В настоящее время бурно развивается технология компьютерной телефонии, причем не только на Западе, но и в России. На страницах нашего журнала регулярно появляются материалы, посвященные данной технологии. Однако, проведенный в феврале этого года круглый стол, посвященный вопросам компьютерной телефонии, показал, что даже среди ведущих компаний, работающих в данном секторе рынка, существует различная точка зрения даже на саму терминологию в этой области.
Уже почти 10 лет в сфере решений
компьютерной телефонии работает компания
"Светец". В преддверии выставки "Связь-Экспоком-2000"
мы встретились с генеральным директором
компании Сергеем Вячеславовичем
Крестьяниновым, и
попросили ответить на ряд вопросов.
Корр: Сергей Вячеславович,
чемкак, на Ваш взгляд, развивается компьютернойая телефониия на Западе и в России?
Сергей Крестьянинов: Технология компьютерной телефонии, позволяющая создавать эффективные устройства для предоставления самых различных интеллектуальных услуг, очень бурнстремительно развивается и в западных странах, и в России. На Западе создаетсявопросами этого развития активно занимается большое количество специализированных форумов, объединяющих и потребителей услуг и производителей этих услугсоответствующего оборудования и программного обеспечения. ВырабатываетсяУже наработано огромное количество материалов по данному вопросу, кстати, довольно слабо известных в России. Все тТелекоммуникационные компании проявляют к этой технологии всяческий интерес, потому что по своей технологической новизне, по реальным и потенциальным возможностямнадежности, масштабируемости уже сегодня данная технолданная технология может удовлетворить самых взыскательных пользователей.
В России компьютерная телефония тоже развивается довольно заметно, особенно в последнее время. оОднако, по сравнению с тотальным распространением изделий по этой технологии в развитых странах, мы всё ещё, к сожалению, в начале пути. И хотя новые технологические решения часто существенно более дешевы и эффективны, в нашей стране наблюдается задержка с их продвижением более дешевых технологических решений. Отделам продаж Ззарубежныех компаниий, традиционно сильным на нашем рынке, выгоднее как правило, предлагаютодавать в России довольно дорогие решения решения. Серьёзным же отечественным производителям, предлагающим сопоставимое по возможностям дешёвое решение, приходиться тратить слишком много энергии на доказательства вполне очевидных вещей.
Корр: Существует ли какая-то классификация решений компьютерной телефонии?
С.К.: Различных подходов и классификаций в этой области немало. КлассификацияНапример, , безусловно, существует: есть класс офисных решений, главная цель которых - предоставление офисного сервиса, и есть класс решений для провайдеров услуг. Цель провайдера - предоставить массовые услуги. Это определяет определенные качественные и количественные требования к системе, такие как многоканальность, широкие информационные возможности. Кроме того, система должна обладать расчетными функциями (биллинг или шлюзы к биллинговой системе оператора). К этому классу систем относятся ПИН-карточные платформы, обычные и мультимедийные Call-центры, разнообразные почтовые службы.
Бывают и комбинированные решения, которые
используются и в офисе и для внешних
абонентов, ведь компьютерная телефония как
технология, родилась из разряда телефонии
офисной.
Для провайдера главный бизнес -
предоставление услуг, но предоставлять их
можно с помощью различных технологий.
Российским операторам связи, например,
широко известна У них общая база:
классическая интеллектуальная сеть,
основанная на коммутаторных решениях с
единым компьютерным интеллектуальным
центром. Современная , спрофессиональная
система компьютерной телефонии позволяет
получить тот же и даже существенно более
расширенный спектр услуг. - Физически
это сеть компьютеров, работающийая рядом с
коммутатором. С первого взгляда, казалось
бы похожие архитектуры. Однако, сегодня
водораздел здесь значительный. И, кстати,
немало плюсов в сторону компьютерной
телефонии, хотя и минусы тоже могут
присутствовать.
Корр: Что сегодня представляет наибольший интерес для российского пользователя - классическая интеллектуальная сеть или компьютерная телефония?
С.К.: Компьютернаяая телефония - это
оченьпозволяет построить мощное,
масштабируемое и достаточно надежное
решение, не требующее таких значительных
инвестиций, как классическая
интеллектуальная сеть. Возможность
добавления в силу открытости системы ПО и
наращивания систем предполагает
перспективу быстрого развития
компьютерной телефонииной системы.
Российская история классической
интеллектуальной сети насчитывает уже
несколько лет.
В России несколько лет назад за это
время появилось, насколько нам известно, 2
основных фрагмента классической
интеллектуальной сети (Ростелеком, ММТ,
фирма Siemens и Уралтелеком, фирма Alcatel). Но из-за
отсутствия финансирования, дальнейшего
развития эти фрагменты пока не получили.
Помимо сложностей финансирования, многих
останавливает необходимость инвестиций в
нечто не слишком известное. Здесь
компьютерная телефония выигрывает в том,
что систему можно наращивать постепенно, по
мере надобности. Одновременно можно
пробовать тот или иной вид услуг, чтобы
посмотреть, как их воспримет рынок. Это один
из факторов того, что за эти годы в России
началось быстрое развитие решений
компьютерной телефонии (в Москве - ММТ, МТУ-Информ).
Очень многое зависит от того, какВесьма
интенсивно такие решения, в основном
карточные платформы, внедрялись и, видимо,
будут внедряться на перифериив регионах.
Ведь для большей части регионов в
сегодняшний финансовой обстановке это чуть
ли не единственный путь для начала
реального предоставления на существующей
сети интеллектуальных услуг.
Несмотря на финансовые трудности и значительные перемены в технологическом мире разговор о дальнейшем внедрении классических интеллектуальных сетей в России продолжается. Но правилен ли такой путь?Кстати, не является ли определенным показателем то, что Alcatel купила компанию Genesys, специализирующуюся на производстве платформ компьютерной телефонии?
Однако классические интеллектуальные
сети в России тоже внедряются. Это еще
начало пути в этом направлении. ИВедь у
России есть шанс не проходить путь заново, а
адаптировать к нашим условиям
ужесовременные имеющиеся передовые
технологии с тем, чтобы достичь желаемого
результата более эффективным и дешёвым
путём..
Кстати, в этой связи не является ли
определенным аргументом тот факт, что
Alcatel, обладающая классической
интеллектуальной платформой, купила
компанию Genesys, специализирующуюся на
производстве платформ компьютерной
телефонии?
Корр: Как Вы определите место компьютерной телефонии в ряду других телекоммуникационных технологий?
С.К.: Компьютерно-телефонная технология обладает уникальным свойством: она располагается между двумя империями - телефонными сетями и Интернетом и Интернет -с его информационными технологиями. Компьютерная телефония - это своеобразный мост между этими двумя мирами. Эта специфика определяет будущее компьютерной телефонии. С этой точки зрения, IP-телефонияный сервер - всего лишь частный вид сервера, стоящего между двумя вышеназванными технологиями.
Корр: Насколько сложно разрабатывать решения компьютерной телефонии?
С.К.: Так как операторов интересует возможность предоставлять все большее количество массовых услуг, мы можем говорить уже об масштабных интеллектуальных компьютерно-телефонных платформах.
Не смотря на открытость платформы, чтобы создать достойное решение такого типа требуется серьезная работа большого коллектива квалифицированных специалистов. В нашей фирме, например, работает пять кандидатов и один доктор наук. Поэтому мы в состоянии оценить все идеологические аспекты данной технологии. Здесь нам помогает и почти десятилетний опыт работы компании. Мы всегдаЦелесообразно стремимться построить для заказчика систему с использованием лучших достижений мирового опыта.
Не могу не сказать о том, что популярность платформы компьютерной телефонии привела к появлению большого количества систем "поделочничного" типаков. Так на рынок попадают не до конца профессиональные микросистемы, выполняющие те или иные функции. Они дешевы, но заказчик должен знать, что приобретая такие продукты, он не получает никакой гарантии по поводу дальнейшего развития, технической поддержки и сопровождения системы.
Корр: Какое положение со стандартами в этой области?
С.К.: Конечно, здесь нужна своя система стандартов, в частности, по проблемам стыковки с разными системами, необходимо следование определенным рекомендациям. Компания "Светец" является членом ассоциации "Документальная Электросвязь". По нашей инициативе внутри ассоциации была создана рабочая группа "Интеллектуальные сети на базе компьютерной телефонии". Целью этой группы является информирование заказчиков и специалистов о существующих стандартах. Эту деятельность мы считаем весьма важной.
Корр: Какие продукты предлагает заказчикам фирма "Светец"?
С.К.: Мы предлагаем карточные платформы,
разнообразные центры обработки вызовов, IP-шлюз
для интегрированной платформы, а также
многочисленные почтовые службы, речевые,
факсимильные, системы карты авансовых
платежей и так далее.
Стратегический продукт компании -
интеллектуальная платформа,
обеспечивающая самый широкий спектр
современных услуг. Все это сосредоточено на
единой аппаратно-программной базе с
произвольной конфигурацией и единым
центром управления, включая среду создания
услуг. Мы возлагаем на этот продукт большие
надежды.
Здесь отмечу, что наше предложение
гораздо дешевле западного. Во первых, за
счет того, что мы пишем собственное
программное обеспечение, а это 3/4значительная
часть всей системы. Кроме того, сегодня
можно использовать платы российского
производства, что позволяет говорить о
существовании полностью отечественной
интеллектуальной платформы.
Не могу не отметить дополнительно плюсы
компьютерно-телефонной технологии. Здесь
весь набор функций - в одном пакете: и
ккоммутаторные, иречевые, факсимильные,
конференциия речевые и голосовые, IP-телефония,
распознавание речи и так далее. Все это
управляется в едином программном пуле. Это
позволяет сделать настоящполноценную
интеллектуальную платформу,
связывающую телефонную сеть с сетями
передачи данных и информационными
ресурсамикоторую можно связать с Интернет
и другими информационными платформами.
Корр: Как велика конкуренция на этом секторе рынка?
С.К.: Сейчас мы ощущаем конкуренцию с 2-х сторон. Первое - со стороны западных фирм, пока в основном поставщиков коммутационного оборудования и соответствующих интеллектуальных систем. Сильная сторона их предложений - лицензионнпродвинутые решения достаточно высокого качества. Минус - закрытость и слабая адаптация к исключительно российским условиям, причем не только телефонным, но и информационным (речь идет не только о русском языке, а об общем подходе к проблеме). .
Что касается Ззападныхе решенийя, то они проигрывают еще и потому, что за любыми изменениями системы нужно обращаться к специалистам, работающим в разных странах. Это неудобно. В этом смысле, предложения российских фирм значительно выигрывают. Наши решения значительно выигрывают также и по цене.
Другая сторона конкуренции- это изделия небольшие российских производителейфирмы - поделочники, число которых быстро растёт в последнее время. Как правило, это небольшие фирмы или малочисленные отделы более крупных фирм. о которых я говорил выше.Некоторые из операторов связи идут в собственную разработку. Проблемы здесь известные. Серьёзная разработка требует профессиональности - а это деньги, ресурсы, время и высокая квалификация.Поэтому получается не всегда, а уж о всестороннем развитии продукта для выхода на мировой уровень конкуренции говорить ещё труднее. Успеху здесь порой не помогает и даже чрезмерно низкая демпинговая цена, используемая некоторыми из наших конкурентов. Увы, конкуренция иногда показывает и другие, далеко не лучшие свои стороны.Тем не менее, с уважением относимся к большинству из наших коллег и искренне желаем всем успехов, потому что в итоге это очень важно для России. С их стороны порой мы сталкиваемся с такими неприятными моментами, как откровенный плагиат.
Корр: Большое спасибо за беседу. В
заключение хочется пожелать фирме "Светец"
успехов и здоровой конкуренции, отчего
несомненно выиграют все заказчики.