Эйзенштейн Сергей Михайлович
(1898, Рига - 1948, Москва)
Режиссёр, художник, теоретик кино, заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1939).
С 1920 в Москве, работал заведующим декорационной частью Театра Пролеткульта, преподавал в его режиссёрских мастерских. В 1921—22 учился в Государственных высших режиссёрских мастерских под руководством В. Э. Мейерхольда.
Первая самостоятельная работа — спектакль “Мудрец” по комедии А. Н. Островского “На всякого мудреца довольно простоты” (1923) - агитобозрение с элементами цирка и мюзик-холла.
С 1924 в кино. Поставил фильмы: “Стачка” (1925), “Броненосец "Потёмкин"” (1925), “Октябрь” (1927; совместно с Г.В.Александровым), “Александр Невский” (1938). Этапом в развитии историч. фильма стала кинотрагедия “Иван Грозный” (1-я серия — 1945, 2-я серия — 1958) и др. Драматическая напряжённость повествования и психологическая разработка характеров персонажей, обобщённый стиль актёрской игры, монументальность изобразительных решений, синтез выразит, возможностей разных искусств в полифонической структуре фильма сделали фильм одной из вершин мирового кино. В 1940 поставил оперу “Валькирия” Р. Вагнера в Большом театре. С 1932 преподавал во ВГИКе (с 1937 профессор). Разработанный им метод режиссёрского практикума заложил основы преподавания кинорежиссуры. Работал над теоретическими исследованиями проблем кино.
Уже после смерти Эйзенштейна были выставлены и опубликованы его рисунки, обнаружившие в нём талант незаурядного графика. Государственная премия СССР (1941, 1946). Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Именем Эйзенштейна в 1968 названа улица (бывший 4-й Сельскохозяйственный проезд) в районе проспекта Мира. На доме, где в 1920-34 жил Эйзенштейн (Чистопрудный бульвар, 23),— мемориальная доска. В 1966 был создан Научно-мемориальный кабинет Эйзенштейна (Музей-квартира, Смоленская улица, 10), библиотека и личные вещи которого были завещаны государству П. И. Аташевой, вдовой режиссёра.