в кладовую цеха, производство готовой продукции согласно калькуляции, инвентаризацию остатков ТМЦ в кладовой цеха и сдачу готовой продукции в торговый зал.
Сбыт продукции – это операции по составлению расходных накладных покупателям, учета возвратов от оптовых покупателей, розничная торговля товарами, учет возвратов от розничных покупателей.
Кроме этого, одна из основных задач, реализованных в системе – это бухгалтерский учет. Здесь производится учет основых средств, материалов, учет операций по розничной и оптовой торговле, учет производства, а также банковских и кассовых операций.
ДОКУМЕНТООБОРОТ
Схемы документооборота сети универсамов «Патэрсон» построены с учетом трех основных принципов. Первое – часть документов имеют только внутреннее движение в подразделении. Другая часть документов отражает хозяйственные операции в подразделениях, но обмен ими через центральный офис не производится. Оставшаяся часть документов нужна для успешной централизации управления, ведения единого бухгалтерского и оперативного учета. Документы такого типа участвуют в общем информационном обмене.
Для предоставления консолидированной информации о совершенных хозяйственных операциях за день в подразделениях создан специальный документ «Сводные бухгалтерские проводки». Этот документ как раз поступает в главный офис компании для последующего отражения в бухгалтерском учете.
«АСТОР ВЦ» также разработала схему формирования заказов на основе данных о закупках и продажах данного товара за выбранный интервал времени, либо по минимальному остатку на складе с возможностью ручной коррекции менеджерами по закупке. Поступающие из магазинов заказы регистрируются в центральном офисе. На их основе составляются заказы поставщикам, которые также регистрируются. Приход товара от поставщика или перемещение товара с главного склада в магазин целиком или частично снимает заказ с регистрации.
В модуле «Производство» реализована схема производства готовой продукции и полуфабрикатов. Для отображения и хранения информации о составе готовой продукции создан дополнительный документ «Калькуляционная карта». В системе возможно наличие нескольких калькуляционных карт на одну номенклатурную единицу готовой продукции. Карта, которая на данный момент является активной, выбирается по справочнику «Номенклатура» в карточке готовой продукции. Списание составляющих производства происходит автоматически на основании калькуляционной карты при проведении следующих документов: Z-Отчет, расходная накладная, перемещение-расход. Кроме того для отражения товарооборота в производстве имеется набор соответствующих отчетов.
УПРАВЛЕНИЕ
Система супермаркетов «Патэрсон»
представляет собой классическую сеть
магазинов с централизованным управлением.
Подобных сетей в России существует не более
двадцати. Ее характерные черты следующие:
- централизованная система управления
заказами у поставщиков на основе анализа
продаж каждого подразделения сети, в данном
случае – каждого супермаркета, за
предыдущие периоды;
- наличие сложное единой дисконтной системы;
- жесткое определение регламента обмена
данными между подразделениями;
- ведение бухгалтерского учета в
центральном офисе;
- формирование розничных цен для различных
подразделений.
Технологически автоматизированная система сети универсамов "Патэрсон" представляет собой распределенную систему, использующую единую общую базу данных, единый справочник номенклатуры, насчитывающий около 60 тысяч наименований. Каждый магазин реализует обязательный ассортиментный минимум товаров, вместе с тем, имея свою, неповторимую особенность. С единой информационной базой данных могут одновременно работать пользователи нескольких подразделений сети.
Универсамы сети "Патэрсон" непосредственно на месте формируют заказ на товар, который может быть скорректирован в центральном офисе компании с точки зрения финансовых потоков. Затем товар доставляется поставщиком, данные о продажах поступают в конце дня в центральный офис.
Если к уже существующей номенклатуре товаров прибавляется новый товар, то в центральном офисе на него заводится электронная карточка товара, куда заносятся все, необходимые для учета данные. Затем они попадают в центральную базу данных, и становятся доступны для всех магазинов сети. На следующий день поставщик может привезти новый товар, который сразу поступает в продажу. Далее все происходит по традиционной цепочке.
Каждый универсам сети "Патэрсон" имеет, как уже было сказано выше, свою локальную сеть, насчитывающую, в среднем, 20 компьютеров. Из них - один сервер, кассовые машины, 3 компьютера на дебаркадере. Здесь нельзя не отметить любопытную особенность используемой техники: кроме кассовых машин производства Siemens Nixdorf, все остальные компьютеры и серверы - отечественной сборки. По словам Андрея Титова, данная техника по соотношению цена/качество вполне приемлема для работы в данной системе. Кроме компьютерного оборудования в автоматизированной системе используются электронные весы «CAS» и «DIGI», а также сканеры штрих-кодов «Metrologic».
Администрирование локальной сети универсама обычно осуществляет один человек - системный администратор. Численность отдела АСУ центрального офиса сети универсамов "Патэрсон" - 10 человек.
Основной обмен данными осуществляется через Интернет. Пересылаемая информация не является целостной, а представляет собой некие ссылки, описанные в базах данных. Такой способ передачи данных, плюс уровень безопасности, который заложен в применяемой ОС Windows NT 4.0, оказываются достаточными для безопасного использования Интернет в качестве канала пересылки корпоративной информации.
ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ
В планах руководства сети универсамов "Патэрсон" открытие своего сайта в Интернет. Это событие должно произойти в конце марта текущего года. Помимо текущей информации на сайте будет развернута электронная торговля товарами, которые в настоящее время производится в универсамах. Правда, сейчас поклонники продукции, реализуемой системой магазинов "Патэрсон" тоже могут воспользоваться услугой заказа товаров через Интернет. Данную услугу предлагает компания "Cumularo OY" - провайдер Интернет в Марьино через свои электронные магазины. Оказывается, что покупатели даже тех районов Москвы, где нет универсамов "Патэрсон", благодаря Интернет, знают эту торговую марку и с удовольствием приобретают эти товары с доставкой на дом.
Также планируется открытие не только
электронного, но и традиционных магазинов
сети "Патэрсон" в Коломенском и
Люберцах. Они также будут включены в общую
автоматизированную систему, а их
деятельность на местах будет
автоматизирована путем внедрения того же
набора программных продуктов, что и все
остальные - "1С:Предприятие 7.7".
-----------------------
"Патэрсон" - ирландская фирма, имеющая
представительство в России. Фирма
занимается продвижением на рынке наших
отечественных товаров. Сеть магазинов "Патэрсон"
начала свою деятельность в Москве в 1997 году.
На сегодня их открыто четыре, плюс
центральный офис в Марьино. Готовятся к
открытию еще два магазина в Коломенском и
Люберцах.
Система супермаркетов "Патэрсон"
представляет собой классическую сеть с
централизованным управлением.
------------------------
Внедренческий центр "АСТОР ВЦ"
является дочерним предприятием фирмы "1С".
Компания образована в декабре 2000 года. "АСТОР
ВЦ" работает во франчайзинговом бизнесе
и занимается автоматизацией деятельности
предприятий с использованием программных
продуктов фирмы "1С". Компания
образована на базе отдела торговых система
фирмы "1С-Рарус".
В настоящее время клиентами "АСТОР ВЦ"
являются около одной тысячи предприятий
России и стран СНГ. Компания имеет статус 1С:Франчайзи,
официального партнера компании "Сервис
Плюс" и официального партнера компании
"UCS"
------------------------