Ульяновский автомобильный завод более 50 лет являлся практически единственным в нашей стране поставщиком полноприводных легковых малотоннажных и грузопассажирских автомобилей. Сегодня, по данных журнала «Эксперт», ОАО «УАЗ» выходит в двадцатку самых прибыльных компаний России, занимая 25 место в рейтинге крупнейших компаний по объемам продаж. И не даром: на отечественных дорогах, которые подчас и дорогами-то назвать нельзя, в условиях северного климата, когда зима длится минимум полгода, водителю комфортнее чувствовать себя за рулем мощного внедорожника, который подобно верному коню вынесет седока из любой передряги.
В настоящее время Ульяновский
автомобильный завод имеет порядка двадцати
производств и управлений, каждый - со своими
функциями. Более ста зданий завода
расположились на площади 25 кв. км. Всего нв
УАЗе шесть основных производств:
- металлургическое;
- прессово-сварочное;
- механосборочное;
- сборочно-кузовное;
- станко-инструментальное;
- производство автомобилей малых серий.
Постоянно идет наращивание производства, устаревшее оборудование заменяется новым, внедряются передовые технологии как на самом производстве, так и в управлении.
НАЧАЛО
Современные системы управления предприятием немыслимы без наличия сетевой инфраструктуры. Поэтому в 1992 году руководство УАЗа принимает решение о создании корпоративной сети. Исполнителем проекта становится компания РУСЛАН Коммуникейшнз.
На первом этапе были построены локальные сети на отдельных производственных участках, в различных заводских корпусах. Были организованы вычислительные центры в отделе сбыта, снабжения и ряде других подразделений. На каждом из шести основных производств УАЗа в локальную вычислительную сеть были включены: своя бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, руководящая структура, имелся свой вычислительный центр.
Сливась, локальные сети образовали неструктурированную корпоративную сеть предприятия. Ее основной функцией была организация обмена данными между управлением финансовых информационных систем, службой сбыта, складами, бухгалтерией, цехами, проектной службой и основными производствами завода.
В качестве инфраструктуры локальных сетей на этажах зданий был проложен кабель типа "неэкранированная витая пара" - UTP (Unshielded Twisted Pair). Широко использовался и оптический кабель. Только за 1993-94 годы по территории завода было проложено более 5 км оптоволоконного кабеля, с помощью которого в единую сеть были соединены более десяти корпусов.
Для организаци общезаводской локальной вычислительной сети было использовано активное сетевое оборудование серии Multinet - модульные коммутаторы LET производства компании LANNET (в настоящее время компания называется AVAYA).
Подытоживая отметим, что на первом этапе локальная сеть УАЗа объединяла заводоуправление, цех запчастей, управление сбыта, управление кадров, дом связи и другие объекты предприятия, имеющие первоочередную важность.
ВТОРОЙ ЭТАП
Второй этап проекта положил начало созданию единого информационного пространства Ульяновского автозавода. Благодаря изначально правильно выбранной технологии и оборудования, созданная сетевая инфраструктура не только могла успешно функционировать долгие годы, но и обладала хорошей возможностью дальнейшего развития.
Началом второго этапа развития корпоративной сети завода стал 1997 год. В этом году были дополнительно приобретены коммутаторы LANNET и произведен ввод в общезаводскую сеть дополнительных точек и модернизация уже подключенных. Дополнительно по территории УАЗа было проложено около 6 км оптоволоконного кабеля. К сети подключен еще ряд производственных корпусов, в частности, кузнечного, автоматного, ремонтно-литейного, термообрубного, блока литейных цехов.
Корпоративная сеть к настоящему моменту приобрела вид двухуровневой структуры. На нижнем уровне происходит объединение пользователей сети, а на верхнем в единое целое объединяются локальные сети.
ТОПОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
Магистралью вычислительной сети Ульяновского автозавода является внутренняя шина устройства межсетового взаимодействия, обладающего достаточной внутренней производительностью для поддержания межсегментного трафика. К данному устройству подключены по индивидуальным линиям связи все сегменты сети, образованные концентраторами (коммутаторами). Всего на автозаводе установлено 29 коммутаторов. Другими словами, данная структура построена по принципу collapsed backbone - "стянутой в точку магистрали".
В качестве коммутационного информационного центра в сети УАЗа используется комбинация двух коммутаторов LET-36. На них приходят магистральные оптические 100 и 10 мегабитные каналы связи, 100- мегабитные подключения центральных серверов завода, а также все линии связи со второго, третьего и четвертого этажей заводоуправления непосредственно от пользователей. Маршрутизация трафика IP/IPX между созданными логическими виртуальными подсетями осуществляется с помощью модуля многоуровневой коммутации 3LS. Протоколы IP/IPX являются основными протоколами в корпоративной сети автозавода. В созданной сети осуществляется централизованное управление на базе системы HP OpenView и CajunView. В сети используется свич-технология, разбиение на виртуальные сети. Любой сбой автоматически локализуется в пределах виртуальной подсети.
При создании сети автозавода с самого начала использовались передовые технологии, при этом устанавливаемое сетевое оборудование не требовало сложных конфигураций и настроек. "За время работы оборудование показало себя как очень надежное: за семь лет эксплуатации не было ни одного серьезного сбоя, мы не имели претензий к его работоспособности. Поэтому дальнейшее развитие сети на нашем предприятии мы намерены проводить на базе этого же оборудования", - отметил …
Сегодня в корпоративную сеть Ульяновского автозавода объединены 750 персональных компьютеров, 30 SPARC-станций. Большая часть коммутаторов и серверов объединено оптоволоконным кабелям. Для подключения рабочих мест и в ряде других случаев используется кабель "витая пара". Вся сеть базируеся, в основном, на технологиях Ethernet и Fast Ethernet. Связь с удаленными зданиями осуществляется с помощью радио Ethernet.
ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ
Не смотря на большой объем реализованных работ, корпоративная сеть Ульяновского автомобильного завода будет развиваться и дальше. Планируется проложить еще около двух километров оптоволоконного кабеля, с помощью которого к общей сети будет подключено еще четыре заводских корпуса - ТСО, спецавтомобилей, рамный корпус и дизайнеров УГК. Соответственно намечено оборудовать дополнительные рабочие места.
Предполагается провести модернизацию центральных коммутационных устройств сети. Здесь существуют свои проблемы. Дело в том, что коммутаторы центрального узла связи функционируют на автозаводе уже более шести лет. Выше мы упоминали, что здесь были установлены коммутаторы LET-36, оборудованные скоростной протокольно-независимой шиной. Она имеет пропускную способность 2,56 Гбит/с для коммутируемых сетей, чего на сегодняшний день при использовании каналов связи в 100 Мб и 1 Гб, становится уже недостаточно. Поэтому принято решение в дополнение к уже работающему оборудованию установить более современное - магистральный мультигигабитный маршрутизирующий коммутатор Cajun Р550 компании AVAYA, который хорошо совмещается с LET-36. Пропускная способность системной шины Cajun Р550 составляет 45,76 Гбит/с, а скорость маршрутизации - до 18 миллионов пакетов в секунду.
Данное решение хорошо и с той точки зрения, что оно является решением второй проблемы: из-за полного заполнения модулями центрального коммутатора стало невозможно дальнейшее увеличение количества оптических каналов связи. Кроме того, использование коммутатора Cajun P550 повысит надежность работы сети автозавода, потому что данное устройство имеет цельную отказоустойчивую архитектуру, исключающая возможность его выхода из строя при неисправности любого другого узла сети.
Для сохранения преемственности по отношению к уже используемому оборудованию Cajun Р550 могут быть сконфигурированы для работы в качестве стандартного маршрутизатора для протоколов IP и IPX. Выше мы упоминали, что это базовые протоколы корпоративной сети Ульяновского автозавода. Плюс к этому, данное оборудование делает возможным дальнейшее расширение сети.
Для подключения удаленных подразделений предполагается использовать модульные каскадируемые коммутаторы Cajun Р330. В будущем на УАЗе планируется перейти на технологию Gigabit Ethernet на магистральных линиях.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
На днях в центре Москвы мне довелось увидеть, как ехал по бульвару человек на видавшем виды уазике, по случаю жары превращенному в кабриолет - даже ветровое стекло было откинуто на капот. И, вроде бы ничего особенного не было в этом автомобиле военно-защитного цвета, однако выглядел он куда более значительно, чем снующие вокруг разноцветные иномарки…
Сейчас Ульяновский автозавод выпускает 16 основных моделей своих замечательных машин. В перспективе - появление гаммы автомобилей на базе нового грузового шасси, где будут и современный микроавтобус, и новый грузовичок, и новый вариант фермерского автомобиля. Уже сейчас с конвейера сходят прообразы будущих автомобилей: с увеличенной до 1300 кг грузоподъемностью, автомобили с более мощным и экономичным двигателем. И очень важной составляющей успешного производства на УАЗе является современный уровень управления, основанный на передовых сетевых технологиях.
-------------------------
www.uaz.ru
Ульяновский автомобильный завод основан
в 1941 году. Сегодня, по данным журнала "Эксперт",
ОАО "УАЗ" входит в двадцатку самых
прибыльных компаний России, занимая 25 место
в рейтинге крупнейших компаний по объемам
продаж.