15 июля заканчивает свою
работу выставка фотографий в «Малом манеже».
Один ее раздел представляет собой
уникальное собрание работ Тины Модотти –
первой женщины – фотографа XX века. В ряде ее
работ уникальным образом сочетается
традиционная мексиканская фотография с
модернистским течением в искусстве.
Фотографии весьма разнообразны: здесь и
тема материнства, аскетические фантазии на
тему серпа и молота, скупая
изобразительность строительных элементов
и проводов, тепло и красота человеческих
рук – будь то руки прачки, рабочего или
молодой красавицы. Удивительно просто и,
вместе с тем, изощренно, изображен букет роз.
Оригинал этого черно-белого снимка был
продан на аукционе «Сотбис» за $165 000.
Тина Модотти, будучи
увлеченной революционной борьбой, в 30-е
годы переехала в Россию. Здесь она
перестала фотографировать.
Отметим, что в нашей стране
фотоработы Тины Модотти выставляются
впервые.
Второй зал выставки
представляет собой историю России XX века.
Здесь, в хронологическом порядке собраны
фотографии различных авторов. Выставка
названа «Жернова истории», так как на
снимках запечатлены переломные моменты
нашей эпохи. И не только. Здесь и царская
семья, и спортивные занятия кадетов, и чье-то
семейство на даче. Но с портрета, что висит
рядом, глядят на вас неимоверно усталые
глаза Керенского. Тут же снимки рабочих
митингов, голодающих.
Герои гражданской войны вовсе
не отличаются удалью и красотой: на
фотографиях тупые лица без всякого
проблеска мысли в глазах. Это работы
Михаила Пришвина. Он фотографировал и
дворян: незадолго до расстрела – чета
Трубецких, на деревенской лавочке – старый
князь Голицын, разговаривающий с соседским
мальчиком. Рядом с этими снимками –
странички дневника Пришвина, его
размышления о жизни и о судьбе тех, кого он
фотографировал.
А дальше – лагеря, Великая
Отечественная…
И, наконец, современная история:
Брежнев, «водочные очереди», Дмитрий
Сахаров, Горбачев, путч 1991 года, Растропович
с винтовкой вместо виолончели, 1993 год, Чечня.
Начинают и завершают выставку
два портрета. Это женщины – ровесницы века,
в полной мере ощутившие на себе те самые «жернова
истории», что так страшно перемололи
их и нашу жизнь.
Так, накануне третьего
тысячелетия, устроители выставки дали нам
возможность вспомнить, каким же он был для
нас, уходящий ХХ век.