Подсосенский 21c1
К 1730-м годам этот участок состоял из нескольких мелких владений содержателя парусной фабрики Д. М. Плавильщикова.
Главный дом большой усадьбы начала ХVIII века сохранился - это два нижних этажа пятиэтажного дома в глубине двора, чья планировка с близкими к квадрату сводчатыми палатами напоминает гражданские здания конца ХVII века.
Позже двор был отделен от перекрестка переулков Г-образным служебным корпусом, а в начале ХIХ века в южной части двора был выстроен еще один флигель, выходящий торцом па красную линию.
В 1839 году владение перешло к Морозовым.
Для основателя морозовской ветви "Викуловичей" - Викулы Морозова - в 1879 году, на месте одноэтажного углового корпуса архитектором Д.Н. Чичаговым был построен ныне существующий двухэтажный с антресолями особняк.
Его фасады отделаны в духе того времени с применением большого количества пышных лепных деталей, а интерьеры удивляли богатством и разнообразием; также весьма причудлива планировка с шестью лестницами и большими залами. Все парадные помещения, начиная с вестибюля в египетском духе, отделаны в разных стилях с применением дорогих материалов — мрамора, редких сортов дерева, инкрустации и др. Во многих помещениях устроены сводчатые зеркальные плафоны с богатой росписью и лепкой, деревянные кессоны
В 1895 году по проектам Ф.0.Шехтеля и М.А.Врубеля были выполнены готический кабинет с библиотекой на хорах и смежная с ними приемная, а также будуар в стиле рококо; М.А. Врубель написал панно на темы "Фауста".
Обработка уличных фасадов дома плоскими членениями и эклектичной лепниной более суха н обыденна. Выделяются лишь атланты, поддерживающие балкон в центре главного фасада.
Ограда с воротами представляет собой интересное монументальное сооружение; ее детали повторяют элементы главного дома.
В 1895 году продолжилась история старого дома - он был надстроен двумя этажами, его фасады были насыщены разновременными деталями, сзади пристроен зимний сад (еще видно то место, куда к зданию примыкал свод оранжереи), а интерьеры дома отделаны заново (в его переделках, как предполагают, также участвовал Ф.О. Шехтель).
Ф.О. Шехтель также в 1900 году сделал купольную пристройку - возможно, это была домашняя молельня - все "Викуловичи" были убежденными старообрядцами.
До советской власти дом принадлежал Алексею Викуловичу Морозову, правнуку основателя династии. Он не занимался делами фабрики, его целиком захватила одна страсть - коллекционирование. Морозов собирал старинный фарфор и серебро, иконы, гравированные и литографированные портреты.
Его собрание фарфора помещалось на втором этаже особняка вместе со старым серебром и изделиями из стекла, а для коллекции икон в 1914 году архитектор И. Е. Бондаренко надстроил дворовое крыло особняка, где она была размещена в трех больших с верхним светом залах.
В марте 1918 года в особняке Морозова обосновался народный комиссариат финансов, но вскоре его захватили анархисты. Движение анархистов было подавлено новой властью, и национализированное собрание стало музеем.
Как писал архитектор И.Е. Бондаренко в своих воспоминаниях, после большевистского переворота "Морозов не бросился за рубеж, остался около своего собрания и с удивительным покорным спокойствием занимался описанием и охранением своего музея. Скромно живя в двух нижних комнатах своего особняка, он всегда был на месте и радушно встречал посетителя... и с увлечением истого собирателя показывал новые поступления".
В 1925 - 1930 годах коллекции были переданы в различные музеи, в особняке же недолгое время помещался Музей мебели, потом Высшая колхозная школа, Дом для профтехучащихся, издательство "Наука".
Этот дом памятен тем, что отсюда 16 февраля 1907 года вынесли гроб с телом трагически погибшего в Бутырской тюрьме Николая Шмита.