Ремизов Алексей Михайлович
Один из самых самобытных писателей начала XX века.
Из купеческой семьи. Имел еще трех братьев, вместе с которыми учился одно время в 4-ой мужской гимназии.
Имя Алексея Михайловича Ремизова связано для каждого из нас с миром детства, музыкой родного языка. Его отличает чрезвычайно яркое, образное восприятие мира. “Живой сокровищницей русской души и речи” называла его творчество Марина Цветаева.
С детских лет Алексей Ремизов был большим выдумщиком и фантазером. Сказки для него были реальностью, он жил в них. Выдуманные им истории Алексей пытался рассказывать в семье, пока не понял, что взрослым они не интересны, а то и вовсе их раздражают: “Ври, да не завирайся”. Первый— реалистический — рассказ он написал семи лет — о пожаре в деревне, со слов няни. Это было в год поступления в гимназию. Но в основном Алексей записывал свои поэтические фантазии и своеобразно переложенные им предания и легенды. Так сложились его первые стилизованные под старину книги: “Лимонарь, сиречь: Луг духовный”, “Посолонь”, “Докука и балагурье”. Печататься Ремизов стал с 1905 года. В следующем году он переехал в Петербург, где началась его настоящая литературная жизнь.
В последнее время мы заново открываем этого удивительного писателя. Вышло немало книг Ремизова и мемуаров о нем, особенно о его жизни за рубежом. С 1921 года он находился в эмиграции: сначала в Берлине, затем в Париже. Теперь он возвращается к нам своим сказочно-неповторимым творчеством: произведениями литературы и графики. Не всем известно, что Алексей Михайлович был еще и неплохим художником. Он рисовал всегда, на любом клочке бумаги. Каждое свое письмо или крохотную записку он непременно сопровождал каким-нибудь рисунком. В 1933 году в Праге экспонировалась выставка его произведений, на ней было представлено более тысячи листов. Его работы ценил П. Пикассо и даже хранил у себя один из его рисунков. В годы войны А. М. Ремизов вел “графический дневник”, в котором отражались сны, портреты современников и волновавшие его события.
С позволения О. В. Чижова — племянника парижского друга писателя Г. В. Чижова-Холмского, мы публикуем копию письма Ремизова. Она дает представление о его характерном почерке и неотделимой от письма графике.
Глеб Владимирович Чижов-Холмский вспоминает: “На своем длительном жизненном пути мне приходилось встречаться со многими интересными, даровитыми и даже знаменитыми людьми, но я никого не встречал более чуткого и доброжелательного, чем Алексей Михайлович Ремизов”.
6 июля 2002 года — 125 лет со дня рождения Алексея Михайловича РЕМИЗОВА (1877-1957), русского писателя.
«Не ведьма Дун-ду-чиха застилает на ночь стол скатертью, не ступой закостила наброжая — кроет землю белый снег, летят-падают хлопья надранными лохмотьями, воет-вьётся вьюга, выбухает, метёт метель-поземелица — за-ку-де-ли-ла!»
Читая сказки Алексея Ремизова, порой ловишь себя на мысли, что написаны они на каком-то особенном языке, который ты знал, понимал когда-то давным-давно, но теперь забыл. Что это — пресловутая генетическая память или воспоминание о той бездне впечатлений раннего детства, отчаянном словотворчестве, попытках дать имя всему, что видишь, чувствуешь, слышишь?.. Скорее всего, и то, и другое. «С двух лет начинаю отчетливо помнить, — находим мы у Алексея Михайловича. — Я словно проснулся и был как брошен в мир... населенный чудовищами, призрачный, со спутанной явью и сновидением, красочный и звучащий нераздельно».
Можно спорить, будет ли Ремизов понятен современному ребёнку или же его сказки — всего лишь занятный литературный памятник, изучать который — удел учёных-филологов. В конце концов, слова не поймут — так хоть ритм уловят. Но вот хороший пример — конкретное издание. В чудесной книге, выпущенной в 1996 году в Санкт-Петербурге издательством Ивана Лимбаха, авторский текст и авторские же объяснения к нему дополняет содержательное предисловие составителя И.Ф.Даниловой, небольшой словарик малоупотребимых и диалектных слов и выражений и, наконец, невероятной красоты рисунки художницы Веры Павловой. Читать и разглядывать это произведение книжного искусства — сущее удовольствие! Что ребёнку, что взрослому…