Кривоколенный 10

Кривоколенный 10

На другой стороне переулка архитектурный памятник XVII - XVIII вв. - усадьба князей Голицыных (№ 10) с главным домом в глубине (в его нижнем этаже сохранились сводчатые палаты), окруженным двумя флигелями.

В начале XVIII в. она, возможно, принадлежала обер-гофмаршалу Левольду,

в 1730 - 40-х гг. князю И. А. Урусову,

в конце 1740-х гг. коллежскому советнику М.С. Чебышеву, потом перешла к его дочери Е.М. Чебышевой, вышедшей замуж за князя Петра Федоровича Голицына.

Под его именем и известна эта усадьба.

В 1822 - 1824 гг. дом нанимался для пансиона Ивана Горна, в 1827 г. правый флигель снимала графиня Е. П. Ростопчина.


Владение принадлежало Осипу Алексеевичу Соловьеву (1676-1747), сыну архангельского купца. Первоначально Осип служил дворецким в доме Меншикова. Петр I, нередко посещавший этот дом, приметил расторопного и умного дворецкого и назначил его директором Архангельской таможни, а потом - коммерческим агентом в Голландии, где вскоре был основан банкирский дом. Осипу Алексеевичу и его двум братьям в 1727 году за полезную деятельность присвоено звание баронов.

По описи московских дворов, сделанной в 1760 году, владельцем усадьбы значится содержатель Ярославской полотняной и прочих мануфактур и фабрик Алексей Иванович Затрапезный. В 1773 году владение перешло к Савве Яковлевичу Собакину, родоначальнику новой ветви дворян Яковлевых. По семейным преданиям, он происходил из мещан города Осташкова Тверской губернии и прибыл в Северную столицу пешком "с полтиной в кармане и родительским благословением". Попав в артель, где торговали продуктами вразнос с лотков, Савка Собакин в погоне за заработком стал ходить по улицам и предлагать продукты. Однажды императрица Елизавета Петровна, находясь на балконе, заметила проходившего мимо симпатичного продавца, рекламировавшего свой товар звонким, певучим голосом. "Какой прекрасный голос!" - воскликнула императрица и приказала придворному немедленно привести к ней этого молодца.

С той поры голосистый и сметливый парень был взят поставщиком припасов для императорс кой кухни. Некоторые вельможи, желая угодить императрице, поручали ему снабжение своих кухонь. Понравился Савка и князю Григорию Потемкину, который отдал Собакину поставку продуктов для армии. Записавшись в купечество, Савва Яковлевич взял на откуп таможню в Риге и нажил миллионы, а в 1762 году Савва Яковлев (а не Собакин) "за особые оказанные услуги" был возведен в потомственные дворяне. В 1764 году он купил Ярославскую большую мануфактуру, а затем начал скупать на Урале горные заводы: у Прокофия Демидова, у графа Воронцова; скупил и построил 22 завода, сделался самым крупным русским заводчиком. Свою дочь Анну выдал замуж за Александра Ивановича Боташева, владельца железоделательного и паруснополотняных заводов. Правнук Собакина, Иван Яковлевич Яковлев, был партнером А. С. Пушкина в карточной игре.

Ампирный особняк на участке владения появился при Прасковье Алексеевне Крюковой. В 1885 году архитектор Ф. Ф. Вознесенский расширил особняк пристройкой справа по Архангельскому переулку. В 1884 году владение приобретает Софья Маврикиевна Фролова, купчиха, муж которой, Павел Алексеевич Фролов, вел торговлю золотыми и серебряными изделиями.

В 1888 году особняк Фроловых снимает художник Василий Дмитриевич Поленов с женой Натальей Васильевной (урожденной Якунчиковой) и младшей сестрой Еленой Дмитриевной Поленовой (1850-1898), тоже художницей. В семье Поленовых регулярно устраивались "рисовальные вечера", в которых участвовали М. А. Врубель, А. Я. Головин, С. В. Иванов, А. Е. Архипов. Сюда приходили художники М. В. Нестеров, И. С. Остроухов, искусствоведы Н. И. Романов и С. С. Голоушев (Сергей Глаголь). Ученик В. Д. Поленова художник Леонид Осипович Пастернак (отец поэта) вспоминал: "Стоило хоть раз побывать в гостеприимном доме Поленова в Кривоколенном переулке и, помимо общей атмосферы и при помощи преданного друга и помощницы - жены его Натальи Васильевны, хоть раз увидеть старушку мать его, сидевшую всегда за рукодельем и принимавшую живое участие в оживленных беседах за вечерним чаем, после наших рисовальных вечеров, чтобы безошибочно представить себе дух и направление, какое должна была дать эта среда творчеству Поленова".

Елена Дмитриевна Поленова работала в Абрамцевских художественных мастерских. Она известна как автор жанровых картин ("Детская", "Прачка" и др.), иллюстраций к сказкам и книгам для детей ("Сынко-Филипко", "Белая уточка", "Война грибов", "Дедко Морозко", "Иванушка-дурачок" и др.). Благодаря ее деятельности сохранены и введены в научный оборот памятники русского народного творчества. Во время многочисленных поездок по Подмосковью, Поволжью и Северу она зарисовывала памятники архитектуры, крестьянскую утварь, мебель, образцы вышивок, записывала сказки, потешки, прибаутки. Семья Поленовых уехала из этого дома в 1893 году. Тогда дом представлял собой двухэтажный каменный особняк с рустованными стенами первого этажа и широкими карнизами над первым и вторым этажами. Поленовы снимали весь особняк.

Позднее дом стал пятиэтажным. На уровне четвертого и пятого этажей имеются несколько эркеров. Окна второго, третьего и четвертого этажей декорированы сандриками. Входы, ведущие в жилые помещения, находятся во дворе.

В феврале 1902 года этот дом приобрел гражданин Северо-Американских Штатов Александр Вениаминович Бари за 150 тысяч рублей (ранее он арендовал этот дом у Фроловых). Инженер А. В. Бари владел котельным заводом в Москве близ Симонова монастыря и конторой, принимавшей заказы на строительство доменных печей, мостов и различного оборудования для фабрик и заводов и находившейся на Мясницкой улице. Дочь Бари Ольга Александровна (1879-1964) брала уроки живописи у Леонида Пастернака, с семьей которого дружила всю жизнь. С 1907 года Ольга регулярно участвовала в выставках "Мира искусства" и московских Салонов. Потом занималась в основном преподаванием живописи. Ее произведения - пейзажи, портреты, натюрморты - выставлялись на выставке во время празднования 800-летия Москвы и уже после смерти художницы, в 1980 году, на Кузнецком мосту. Последняя выставка состоялась в апреле 1996 года в муниципальном выставочном зале "Ковчег".

В 1922 году в доме на втором этаже получил квартиру выдающийся ученый, инженер-изоб ретатель, почетный академик АН СССР Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) (см. "Наука и жизнь" № 4, 1968 г.). Шухов окончил Московское техническое училище, с 1880-го работал главным инженером строительной конторы А. В. Бари. Создал проект сооружения московского водопровода (1887), опубликовал работы: "Насосы", "Нефтепроводы", "Стропила". По проектам В. Г. Шухова в Москве возведены дебаркадеры, перекрытия у ряда вокзалов, магазинов.

После 1917 года московский завод конторы А. В. Бари был преобразован в завод "Парострой и котлотурбина". На этом предприятии В. Г. Шухов, избранный рабочими в состав правления, проработал тринадцать лет. В 1922 году он спроектировал гиперболоидную многоярусную башню для радиовещания высотой 150 метров. На доме, в котором В. Г. Шухов жил до 1936 года, установлена мемориальная доска.


10. Архитектурный комплекс "Голицынские палаты" состоит из двух длинных боковых флигелей с коробовыми сводами конца XVI - начала XVIII века и главного корпуса. В начале XVII века в документах указывалось, что здесь находился двор обер-гофмаршала Левальда. В 1737-1742 годах владельцем усадьбы был князь Иван Алексеевич Урусов, а в 1745-1751 годах - содержатель шелковой фабрики Семен Мыльников. Потом владение принадлежало семье коллежского советника Михаила Семеновича Чебышева, его дочери, княгине Екатерине Михайловне Голицыной, и ее мужу, князю Павлу Федоровичу Голицыну. Князь Павел Федорович Голицын имел коллекцию минералов, которую высоко оценил известный ученый агроном и автор воспоминаний А. Т. Болотов, посетивший дом Голицына. По некоторым архивным данным, владение потом принадлежало Мине Лазаревичу Лазареву, затем - архитекторному помощнику Екиму Малютину; отставному майору Жилети; сдавшему экзамен на доктора словесных наук доктору Иосифу Владимировичу Карасу (в обиходе жители называли его Карасевым). В 1835 году владение числится за женой Караса Марией Филипповной, урожденной д'Оррер, дочерью эмигранта (брат ее был воспитателем у Веневитиновых). В 1850-1860 годы владение принадлежит Павлу Ивановичу Савостьянову. Последние домовладельцы - потомки почетных граждан Цыплаковых. Они оборудовали меблированные комнаты.

В домовладении были музыкальная школа К. О. Бабушки (давались уроки игры на скрипке), типография Николая Ивановича Куманина, старейшины Немецкого клуба и члена Благотвори тельного попечительства о тюрьмах. Здесь жили: Иван Николаевич Холмогоров, профессор Лазаревского института; ученый химик Московского университета Иван Петрович Жольцинский; архитекторы Ипполит Ипполитович Дюмулен и Георгий Константинович Олтаржевский, построивший в Москве более 10 жилых доходных домов.

В части домовладения до 1909 года размещалось отделение для приходящих больных Евангелической больницы, которую возглавлял А. К. Пихлау. В 1909 году была проведена перепланировка помещений меблированных комнат для размещения типографии и переплетной мастерской Торгового дома Д. А. Чернышева и Н. С. Кобелькова. В ней с осени 1914 года работал поэт С. А. Есенин, он стал одним из организаторов журнала "Друг народа" и опубликовал в нем свое стихотворение "Узоры". В 1920-х годах эта типография стала 6-й типографи ей "Красный Октябрь".