НОВАЯ СТУПЕНЬ СИСТЕМНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Елена Шашенкова

МЫСОВ Михаил Владимирович,

Директор отделения системной интеграции управления маркетинга и развития бизнеса компании “ЛАНИТ”

- Думаю, не только компания ЛАНИТ, но и многие российские системные интеграторы заметили, что интеграция на современном этапе представляет собой уже нечто иное по сравнению с тем, что было всего лет 5-6 назад.

ПРОБЛЕМА

Как правило, деятельность системных интеграторов заключается в построении информационной инфраструктуры заказчика. Но любая инфраструктура строится не сама по себе, а для решения вполне конкретных прикладных задач. На сегодняшний день не существует универсального продукта, который решал бы абсолютно все проблемы предприятия. В силу этого, заказчик приобретает и внедряет одну за другой, необходимые ему, автоматизированные системы. Внедрением зачастую занимаются различные фирмы-интеграторы, имеющие соответствующую специализацию. Вскоре у клиента возникает непростая проблема обеспечения совместной работы всех систем. Эта проблема касается не только компаний, имеющих многолетнюю историю, но и вновь образующихся предприятий, так как они, как правило, почти никогда не начинают с нуля.

Автоматизация предприятий сегодня состоит как бы из кусочков – это явление в прессе называют “кусочной автоматизацией”. При этом ряд задач предприятия все же остается не решенным, поэтому периодически встает вопрос о приобретении новых систем. А уже действующие системы устаревают и требуют модернизации, либо замены.

Клубок проблем дополняется тем, что поддержка сложной информационной структуры стоит очень дорого. В такой структуре все переплетено, данные нужно конвертировать из одной системы в другую, либо переносить на дискете, либо вводить повторно. А любая замена – это перепровязывание всех связей, что является процессом не только дорогостоящим, но и длительным.

Постепенно предприятие становится заложником груза старых данных, обрабатываемых старыми системами. За всем этим встает глобальная проблема – как внедрять новое, как развиваться дальше.

НОВЫЕ ВРЕМЕНА

Сегодня высшее руководство крупных компаний постепенно осознает, что для успешного выполнения функций управления необходимо обладать всей полнотой информации о деятельности компании. Такую информацию можно получить с помощью автоматизированной системы (или систем), охватывающей все бизнес-процессы.

Мы уже отметили выше, что, как правило, сегодня предприятие эксплуатирует не менее 5 автоматизированных систем с различной функциональностью. Их интеграция в единое целое и поддержание дальнейшей работоспособности обходится довольно дорого. На Западе уже давно пытаются избежать подобных затрат. В России об этом начали задумываться совсем недавно. В крупные компании приходит молодой менеджмент, подход которого к делу уже совсем иной. Сегодня все затраты подсчитываются весьма скрупулезно, и уже практически никто не собирается вкладывать средства в информатизацию без ожидания вполне определенного экономического эффекта. А это означает, что пришло время иных решений.

РЕШЕНИЕ

Решение проблемы уже найдено и заключается в использовании для интеграции информационных систем платформы среднего уровня. Крупные западные компании используют корпоративные системы либо разработанные в среде этой платформы, либо применяют ее для интеграции разнородного программного обеспечения.

Разработкой ПО класса middlware ранее занимались многие, сегодня наибольшим спросом пользуются продукты компаний BEA Systems, IBM, iPlanet.

 

Суть решения следующая. Предлагается два способа. Один – создание на основе единой платформы новой целостной системы, имеющей все необходимые предприятию функции. Это своеобразная альтернатива ERP-системам. При этом мы не утверждаем, что ERP – это плохо, но для клиента это означает значительные инвестиции, растянутые на 2-3 года. Плюс к этому, клиент вынужден идти навстречу ментальности разработчика, меняя собственную, и лишь совпадение взглядов на организацию ведения бизнеса ведет к ожидаемому экономическому, управленческому и бизнес эффекту.

Предлагаемая альтернатива позволяет заказчику получить автоматизированную корпоративную, полностью интегрированную систему, создавая ее поэтапно, выбирая в каждом функциональном блоке лучшее решение в своем классе. При этом платформа гарантирует целостность системы, обеспечивая сквозные бизнес-процессы. Кроме того, клиент имеет возможность внедрять систему согласно собственной бизнес-логике, а не логике построения ее программных компонентов. Если к этому добавить решение классической проблемы создания общих справочников и классификаторов, то получается полноценная система управления.

Второй способ заключается в следующем. Интеграционная платформа используется подобно общей коммуникационной магистрали, через которую общаются друг с другом все приложения и база данных, уже имеющиеся у заказчика. Приложения связываются с общей платформой с помощью адаптеров (для их разработки существуют специальные средства). Изменение приложений и работающих систем уже не требует написания новых адаптеров. Однако полная интеграция подразумевает не только возможность обмена данными между приложениями, но и обеспечение сквозного бизнес-процесса. Для этой цели платформа имеет необходимую составляющую, отвечающую за коммуникацию бизнес-приложений. В результате клиент получает хорошо управляемый комплекс, не зависимый от внедрения новых приложений.

 

Считаю важным подчеркнуть, что на современном этапе для любого предприятия, как единого целого, важно иметь возможность контактировать со своими партнерами, а точнее, иметь соответствующее расширение собственных информационных систем. Например, удобно, если могут взаимодействовать между собой модули планирования компаний – партнеров. Общая интеграционная платформа предоставляет и такие возможности.

РЫНОК

По нашим наблюдениям, российский рынок готов к тому, чтобы воспользоваться и развивать платформенный подход к системной интеграции. Правда, пока Россия в этом отношении отстает от остального мира, от стран Восточной Европы, где есть уже миллионы внедрений подобного рода. Однако интерес к таким системам среди крупных предприятий уже имеется.

Выше мы назвали несколько компаний, выпускающих системы среднего класса. Лидирует в этой области компания BEA Systems. На сегодняшний день список клиентов этой компании по всему миру превышает 11 тысяч. Ряд российских компаний, в основном, из банковского сектора, использовали в конце 90-х первый продукт ВЕА – систему Tuxedo. Известна компания и российским разработчикам.

Сегодня стратегический продукт ВЕА Systems – WebLogic. Платформа ВЕА является стандартом де-факто среди более двух тысяч системных интеграторов, независимых разработчиков приложений и поставщиков прикладного сервиса во всем мире для e-Business-решений. Платформа открытая и аппаратно независимая, в ее основе лежит известная система Tuxedo. В качестве базового используется язык Java, стандарт G2EE. Интеграционная платформа состоит из 3-х частей: средства разработки, средства интеграции и средства взаимодействия. Для безопасной работы в среде Интернет платформа предусматривает использование протокола XML.

Мы далеки от намерения продвигать в России лишь продукты BEA Systems. Естественно, что компаниям, широко использующим аппаратные и программные средства IBM, лучше использовать систему среднего уровня этой же фирмы, и так далее. Но мы убеждены, что платформенный подход к интеграции систем в крупных российских компаниях сегодня жизненно необходим. Отрадно, что к такому же выводу постепенно приходят и наши заказчики.

МАРКЕТИНГ

На основе наших наблюдений мы пришли к решению активно включиться в процесс принципиального изменения положения в области отечественной системной интеграции. Для этого мы заключили соглашение о стратегическом партнерстве с Bea Systems. На базе компании Ланит организован центр компетенции по решениям Веа, который будет поддерживать российских партнеров этой фирмы. Здесь будет оказываться технологическая, консультационная и техническая поддержка и помощь в принятии решений для отечественных заказчиков и разработчиков.

В сетевой академии Ланит запланировано чтение авторизованных курсов с последующей сертификацией по решениям Bea Systems. На первый квартал 2002 года намечено проведение road-show, а также большого семинара для представителей крупных российских компаний.

По опыту общения с российскими разработчиками, мы можем сказать, что в России существует хорошая перспектива развития отечественных разработок на основе продуктов BEA Systems.

Другими словами, мы считаем что отечественный рынок созрел для реализации платформенного подхода к системной интеграции. Мы надеемся, что наши усилия заинтересуют и помогут российским разработчикам в плане создания различных приложений в этой области. По нашим прогнозам, в 2002 году в России пойдет волна внедрений систем среднего уровня, что значительно облегчит и удешевит для наших предприятий и корпораций процесс дальнейшего развития и совершенствования автоматизированных информационных систем управления.