Лубянский проезд 9с2.
Церковь святого Георгия в Лучниках
Фотография. Около 1880 г. Из альбома: Найденов Н. А. Соборы, монастыри и церкви, ч. II, № 36.
Фотография представляет здание церкви, ныне сильно искаженное, в том виде, какой сложился после переделок и пристроек середины XIX века. Объемы между церковью и колокольней уже тогда имели очень упрощенные формы.
Появление на этом месте церкви Георгия связано, вероятно, не столько с лучниками (изготовителями луков), которые, как считают, населяли местность в древности, сколько с Коровьей площадкой, где торговали крупным рогатым скотом, чьим покровителем считался Георгий.
Первые летописные сведения о Георгиевском храме «у Коровьей площадки» относятся к 1460-м годам.
Когда с ростом города торговля скотом была вытеснена за его новые пределы, место церкви стало именоваться «у Старой Коровьей площадки», а кроме того, «у Старого тюремного двора» и даже «на Лубянке», отражая этапы городской жизни ближайшей округи храма.
В начале XVII века церковь была уже каменной.
Существующее здание построено в 1692-1694 годах на средства Г.Н.Романова.
Первоначально церковь состояла из двухъярусного четверика, увенчанного пятиглавием, небольшой трапезной и двухъярусной колокольни.
Это первая из известных в Москве колоколен, завершенная главкой с шатриком над зонтичным сводом.
Церковь окружало гульбище; сохранилась белокаменная лестница, ведущая на него из-под колокольни.
Гульбище было разобрано, вероятно, в 1848-1862 годах, когда были выстроены приделы нижней Георгиевской церкви (Нила Столбенского и Федора Сикиота) и заменена ее апсида (см. ил. 130; наверху был престол Благовещения). В этот же период исчезли боковые главы.
В 1932 году разобраны завершения церкви и колокольни.
Здание сохранило основные объемы с их характерной для «московского барокко» стройностью.
Выразительны многорядные поребрики карниза, венчающего четверик, и белокаменные наличники окон с колонками и «гребешками».
Грани четверика подчеркнуты лопатками; на апсиде верхней церкви сохранились лопатки с ширинками.
Колокольня полностью утратила архитектурную обработку.